logo
социология молодежи_Хагуров

3.1. Жизненные цели и планы на будущее

В современном аксиологическом дискурсе ценности карьеры и успеха занимают лидирующее место. Идеология успешных социальных слоев активно транслируется в культурное поле и безусловно оказывает влияние на формирование ценностно-целевых установок молодежи. Соответственно, отдельный интерес представляет то, какие цели учащиеся ставят перед собой в будущем, насколько в этих целях отражены культурно-значимые ценности.

В исследованиях 2006, 2007 и 2008 гг. подобные вопросы респондентам задавались. Основная цель этих вопросов– выявить ценностно-целевые приоритеты молодежи, формирующие жизненные сценарии и долгосрочные жизненные стратегии. Вопрос формулировался в форме списка, из которого респонденты могли выбрать до 3-х вариантов ответа, либо вписать свой собственный вариант (таблица 9.).

Таблица 9. В будущем ты бы хотел(а)

Варианты ответов

2006 выпускники

2007 трудные подростки

2008, учащ. мол.

Иметь семью, воспитывать детей

40,0

48,1

61,3

Иметь высоко оплачиваемую работу

53,0

48,7

52,5

Быть самостоятельным, помогать родителям

47,0

42,2

42,6

Иметь любимую, интересную работу

25,3

22,2

35,3

Путешествовать, посмотреть разные страны

26,3

15,4

26,4

Построить карьеру

23,9

22,2

22,7

Встретить любовь

41,1

25,4

21,5

Быть богатым, позволять себе то, что хочется

21,8

17,7

13,5

Сделать мир вокруг себя лучше

4,3

7,7

8,6

Помочь своей стране, людям

2,1

5,4

6,4

Делать то, что хочется

11,6

8,5

6,1

Еще не решил(а)

5,6

5,4

2,1

Всего

301,8

268,9

299,1

Можно видеть, что наиболее популярными ценностями- целями для молодежи являются:

- высокооплачиваемая работа,

- семья,

- самостоятельность, возможность помогать близким.

Таким образом, в ответах наших респондентов отчетливо проявляются ценностно-целевые установки характерные для среднего класса: приоритет отдается ценностям успешной карьеры, семьи, самостоятельности, сосредоточение интересов на нуждах семьи и ближайшего окружения. Все это может быть описано понятием «здоровый прагматизм». Несколько тревожит другое: социально-значимые, неутилитарные цели мало интересуют молодежь. Для сравнения - тех, кто хочет «помочь своей стране, людям» в 4-5 раза меньше, чем тех, кто хотел бы «попутешествовать и посмотреть разные страны». Можно предположить, что готовность работать на благо себя и близких у нынешней молодежи сопровождается крайне низким потенциалом социальной и гражданской активности, готовности действовать во имя неутилитарных общественно-значимых ценностей. Это – один из указателей на приоритеты молодежной политики – работа по воспитанию социального и гражданского сознания.

Другой интересный факт заключается в том, что поскольку система жизненных ориентиров российских подростков удивительных образом схожа со структурой жизненных ориентиров западного среднего класса, то судя по этим ответам, наши подростки должны быть серьезными и ответственными людьми. Между тем, многое говорит о том, что это не совсем так. Скорее всего, мы имеет дело с декларацией подростками устойчивых социальных стереотипов – они знают, что «каждый нормальный человек должен стремиться быть самостоятельным, иметь хорошую работу и семью» - именно это они и декларируют. Судя же по ответам на другие вопросы (напр. о свободном времени и интересах) эти цели мало влияют на их повседневную жизнь, оставаясь просто декларациями.

В качестве уточнения в исследованиях 2007 и 2008 гг. респондентам задавался вопрос о критериях качества жизни (таблица 10).

Таблица 10. Человек правильно прожил жизнь, если…

2007

2008

Варианты ответов

Трудные подростки

Учащаяся молодежь

Работающая молодежь

Он имеет крепкую семью, друзей

22,4

31,6

31,1

Его уважают и ценят люди

27,7

26,9

28,1

Может обеспечить себя и своих детей всем, что они захотят

16,8

15,0

13,8

Стал хорошим профессионалом в каком-нибудь деле

6,6

10,0

13,3

Сделал что-то важное и полезное для своей страны

6,6

7,6

8,7

Он прожил жизнь, как хотел и делал в жизни, что хотел

12,3

5,3

3,1

Совершил выдающийся поступок, подвиг

4,7

2,3

1,5

Он известен, его показывают по телевидению, пишут в газетах

2,9

1,4

0,5

Всего

100

100,0

100,0

Из таблицы видно, что у всех групп респондентов примерно одинаковое представление о том, как человек должен правильно прожить жизнь. Приоритеты те же: семья, материальное благополучие, социальное признание – т.е. ценности личного успеха. Само по себе это неплохо, но опять же тревожит низкий уровень популярности социально-значимых ценностей.

