2) Книги:
С книгами дело обстоит хуже. Практически половина (44,4%) – не смогли назвать любимую книгу или героя, другими словами почти половина школьников просто не читают. Относительно многие - 21% - указывали в своих ответах персонажей русской классики – спасибо школьной программе. Еще 11% указали сказочных, детских персонажей –это эпатаж, стремление скрыть тот факт, что большинство из них не читает. Таким образом, школа приобщает к литературе (в рамках программы) примерно пятую часть школьников. Самостоятельно читают около 13% - те, кто указал современную отечественную и западную литературу. Жанры, преимущественно – детективы и фантастика. Это вполне согласуется с данными, полученными в вопросах, относительно свободного времени школьников.
Лидерами рейтинга по перечисленным выше категориям стали:
Отечественная классика 19-20 вв.:
Евгений Онегин
Татьяна "Евгений Онегин"
Воланд "Мастер и Маргарита"
Современная отечественная литература:
"Даша Васильева" Д.Донцова
Антон Городецкий "Ночной дозор"
Детская литература:
Колобок
Винни Пух
Современная западная литература:
Гарри Поттер
Зарубежная классика 19-20 вв.:
Ромео «Ромео и Джульетта»
В заключении можно сказать, что конструктивных героев и кумиров у современных школьников мало. Их внимание захватывают современные развлекательные персонажи, демонстрирующие силу, индивидуализм, сексуальность, беззаботность и экстравагантность.
В другом исследовании (2006 г.) вопрос о примерах и кумирах молодежи выяснялся более прямолинейно. Респондентам задавался вопрос: кто является для тебя примером для подражания? Подчеркивалось, что «это может быть любой реальный человек, например родственник или знакомый, или персонаж какого-либо фильма-книги». В ответах на этот вопрос учащиеся должны были самостоятельно вписать вариант ответа. Результаты анализа ответов представлены в виде списка:
Примеры для подражания:
Не ответили – 21%
Их нет - 45,3%
Я сам - 10%
Родители - 7,7
Мама – 6,3%
Отец - 4,2%
другое – 5,5%
Первое, что бросается в глаза – кризис образцов для подражания у нынешнего поколения. Абсолютное большинство ответивших указали – примеров для подражания нет. Родители хотя и занимают второе место популярности, но их авторитет в качестве примеров для подражания - пугающе низок. В ответах на этот вопрос проявилась самая тревожная тенденция, из всех, выявленных в данном исследовании – острый дефицит позитивной героики и примеров. Предоставить школьникам эти образцы – важнейшая задача как семьи так и школы, в противном случае деформации в социализации и жизненном становлении наблюдаемые на фоне разрыва поколений становятся неизбежными.
3. Успех, карьера и профессиональные планы.
- Молодежь в кризисном обществе: такой будет Россия? (опыт социологического исследования нормативного сознания и образа жизни региональной молодежи 2000-х)
- 1. Знакомство (свободное время, интересы и увлечения).
- 1.1. Какая она, молодежь?
- 2. Ситуация в семье и другие агенты социализации.
- 2.2. Примеры и кумиры
- Фильмы:
- 2) Книги:
- 3.1. Жизненные цели и планы на будущее
- 4. Нормативно-правовое сознание молодежи