2. Ситуация в семье и другие агенты социализации.
2.1. Семья и взаимоотношения с родителями. Особый интерес представляют ответы подростков на вопросы о ситуации в семье. Известно, что семья является главным социализирующим институтом и в случае дисфункций семейного воспитания, компенсация этих дисфункций со стороны других институтов (школа, ОДН и пр.) оказывается весьма проблематичной. Тем более интересной является возможность сравнить ответы о ситуации в семье обычных и «трудных» подростков. Традиционно, «трудные» подростки – это выходцы, как правило из неблагополучных семей – семей с одним родителем, семей с нарушенными социальными функциями (семьи алкоголиков, осужденных и т.п.). Однако наше исследование 2007 г. дало несколько иную картину. Во-первых, нетипичным является то, что почти половина «трудных» подростков (48,6%) - выходцы из полных семей. При этом, у 70% не отмечается конфликтности с родителями В то же время 42% подростков – выходцы из неполных семей, которые традиционно хуже справляются со своими воспитательными функциями. Семьи же с двумя родителями заставляют приглядеться к ним внимательнее. Столь значительный процент полных семей, дети которых относится к категории «трудных» позволяет предположить, что на сегодня семья утрачивает какие-то важные воспитательные функции. С другой стороны само наличие обоих родителей в семье еще не доказывает, что семья нормальна. Конфликтные семьи, семьи пьющих родителей – традиционные источники девиантного поведения подростков. Поэтому респондентам задавался вопрос о внутренней ситуации в семье. Вопрос был построен в виде набора позитивных и негативных описательных высказываний, продолжающих предложение «В твоей семье…». Результаты ответов о ситуации в семье представлены в таблицах 6 и 7.
Таблица 6. Сталкиваешься ли ты в своей семье с непониманием, враждебностью, невозможностью найти общий язык между тобой и родителями (старшими родственниками)?
Варианты ответов | 2005 г. Шк-ки 9-11-х кл. | 2007 г. «Трудные» подростки | 2008 г. Учащаяся молодежь |
Нет, не сталкиваюсь, у меня хорошие отношения с родителями | 42,2 | 40,9 | 52,8 |
Сталкиваюсь время от времени, иногда бывает трудно, но потом все налаживается | 36,5 | 23,9 | 30,2 |
Сталкивались одно время, но сейчас все нормально, родители меня понимают | 13,5 | 29,7 | 12,3 |
Сталкиваюсь постоянно, ситуация часто кажется мне тяжелой и сложной | 7,6 | 5,5 | 4,6 |
Всего | 100 | 100 | 100 |
Таблица 7. В твоей семье…
Варианты ответов | 2007 г. «Трудные» подростки | 2008 г. Учащаяся молодежь |
Тебя любят и о тебе заботятся | 50,3 | 64,9% |
Тебе доверяют | 49,4 | 62,6% |
Очень хорошие отношения между родителями | 51,7 | 58,8% |
Родители заставляют тебя делать уроки, учиться | 44,8 | 15,0% |
Позволяют тебе делать все, что хочется | 9,5 | 13,1% |
Часто бывают ссоры, конфликты между родителями | 11,8 | 9,6% |
Тебя часто ругают | 17,2 | 6,7% |
Обращают на тебя мало внимания | 8,0 | 5,1% |
Бывает, что тебя бьют | 8,6 | 2,6% |
Принято часто (более 1 раза в неделю) выпивать | 2,3 | 2,2% |
Кто-то из родителей имел срок лишения свободы | 5,7 | 1,9% |
Всего | 259,5 | 242,5% |
Картина, как можно видеть, складывается вполне благополучная.
Еще один важный показатель внутрисемейной атмосферы – уровень доверия между подростком и родителями. Отвечая на соответствующий вопрос («С кем ты обычно делишься своими проблемами и советуешься»), подростки, в целом, подтвердили уже наметившуюся тенденцию – значительный процент семей «трудных» подростков – какими-либо выраженными девиантными характеристиками не обладают. Более того уровень доверительных отношений с родителями необычно высок именно в этой группе (Таблица 8.).
Видно, что учителя совершенно не воспринимаются школьниками, как «старшие товарищи», с которыми можно поделиться своими проблемами. Лучше ситуация с родителями – на достаточно доверительные отношениях с ними указывает в среднем 1/4 школьников (хотя это безусловно, мало). Как и ожидалось, на первом месте по доверию оказались друзья, что с одной стороны, можно отнеси к особенностям возрастной психологии, с другой – это один из симптомов «разрыва поколений».
