logo
социология молодежи_Хагуров

1.1. Какая она, молодежь?

Сегодня часто можно услышать высказывания педагогов и обществоведов на тему «Вот она какая, наша молодежь». Часть подобных оценок -настоящие диагнозы. А что говорит молодежь о себе сама? Интересно, так же сравнить самооценку молодежи с оценками учителей и родителей. Эти вопросы задавались респондентам в исследованиях 2006 и 2007 гг. (таблица 1).

Таблица 1. Характеристики современных школьников

«Выпускники 2006»

Труд. подростки, 2007 г.

Варианты ответов

Уч-ля

Род-ли

Шк -ки

Добрые, отзывчивые

30,7

38,0

54,1

67,0

Расчетливые, думающие о деньгах

43,6

38,6

25,4

20,1

Злые, агрессивные

5,7

4,3

10,6

10,3

Черствые, невнимательные к другим

20,0

17,9

10,6

5,2

Активные, энергичные

52,9

47,8

67,5

37,8

Скучающие, не знают чем заняться

28,6

25,5

11,7

14,6

Не самостоятельные, инфантильные

21,4

14,7

9,5

3,4

Не послушные, своевольные

25,0

40,8

35,3

7,7

Умные, эрудированные

29,3

31,0

36,7

23,5

Грубые, пошлые

11,4

8,7

29,7

6,6

Не активные, ленивые

20,7

23,9

13,1

5,4

Избалованные

50,0

31,0

20,1

12,0

Самостоятельные, почти взрослые

36,4

46,2

56,9

33,0

Одинокие

10,0

8,7

8,5

3,7

Можно видеть, что в исследовании 2006 г. все три группы респондентов сходятся в том, что современной молодежи, в первую очередь, присущи такие качества, как активность и энергичность. Далее, обнаружились различия в оценках. Учителя на второе место ставят избалованность, на третьерасчетливость, стремление к деньгам. Родители на второе место ставят самостоятельность, на третьесвоеволие и непослушание. Ученики же считают, что наряду с активностью и энергичностью, во вторую очередь, им присуща самостоятельность, в третью – доброта и отзывчивость.

Таким образом, оценки родителей в большей степени опираются на положительные характеристики школьников, тогда как оценки учителей носят более критический характер. При этом родители и учителя отметили каждый свои специфические проблемы в общении с молодежью , одни – своеволие, другие - избалованность.

«Трудные» подростки характеризуют своих друзей, как: 1) добрых и отзывчивых; 2) активных и энергичных; 3) самостоятельных, почти взрослых. Это созвучно мнению обычных школьников, с той лишь разницей, что доброта и отзывчивость вышли на первое место. Возможно, это указание на то, что «трудные» подростки чаще испытывают дефицит доброты и отзывчивости со стороны взрослых. В целом же в ответах и «трудных» и обычных подростков просматривается нектритично-позитивное восприятие своей эталонной среды общения - компании друзей. Очевидно, это связано с высокой эмоциональной значимостью компании для подростков, поскольку именно друзья для большинства из них являются основным и наиболее важным кругом общения.

Эти ответы, на наш взгляд, отражают сложную ситуацию складывающуюся в поле взаимоотношений детей и взрослых и свидетельствуют о дисфункциях семьи и школы, утрачивающих потенциал воспитательного воздействия. «Доброта и отзывчивость» друзей – сигнал об отсутствии «значимых взрослых», свои беды и проблемы подростки доверяют в основном друзьям. «Самостоятельность и взрослость» - кажущиеся – большинство подростков не учатся и не работают. Это – сигнал замкнутости подростков в своем мире, где друг для друга они – «взрослые», и куда семья и школа имеют очень ограниченный доступ. Данные о свободном времени и интересах молодежи (см. ниже) показывают, что это тот тип «взрослости», который ориентирован на принятие взрослых привилегий (удовольствий) без принятия взрослой ответственности (возможность самостоятельно жить и полноценно работать).

1.2. Интересы. В ряде исследований респондентам задавался вопрос относительно их интересов и наиболее популярных тем для обсуждения. Как и в предыдущем вопросе интересно сравнить ответы молодежи с ответами родителей и учителей (Таб. 2.).