Отдельный интерес представляет срез личностно-инструментальных ценностей - какими качествами, по мнению подростков должен обладать человек, желающий преуспеть в жизни и какие качества этому препятствуют (см. таблицы 11-12).

Таблица 11. «Я считаю, что в современной жизни нужно быть…»

Варианты ответов

2007 г. трудные подростки

2008 г., Уч.молодежь

2008 г.,

Раб. молодежь

Уверенным в себе

15,4

22,7

25,8

Умным

14,8

15,4

17,6

Удачливым, счастливым

5,4

8,7

11,1

Ловким, сообразительным

6,2

9,4

7,9

Сильным

14,1

11,9

7,2

Честным

8,9

5,9

6,1

Напористым, наглым

4,3

5,0

6,1

Хитрым

7,0

5,2

5,7

Обеспеченным, богатым

4,3

3,1

3,9

Смелым

4,0

3,3

3,6

Дружелюбным

5,7

4,0

2,9

Добрым

7,0

4,3

1,8

Злым, агрессивным

1,4

0,4

0,4

Одиноким

1,4

0,6

-

Всего

100

100,0

100,0

Итак, в современной жизни нужно быть уверенным в себе, умным и сильным, в целом же, работающая молодежь больше полагается на везение и удачу, нежели учащаяся. Скорее всего это – результат накопления негативного жизненного опыта – невозможности реализовать себя, получить повышения по службе, добиться желаемого уровня заработной платы. В принципе, несколько больший пессимизм работающей молодежи – явление нормальное и традиционно проявляется при сравнении с молодежью учащейся.

Таблица 12. В жизни хуже всего приходится человеку…

Варианты ответов

2007 г.Трудные подростки

2008 г.,

Уч. молодежь

2008 г.,

Раб. молодежь

Доверчивому

11,0

18,8%

18,9%

Слабому

19,7

15,6%

17,9%

Одинокому

3,9

11,7%

13,7%

Непонятливому, несообразительному

3,3

7,6%

12,6%

Необразованному

10,0

8,4%

10,5%

Глупому

17,1

14,8%

7,9%

Гордому, заносчивому

5,0

8,1%

6,3%

Бедному

16,7

7,6%

4,2%

Некультурному

5,6

2,6%

3,2%

Доброму

3,1

2,8%

2,6%

Честному

3,6

1,5%

2,1%

Верному, преданному

1,1

0,7%

-

Всего

100

100,0%

100,0%

Большая часть обеих групп респондентов считает, что в жизни хуже всего приходится человеку доверчивому, слабому, одинокому. Затем идут расхождения в ответах: учащаяся молодежь выбирает ответ «глупому», а работающая молодежь «непонятливому» и «необразованному».

Если сравнить результаты ответов на два последних вопроса, то мы получим следующую картину:

Сравнительный анализ ответов по таблицам 11 и 12

В современной жизни нужно быть…

В жизни хуже всего приходится человеку…

  • уверенным в себе -

  • умным -

  • сильным

  • удачливым

  • ловким, сообразительным

  • доверчивому

  • слабому

  • одинокому

  • глупому

  • необразованному

Как видно из таблицы, в набор наиболее востребованных личностных качеств, по мнению респондентов, входят уверенность в себе, ум, сила и удачливость. Этот список представляется вполне оправданным и понятным, за исключением того факта, что в нем отсутствует какое бы то ни было нравственное измерение. С учетом того, что доброта и честность в число востребованных личностных качеств не попали, декларируемый молодежью образ желательных личностных качеств одинаково применим как к успешному бизнесмену или политику, так и к успешному преступнику или коррупционеру.

В целом, подводя итоги этого раздела, можно видеть, что согласованность в ответах респондентов достаточно высока. Приоритетные жизненные цели молодежи – это семья, карьера, успех, материальное и социальное благополучие свое и ближайшего окружения. Чтобы достичь этих целей, считает молодежь, нужно много трудиться и работать над собой, получить хорошее образование, не упустить свой шанс. При этом нужно быть уверенным в себе, умным, сильным и удачливым. Доброта и честность в число значимых личных добродетелей не попали. Таким образом, и целевые, и инструментальные ценности наших респондентов носят выраженный утилитарно-прогматичный характер. В то же время вызывает тревогу тот факт, что из числа целевых установок молодежи практически исключены ценности социального служения и общественного блага, а из числа инструментальных ценностей нравственные критерии, не имеющие прямого отношения к личностной эффективности. С одной стороны, устойчивая прагматичность ценностных ориентаций подростков – отражение реалий современного российского общества. Их трудно упрекнуть в неадекватности и нереалистичности. С другой стороны, столь последовательная прагматизация ценностных ориентаций должна вызывать озабоченность – моральные ограничения, нормы нравственности и права вряд ли станут для наших респондентов значимыми регуляторами поведения. Весьма вероятно, что мы имеем дело с поколением, для которого мораль и право станут лишь инструментами, а это чревато высоким уровнем криминализации общества в будущем.