3.1. Жизненные цели и планы на будущее
В современном аксиологическом дискурсе ценности карьеры и успеха занимают лидирующее место. Идеология успешных социальных слоев активно транслируется в культурное поле и безусловно оказывает влияние на формирование ценностно-целевых установок молодежи. Соответственно, отдельный интерес представляет то, какие цели учащиеся ставят перед собой в будущем, насколько в этих целях отражены культурно-значимые ценности.
В исследованиях 2006, 2007 и 2008 гг. подобные вопросы респондентам задавались. Основная цель этих вопросов– выявить ценностно-целевые приоритеты молодежи, формирующие жизненные сценарии и долгосрочные жизненные стратегии. Вопрос формулировался в форме списка, из которого респонденты могли выбрать до 3-х вариантов ответа, либо вписать свой собственный вариант (таблица 9.).
Таблица 9. В будущем ты бы хотел(а)
Варианты ответов | 2006 выпускники | 2007 трудные подростки | 2008, учащ. мол. |
Иметь семью, воспитывать детей | 40,0 | 48,1 | 61,3 |
Иметь высоко оплачиваемую работу | 53,0 | 48,7 | 52,5 |
Быть самостоятельным, помогать родителям | 47,0 | 42,2 | 42,6 |
Иметь любимую, интересную работу | 25,3 | 22,2 | 35,3 |
Путешествовать, посмотреть разные страны | 26,3 | 15,4 | 26,4 |
Построить карьеру | 23,9 | 22,2 | 22,7 |
Встретить любовь | 41,1 | 25,4 | 21,5 |
Быть богатым, позволять себе то, что хочется | 21,8 | 17,7 | 13,5 |
Сделать мир вокруг себя лучше | 4,3 | 7,7 | 8,6 |
Помочь своей стране, людям | 2,1 | 5,4 | 6,4 |
Делать то, что хочется | 11,6 | 8,5 | 6,1 |
Еще не решил(а) | 5,6 | 5,4 | 2,1 |
Всего | 301,8 | 268,9 | 299,1 |
Можно видеть, что наиболее популярными ценностями- целями для молодежи являются:
- высокооплачиваемая работа,
- семья,
- самостоятельность, возможность помогать близким.
Таким образом, в ответах наших респондентов отчетливо проявляются ценностно-целевые установки характерные для среднего класса: приоритет отдается ценностям успешной карьеры, семьи, самостоятельности, сосредоточение интересов на нуждах семьи и ближайшего окружения. Все это может быть описано понятием «здоровый прагматизм». Несколько тревожит другое: социально-значимые, неутилитарные цели мало интересуют молодежь. Для сравнения - тех, кто хочет «помочь своей стране, людям» в 4-5 раза меньше, чем тех, кто хотел бы «попутешествовать и посмотреть разные страны». Можно предположить, что готовность работать на благо себя и близких у нынешней молодежи сопровождается крайне низким потенциалом социальной и гражданской активности, готовности действовать во имя неутилитарных общественно-значимых ценностей. Это – один из указателей на приоритеты молодежной политики – работа по воспитанию социального и гражданского сознания.
Другой интересный факт заключается в том, что поскольку система жизненных ориентиров российских подростков удивительных образом схожа со структурой жизненных ориентиров западного среднего класса, то судя по этим ответам, наши подростки должны быть серьезными и ответственными людьми. Между тем, многое говорит о том, что это не совсем так. Скорее всего, мы имеет дело с декларацией подростками устойчивых социальных стереотипов – они знают, что «каждый нормальный человек должен стремиться быть самостоятельным, иметь хорошую работу и семью» - именно это они и декларируют. Судя же по ответам на другие вопросы (напр. о свободном времени и интересах) эти цели мало влияют на их повседневную жизнь, оставаясь просто декларациями.
В качестве уточнения в исследованиях 2007 и 2008 гг. респондентам задавался вопрос о критериях качества жизни (таблица 10).
Таблица 10. Человек правильно прожил жизнь, если…
| 2007 | 2008 | |
Варианты ответов | Трудные подростки | Учащаяся молодежь | Работающая молодежь |
Он имеет крепкую семью, друзей | 22,4 | 31,6 | 31,1 |
Его уважают и ценят люди | 27,7 | 26,9 | 28,1 |
Может обеспечить себя и своих детей всем, что они захотят | 16,8 | 15,0 | 13,8 |
Стал хорошим профессионалом в каком-нибудь деле | 6,6 | 10,0 | 13,3 |
Сделал что-то важное и полезное для своей страны | 6,6 | 7,6 | 8,7 |
Он прожил жизнь, как хотел и делал в жизни, что хотел | 12,3 | 5,3 | 3,1 |
Совершил выдающийся поступок, подвиг | 4,7 | 2,3 | 1,5 |
Он известен, его показывают по телевидению, пишут в газетах | 2,9 | 1,4 | 0,5 |
Всего | 100 | 100,0 | 100,0 |
Из таблицы видно, что у всех групп респондентов примерно одинаковое представление о том, как человек должен правильно прожить жизнь. Приоритеты те же: семья, материальное благополучие, социальное признание – т.е. ценности личного успеха. Само по себе это неплохо, но опять же тревожит низкий уровень популярности социально-значимых ценностей.
Отдельный интерес представляет срез личностно-инструментальных ценностей - какими качествами, по мнению подростков должен обладать человек, желающий преуспеть в жизни и какие качества этому препятствуют (см. таблицы 11-12).