Таблица 2. «Ты активно интересуешься и всегда готов обсуждать…»

2006 г.

11-классники

2007 г. труд. подр.

2008 г.

Учащ. мол.

Варианты ответов

учителя

родители

ученики

Новости политики

9,2

5,9

5,3

8,9

31,5

Новости культуры

3,5

4,3

4,3

10,1

25,9

Свою учёбу

30,5

41,0

27,3

25,6

51,2

Спорт

17,0

19,7

28,7

41,7

48,1

Компьютерные игры

46,8

24,5

20,6

37,5

20,7

Своих знакомых

32,6

17,6

19,1

28,0

35,8

Будущая карьера

31,9

40,4

30,9

27,4

52,2

Отношения с противоположным полом

46,1

16,0

45,0

25,3

59,6

Компьютерные технологии

14,9

17,0

14,9

15,8

15,1

Вопросы о смысле жизни

19,1

26,1

20,2

26,5

43,5

Новые книги

2,1

8,0

7,4

14,3

32,1

Фильмы

19,9

25,5

26,6

54,5

69,1

Музыку

11,3

26,1

27,0

50,9

71,6

Живопись

,7

1,6

3,2

6,3

15,4

Экзотические страны и культуры

---

7,4

5,3

18,2

24,1

Одежду и моду

32,7

50,0

Не знаю, затрудняюсь ответить

2,8

3,7

---

1,9

2,2

Рассматривая данные, приведенные в таблице, следует учитывать, что (эталонной) группой ответов, в данном случае являются ответы самих учащихся, рассказывающих о своих интересах (постановка вопроса, как показал пилотаж анкеты, практически исключает искажения или неискренность со стороны школьников и подростков, тогда как родители или учителя могут быть не вполне объективны). С этой точки зрения, можно проследить интересную тенденцию. Учителя выражают критические и скорее стереотипные представления о молодежи, но при этом они более точно, по сравнению с родителями, оценивают интересы учащихся по целому ряду позиций: «отношениям с противоположным полом» (родители сильно преуменьшают уровень интереса), «свою учебу» (родители преувеличивают интерес), «будущая карьера» (родители преувеличивают интерес), «вопросы о смысле жизни» (родители преувеличивают уровень интереса). Другими словами оценки учителей критичнее и точнее. Видимо это нормально – они ведь оценивают своих учеников, тогда как родители - детей.

В целом, наибольший интерес учащейся молодежи вызывают следующие темы:

В ответах «трудных подростков» заметно некоторое превышение интереса к музыке и фильмам, по сравнению с интересом ко всем другими темам.

Повышенный интерес к развлечениям и противоположному полу, в целом, вполне согласуется с возрастными особенностями развития подростков. Отношения с противоположным полом, карьера и учеба это традиционный интерес для молодежи во все времена «Странным» (но типичным для современного общества) является то, что фильмы и музыка вышли на первое место. Здесь, очевидно, сказывается влияние СМИ. Заметим, так же, что книги, вопросы о смысле жизни, новости политики и культуры в список актуальных интересов не попали. Можно видеть, что структура интересов современной молодежи формируется не столько под влиянием культурных традиций и семейного воспитания, но в первую очередь под влиянием медиа-индустрии.

1.3. Источники интересной и полезной информации. Следующий вопрос задавался с целью конкретизировать источники из которых респонденты получают наиболее важную и полезную для себя информацию (таб. 3).

Таблица 3. Наиболее интересное и полезное для себя ты обычно узнаешь…

Варианты ответов

2005 г.

9-11-классники

2007 г.,

Трудные подростки

2008 г.,

Учащ. молодежь

2008 г.