Таблица 8. С кем обычно делишься своими проблемами и советуешься
Варианты ответов | 2005 г. учащиеся 9-11-х классов | 2007 г. «Трудные подростки» | 2008 г. | |
Учащ. молодежь | Раб. молодежь | |||
с родителями | 24,8 | 39,8 | 29,4 | 20,2 |
с братом (сестрой) | 13,1 | 10,8 | 11,3 | 4,8 |
с учителями | 0,3 | ,6 | 0,6 | - |
с друзьями | 44,8 | 32,3 | 33,7 | 13,5 |
с кем угодно, по разному | 10,5 | 5,8 | 6,7 | 6,7 |
ни с кем | 6,3 | 10,8 | 10,4 | 9,6 |
С женой (мужем) | - | - | 0,3 | 24,0 |
Со своей девушкой (парнем) | - | - | 6,1 | 2,9 |
Не хочу отвечать | - | - | 1,2 | 18,3 |
Всего | 100 | 100 | 100 | 100 |
Примерно каждый десятый подросток испытывает стресс одиночества – им не с кем посоветоваться или поделиться своими проблемами. Это, кстати, весьма тревожный показатель и статистически заметный. Десятая часть подростков – в зоне особого риска – вероятность суицида, употребления наркотиков, устойчивой асоциальности для них выше в разы.
Представляется, что судя по схожести ответов «трудных» и обычных подростков о ситуации в семье, проявляет себя необычная тенденция «сбоя» воспитательной функции нормальной семьи – семьи, где есть оба родителя, где подросток находится под надзором, о нем заботятся, где нет частых сор и конфликтов между родителями. Можно предположить, что в современных условиях семья испытывает комплекс мощных деформирующих воздействий, приводящих к тому, что внешне нормальная семья утрачивает важный воспитательный потенциал. К таким негативным факторам предположительно можно отнести: высокую занятость родителей, оставляющую мало времени на полноценное общение с ребенком; в этих условиях контроль начинает носить в основном «внешний» характер («выучил или нет уроки», «во сколько пришел домой»), отсутствует противодействие негативным информационным воздействиям («пусть лучше посмотрит телевизор или поиграет в компьютер, чем болтаться на улице»); родители утрачивают контроль за содержание интересов ребенка; основной средой вовлеченного общения становится компания сверстников, которая в отсутствии продуктивных интересов (спорт, творчество) становится мощным девиантогенным фактором.
Кроме того «трудным подросткам» задавался отдельный вопрос о том, приходилось ли им сталкиваться со случаями насилия и унижения со стороны сверстников, и если да, то кому они об этом сообщали. Такие вопросы относятся к «щекотливым», поэтому многие подростки уклонилось от ответа на него (что само по себе свидетельствует о том, что эти явления имеют место). Судя же по полученным ответам, приходилось сталкиваться:
с физическим насилием - 42,9% подростков;
с сексуальным насилием - 9,5%
с вымогательством - 26,2;
с издевательствами, унижениями - 57,1.
Однако на вопрос «Кому сообщал о случаях насилия» ответило значительно большее число подростков – более двух третей. Ответы показали, что родители и друзья - источник поддержки в ситуации насилия примерно для ¼ части подростков. Учителя в качестве тех к кому можно обратиться за помощью большинством подростков не рассматриваются. При этом необходимо обратить внимание на тот факт, что почти половина подростков никому не сообщала о случаях насилия.
Кому сообщал о случаях насилия:
милиции - 4,5%;
родителям - 29,1%;
учителям - 8,5%;
друзьям - 29,1%;
никому не сообщал - 47,8%.
Таким образом, мы можем сделать два значимых вывода. 1) Уровень виктимизации подростков со стороны сверстников достаточно высок, боле двух третей подростков сталкивались с давлением и насилием со стороны сверстников. 2) Большая часть виктимизированных подростков справляются со своими проблемами в одиночку. Это тревожный симптом, он указывает на отсутствие и у родителей и тем более у школы и органов надзора возможностей защитить подростка. Это отсутствие доверительной поддержки в ситуациях виктимизации для большинства подростков может с высокой вероятностью способствовать проявлению таких проблем, как: 1) повышение уровня депрессий, психических расстройств и самоубийств, 2) ответных форм агрессии (как правило более разрушительных).
- Молодежь в кризисном обществе: такой будет Россия? (опыт социологического исследования нормативного сознания и образа жизни региональной молодежи 2000-х)
- 1. Знакомство (свободное время, интересы и увлечения).
- 1.1. Какая она, молодежь?
- 2. Ситуация в семье и другие агенты социализации.
- 2.2. Примеры и кумиры
- Фильмы:
- 2) Книги:
- 3.1. Жизненные цели и планы на будущее
- 4. Нормативно-правовое сознание молодежи