Таблица 11. «Я считаю, что в современной жизни нужно быть…»
Варианты ответов | 2007 г. трудные подростки | 2008 г., Уч.молодежь | 2008 г., Раб. молодежь |
Уверенным в себе | 15,4 | 22,7 | 25,8 |
Умным | 14,8 | 15,4 | 17,6 |
Удачливым, счастливым | 5,4 | 8,7 | 11,1 |
Ловким, сообразительным | 6,2 | 9,4 | 7,9 |
Сильным | 14,1 | 11,9 | 7,2 |
Честным | 8,9 | 5,9 | 6,1 |
Напористым, наглым | 4,3 | 5,0 | 6,1 |
Хитрым | 7,0 | 5,2 | 5,7 |
Обеспеченным, богатым | 4,3 | 3,1 | 3,9 |
Смелым | 4,0 | 3,3 | 3,6 |
Дружелюбным | 5,7 | 4,0 | 2,9 |
Добрым | 7,0 | 4,3 | 1,8 |
Злым, агрессивным | 1,4 | 0,4 | 0,4 |
Одиноким | 1,4 | 0,6 | - |
Всего | 100 | 100,0 | 100,0 |
Итак, в современной жизни нужно быть уверенным в себе, умным и сильным, в целом же, работающая молодежь больше полагается на везение и удачу, нежели учащаяся. Скорее всего это – результат накопления негативного жизненного опыта – невозможности реализовать себя, получить повышения по службе, добиться желаемого уровня заработной платы. В принципе, несколько больший пессимизм работающей молодежи – явление нормальное и традиционно проявляется при сравнении с молодежью учащейся.
Таблица 12. В жизни хуже всего приходится человеку…
Варианты ответов | 2007 г.Трудные подростки | 2008 г., Уч. молодежь | 2008 г., Раб. молодежь |
Доверчивому | 11,0 | 18,8% | 18,9% |
Слабому | 19,7 | 15,6% | 17,9% |
Одинокому | 3,9 | 11,7% | 13,7% |
Непонятливому, несообразительному | 3,3 | 7,6% | 12,6% |
Необразованному | 10,0 | 8,4% | 10,5% |
Глупому | 17,1 | 14,8% | 7,9% |
Гордому, заносчивому | 5,0 | 8,1% | 6,3% |
Бедному | 16,7 | 7,6% | 4,2% |
Некультурному | 5,6 | 2,6% | 3,2% |
Доброму | 3,1 | 2,8% | 2,6% |
Честному | 3,6 | 1,5% | 2,1% |
Верному, преданному | 1,1 | 0,7% | - |
Всего | 100 | 100,0% | 100,0% |
Большая часть обеих групп респондентов считает, что в жизни хуже всего приходится человеку доверчивому, слабому, одинокому. Затем идут расхождения в ответах: учащаяся молодежь выбирает ответ «глупому», а работающая молодежь «непонятливому» и «необразованному».
Если сравнить результаты ответов на два последних вопроса, то мы получим следующую картину:
Сравнительный анализ ответов по таблицам 11 и 12
В современной жизни нужно быть… | В жизни хуже всего приходится человеку… |
|
|
Как видно из таблицы, в набор наиболее востребованных личностных качеств, по мнению респондентов, входят уверенность в себе, ум, сила и удачливость. Этот список представляется вполне оправданным и понятным, за исключением того факта, что в нем отсутствует какое бы то ни было нравственное измерение. С учетом того, что доброта и честность в число востребованных личностных качеств не попали, декларируемый молодежью образ желательных личностных качеств одинаково применим как к успешному бизнесмену или политику, так и к успешному преступнику или коррупционеру.
В целом, подводя итоги этого раздела, можно видеть, что согласованность в ответах респондентов достаточно высока. Приоритетные жизненные цели молодежи – это семья, карьера, успех, материальное и социальное благополучие свое и ближайшего окружения. Чтобы достичь этих целей, считает молодежь, нужно много трудиться и работать над собой, получить хорошее образование, не упустить свой шанс. При этом нужно быть уверенным в себе, умным, сильным и удачливым. Доброта и честность в число значимых личных добродетелей не попали. Таким образом, и целевые, и инструментальные ценности наших респондентов носят выраженный утилитарно-прогматичный характер. В то же время вызывает тревогу тот факт, что из числа целевых установок молодежи практически исключены ценности социального служения и общественного блага, а из числа инструментальных ценностей нравственные критерии, не имеющие прямого отношения к личностной эффективности. С одной стороны, устойчивая прагматичность ценностных ориентаций подростков – отражение реалий современного российского общества. Их трудно упрекнуть в неадекватности и нереалистичности. С другой стороны, столь последовательная прагматизация ценностных ориентаций должна вызывать озабоченность – моральные ограничения, нормы нравственности и права вряд ли станут для наших респондентов значимыми регуляторами поведения. Весьма вероятно, что мы имеем дело с поколением, для которого мораль и право станут лишь инструментами, а это чревато высоким уровнем криминализации общества в будущем.
- Молодежь в кризисном обществе: такой будет Россия? (опыт социологического исследования нормативного сознания и образа жизни региональной молодежи 2000-х)
- 1. Знакомство (свободное время, интересы и увлечения).
- 1.1. Какая она, молодежь?
- 2. Ситуация в семье и другие агенты социализации.
- 2.2. Примеры и кумиры
- Фильмы:
- 2) Книги:
- 3.1. Жизненные цели и планы на будущее
- 4. Нормативно-правовое сознание молодежи