3.4 Международное научное сотрудничество
Республикой Беларусь подписаны межправительственные соглашения о сотрудничестве в области науки и технологий с 26 государствами мира, в том числе с Великобританией, Германией, Индией, Китаем, Россией, США, Японией и другими. Республика Беларусь избрана в состав Комиссии ООН по науке и технике в целях развития, является членом Европейской организации ядерных исследований, участвует в работе Объединенного института ядерных исследований в Дубне (Россия), присоединилась к Международному научно-техническому центру.
Ученые и научные организации Республики Беларусь принимают активное участие в научных программах Европейского союза, таких как COPERNICUS-2, INTAS, TACIS, ESPRIT, TEMPUS. Эти программы работают в рамках Европейского научного пространства (ЕНП). Онобыло создано с целью обеспечения максимально благоприятных условий для проведения научных исследований в Европе, повышения результативности научных исследований и усиления инновационных процессов в Европе. Основной задачей ЕНП является обеспечение максимально эффективного использования научного потенциала и материальных ресурсов стран Европейского союза (ЕС), с учетом накопленного ими опыта и достижений на основе тесной взаимосвязи европейской и национальной научной политики, обмена знаниями и информацией, а также свободного передвижения ученых в границах стран ЕС.
Основным стимулом создания программ ЕНП послужил тот факт, что инвестиции США и Японии в научно-технологическое развитие значительно превосходят аналогичные показатели стран ЕС и этот разрыв постоянно увеличивается не в пользу Европы. В настоящее время доля научных исследований в странах ЕС составляет в среднем 1,8 % европейского внутреннего валового продукта (для сравнения: в США аналогичный показатель равен 2,8 %, в Японии 2,9 %). Это объясняется фрагментарностью и неудовлетворительным координированием национальных и европейских программ.
По мнению исполнительного органа ЕС – Европейской комиссии, для исправления сложившегося положения необходимо объединить ресурсы стран ЕС, в каждой из которых национальная научная политика будет реформирована в соответствии с единым европейским стандартом. Комитет по вопросам промышленности, внешней торговли, научных исследований и энергетики ЕС призвал правительства государств ЕС приложить усилия к тому, чтобы не менее 3 % от внутреннего валового продукта направлялось на научные исследования. Члены Комитета особенно озабочены тем, что страны ЕС не признают дипломы других государств и создают лишние законодательные преграды для получения патентов. Поле деятельности единого научного пространства в перспективе очень обширно, так что на нем есть место не только для стран-членов ЕС.
Особая роль отводится странам с развивающейся и переходной экономикой. Что касается стран СНГ, то здесь преследуется двоякая цель: во-первых, стабилизировать научный потенциал этих государств, во-вторых, содействовать решению проблем, представляющих взаимный интерес, в области энергетики, нераспространения вооружений, улучшения здравоохранения и обеспечения экологической безопасности, в том числе ядерной. В основе стабилизации потенциала научно-исследовательской сферы лежит более тесное сотрудничество и активизация взаимообмена с научными сообществами ЕС, прежде всего с помощью INTAS (Международной ассоциации содействия сотрудничеству с учеными из новых независимых государств бывшего Советского Союза). Программы и конкурсы INTAS содействуют проведению фундаментальных и прикладных исследований во всех научных направлениях на основе совместной деятельности с более чем 40 странами.
Практическое создание ЕНП началось с реализации Шестой Рамочной программы ЕС 2002 – 2006 гг. Все ее направления исследований подчинены главной цели – объединению европейской науки. Методы выполнения программы разработаны с целью оказания максимальной поддержки бизнесу, академическим кругам и научно-исследовательским институтам. Таким образом, было положено начало созданию благоприятного научно-технологического климата в Европе с целью преобразования ее в мировой центр научных исследований.
- Основы научных исследований
- 5.1 Основные методы теоретических и эмпирических исследований 29
- 1 Основные этапы развития науки
- 1.1 Зачатки знаний в древности
- 1.2 Наука в средние века
- 1.3 Наука – высшая культурная ценность Нового времени
- 1.4 Механистическая картина мира
- 1.5 Рубеж XIX – XX веков. Задачи, стоящие перед наукой XXI века
- 2 Основные определения и понятия в системе научных знаний
- 2.1 Основные понятия науки
- 2.2 Характерные черты современной науки
- 3Организация научно-исследовательской работы в республике беларусь
- 3.1 Организационная структура науки
- 3.2 Организация научно-исследовательской работы в вузах
- 3.3 Подготовка и повышение квалификации научных и инженерных кадров
- 3.4 Международное научное сотрудничество
- 4 Научные исследования.
- 4.1 Структура научного исследования
- 4.2 Классификация научных исследований
- 4.3 Государственные программы научных исследований
- 4.4 Связь науки с производством
- 4.5 Оценка экономической эффективности темы
- 5 Методология научного исследования
- 5.1 Основные методы теоретических и эмпирических исследований
- 5.2 Основные понятия моделирования
- 5.3 Условия механического подобия
- 6 Особенности экспериментального исследования
- 6.1 Типы и задачи экспериментальных исследований, их классификация
- 6.2 Вычислительный эксперимент
- 6.3 Методика проведения экспериментальных работ
- 6.4 Метрологическое обеспечение
- 6.5 Использование в исследованиях единиц системы си.
- 7 Теоретические исследования
- 7.1 Задачи и методы теоретического исследования
- 7.2 Выбор типа математической модели
- 7.3Особенности конечноэлементного моделирования
- 8 Научные документы и издания
- 8.1 Оформление результатов научной работы
- 8.2 Первичные и вторичные научные документы
- 8.3 Средства поиска научной библиографической информации
- 8.4 Правовая защита
- Беларусь объекты промышленной собственности
- 8.5 Патенты на изобретения и полезные модели
- 8.6 Содержание заявки на изобретение, полезную модель
- Пример зарегистрированного патента на изобретение
- Задания для выполнения контрольных работ содержание контрольной работы
- Основные положения курса «основы научных исследований»
- Введение. Предмет “Основы научных исследований”. Генезис и периодизация мировой науки. Роль науки в развитии техники.
- Развитие науки – общественная потребность. Источники формирования научных исследований.
- Особенности экспериментального исследования. Его цели и задачи.
- Методика проведения экспериментальных работ.
- Классификация экспериментальных исследований.
- Общая последовательность математического моделирования.
- Методология улучшения памяти. Механизм запоминания, виды памяти.
- Список рекомендуемой литературы