Раб. молодежь

По телевидению

38,4

34,3

48,6

61,5

По радио

1,9

14,0

11,7

1,9

От родителей и родственников

19,1

32,5

30,0

7,7

От одноклассников, в школе

(коллег по работе)

7,5

30,1

7,9

30,8

Из журналов, газет

5,2

16,1

18,6

12,5

От друзей в своей компании

44,3

38,8

43,2

20,2

В интернете

17,7

14,3

28,1

29,8

Из книг, учебников

17,2

14,0

27,4

16,3

От учителей, в школе

7,6

18,2

8,2

12,5

Не могу сказать точно, где

78,2

8,4

5,7

1,0

Всего

237,1

220,9

229,3

194,2

Ответы недвусмысленно показывают, что приоритетные источники интересной и полезной информации для подростков - это друзья и телевизор. Потом, со значительным отрывом –родители и родственники, затем книги и Интернет. В ответах работающей молодежи родители в качестве источников интересной и полезной информации уже не упоминаются – вполне типично для ситуации взросления. Учитывая популярность телевизора, как средства информации, подросткам задавался вопрос, что именно они предпочитают смотреть. Чемпионами рейтинга стали: 1) музыка, клипы; 2) фильмы (предпочтение – боевики и комедии); 3) спортивные программы и реалити-шоу.

Так же можно видеть, что молодежь пока не в полной мере «погружена» в самую современную сферу массовых коммуникаций – Интернет. И для работающей, и для учащейся молодежи Интернет как источник наиболее интересной и полезной информации значительно уступает телевидению и друзьям. В целом в ответах респондентов подтверждается распространенное мнение о том, что «современная молодежь книг не читает». Книга, как источник актуальной и полезной информации, является значимой не более чем для 1\4 – 1/5 наших респондентов. При этом предпочтение отдается, как правило, литературе «легких» жанров, что еще раз подтверждает мысль о том, что в современной России серьезная литература перестала быть значимым агентом молодежной социализации, о чем подробнее будет сказано далее.

1.4. Свободное время. Следующая группа вопросов, задаваемых респондентам касалась структуры свободного времени учащихся. Знание того, как подростки проводят свое свободное время дает более надежные основания судить об их реальных (актуальных) ценностях, интересах и устремлениях, нежели словесные оценки и характеристики. Как и в предыдущем вопросе, респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа из предложенного списка, либо – вписать свой собственный вариант. Данные о структуре интересов подростков вполне согласуются с данными об их свободном времени (таблица 4.). Напомним, что большинство подростков рассматривает себя и своих друзей, как «самостоятельных, почти взрослых». Данные о структуре интересов и свободного времени хорошо иллюстрирует, реальную инфантильность большинства представителей учащейся молодежи.

Большую часть в структуре свободного времени, согласно их ответам занимают:

- общение со сверстниками (впереди с большим отрывом)

- просмотр телевизора и слушание музыки

- подготовка к урокам/поступлению в вуз и занятия спортом.

В целом, из ответов школьников видно, что не более 20-25% из них систематически используют свободное время для саморазвития (книги, спорт, музыка). Для большинства же представителей учащейся молодежи приоритетным является досуговое время препровождение.

Таблица 4. Как обычно школьники проводят свое время проводят свободное время

Варианты ответов

2005 г.

Уч. 9-11-х кл.

2006 г. Выпускники

2007 г. «трудные» под-ки

2008г. учащаяся молодежь

Читает книги

25,2

16,8

17,8

23,7

Гуляет со сверстниками

84,4

23,5

71,9

57,0

Смотрит телевизор или видео

17,3

28,4

50,1

29,6

Занимается спортом

18,2

27,7

39,5

25,9

Делает уроки, занимается

23,8

26,0

31,5

19,3

Играет в компьютер

16,6

16,1

33,8

10,0

Путешествует по Интернету

15,1

8,4

6,3

9,0

Занимается музыкой, рисованием

7,9

11,7

6,5

Ничего не делает (спит, валяется, скучает)

4,2

12,6

7,2

5,9

Готовится к поступлению в ВУЗ

3,1

29,1

-

-

Ходят на дискотеки, в клубы

6,7

11,6

27,2

17,8

Общаюсь с друзьями по телефону

-

31,6

33,0

10,6

Занимаюсь домашними делами

18,2

22,1

-

-

Со своей(им) девушкой (парнем)

-

-

28,7

30,8

Слушая музыку

23,5

-

48,1

35,8

Подрабатывая

-

-

8,3

13,1

Мы не приводим в таблице ответы учителей и родителей, однако следует заметить, что, как и в предыдущих вопросах, они расходятся в описании свободного времени своих детей/учеников. Учителя представляют себе структуру свободного времени учащихся, как в большей степени наполненную развлечениями и отдыхом, а не серьезными занятиями. Родители же значительно чаще приписывают подросткам склонность занимать свободное время продуктивными видами деятельности. Получается, что и те и другие не вполне объективны, причем, примерно в равной степени. Следует также отметить, что в ответах учителей отчетливо прослеживалось влияние стереотипов восприятия молодежи – «молодежь только и делает, что играет в компьютер и «сидит» в Интернете» или «современная молодежь не читает книг», или – «современная молодежь любит развлекаться и часто ходит в клубы и на дискотеки». Нельзя говорить, что эти тенденции не существуют, но учителя, по видимому несколько переоценивают их распространенность.

В исследованиях 2007 и 2008 гг. респондентам также задавался вопрос о том, как бы они хотели проводить свое свободное время (таб.5). Как выяснилось, всего 8% хотят проводить свое свободное время так же, как обычно.

Таблица 5. Если бы я мог(ла) выбирать, то свое свободное время проводил(а)…

Варианты ответов

Трудные подростки 2007

Молодежь 2008

В компании друзей

41,3

43,1

со своей(им) девушкой/парнем

25,9

38,8

На природе, в туристическом походе

8,3

33,8

В спортивном зале, спортивной секции

22,8

26,5

Подрабатывал(а) бы где-нибудь

9,1

20,3

Дома, в семье

17,7

17,8

Все равно как, лишь бы с друзьями, в компании

12,5

14,5

Слушая музыку

10,3

12,3

У компьютера

22,5

10,5

Читая книги

5,7

9,5

Так же, как обычно

9,7

7,7

В каком-нибудь кружке по интересам

3,1

7,4

У телевизора

12,3

6,8

Все равно как, лишь бы никто не мешал

4,6

4,6

Всего

205,8

253,5

Интересно, что 43% респондентов хотели бы проводить время в в компании друзей, при том, что в предыдущем вопросе большинство ответили, что проводят свое свободное время гуляя со сверстниками. Можно предположить, что в обычном «гулянии со сверстниками» не достает по-настоящему дружеского общения. Компания сверстников, скорее всего, представляет собой не столько среду взаимной поддержки и доверия, сколько средство совместной борьбы со скукой, проистекающей из-за отсутствия продуктивных интересов и увлечений. В компанию сверстников подростки объединяются «вынужденно», не имея по настоящему интересной и полезной среды общения. Так же значительна часть респондентов хотели бы проводить время: а) со своей девушкой (парнем); б) на природе, в туристическом походе; в) в спортивном зале, секции; г) подрабатывая.

На эти ответы стоит обратить внимание. Значительная часть подростков открыто говорит о том, что хотела бы проводить свое свободное время с большей продуктивностью и пользой для себя, чем обычно, однако по каким то причинам не делает этого. На наш взгляд, можно говорить о зависимости подростков от непродуктивного времяпрепровождения. Заметим, что очень немногие указали, что они хотели бы проводить время перед телевизором или слушать музыку. Семья и школа часто не обеспечивают вовлечение подростков в продуктивные виды проведения свободного времени (спорт, секции, кружки по интересам). Это приводит к определенной зависимости от непродуктивных, пассивных видов деятельности – телевизор, слушание музыки, игры на компьютере, совместное бесцельное «тусование» (кстати, высоко девиантогенное).

Применительно к «трудным подросткам» это складывается в цепочку: пропуски занятий и нарушения дисциплины в школе – активное принятие агрессивных моделей поведения (типично для подростковых компаний) - употребление алкоголя – отсутствие продуктивных интересов (спорт, увлечения, учеба) – несформированность/деформация – нравственно-волевой регуляции личности – устойчивая вторичная девиантность.

Эти выводы, как будет показано далее, подтверждаются при внимательном анализе других вопросов – о ценностях, поведении, интересах и образе жизни подростков. Мы же переходим к анализу следующего блока вопросов.