1.5 Рубеж XIX – XX веков. Задачи, стоящие перед наукой XXI века
Крупные изменения в основах научного мышления, а также ряд крупных открытий в физике (Томсон и Де Бройль открыли электрон; Беккерель, Резерфорд, супруги Кюри – радиоактивность) привели на рубеже XIX – XX веков к полному краху механистического мировоззрения. Это стало отправной точкой для свершения III научной революции, которая охватила главным образом физику. Планк, Эйнштейн основали теорию относительности. В 20-х годах XX века была создана квантовая механика, в 30-х годах был открыт целый ряд новых элементарных частиц: нейтрино, нейтрон, позитрон.
Новым в развитии естествознания с середины XX века явилось то, что научные революции слились с техническими в единый процесс. Современная научно-техническая революция – качественно новый процесс, преобразующий материальную основу общества. Основными ее чертами являются: 1) открытие и использование новых видов и источников энергии; 2) автоматизация и кибернизация производства; 3) использование в производстве, управлении и науке ЭВМ; 4) открытие способов создания материалов с заранее заданными свойствами, которых не существует в природе; 5) проникновение в микро- и макромир; 6) оптимизация отношений человек – природа; 7) управление большими системами.
Существенной чертой научно-технической революции является превращение науки в непосредственную производительную силу, органичное соединение науки с производством.
«Точки» роста науки XXIвека находятся, как правило, на пересечении внутренней логики ее развития с диктуемыми современным обществом потребностями. В настоящее время продолжают развиваться основные научные направления прошлого века.
Цель перспективных научных исследований – помочь возникновению новых областей науки и техники, связанных с технологиями информационного общества, которые будут иметь стратегическое значение для устойчивого социально-экономического развития человеческого общества. В числе будущих и зарождающихся технологий: применение нанотехнологий в здравоохранении, химии, энергетике, оптике и других областях, производство, трансформация и обработка многофункциональных материалов, разработка новых процессов и «умных» производственных систем, а также интеграциянанотехнологий, новых материалов и производственных технологий для более дешевого и экологически эффективного применения в различных отраслях.
- Основы научных исследований
- 5.1 Основные методы теоретических и эмпирических исследований 29
- 1 Основные этапы развития науки
- 1.1 Зачатки знаний в древности
- 1.2 Наука в средние века
- 1.3 Наука – высшая культурная ценность Нового времени
- 1.4 Механистическая картина мира
- 1.5 Рубеж XIX – XX веков. Задачи, стоящие перед наукой XXI века
- 2 Основные определения и понятия в системе научных знаний
- 2.1 Основные понятия науки
- 2.2 Характерные черты современной науки
- 3Организация научно-исследовательской работы в республике беларусь
- 3.1 Организационная структура науки
- 3.2 Организация научно-исследовательской работы в вузах
- 3.3 Подготовка и повышение квалификации научных и инженерных кадров
- 3.4 Международное научное сотрудничество
- 4 Научные исследования.
- 4.1 Структура научного исследования
- 4.2 Классификация научных исследований
- 4.3 Государственные программы научных исследований
- 4.4 Связь науки с производством
- 4.5 Оценка экономической эффективности темы
- 5 Методология научного исследования
- 5.1 Основные методы теоретических и эмпирических исследований
- 5.2 Основные понятия моделирования
- 5.3 Условия механического подобия
- 6 Особенности экспериментального исследования
- 6.1 Типы и задачи экспериментальных исследований, их классификация
- 6.2 Вычислительный эксперимент
- 6.3 Методика проведения экспериментальных работ
- 6.4 Метрологическое обеспечение
- 6.5 Использование в исследованиях единиц системы си.
- 7 Теоретические исследования
- 7.1 Задачи и методы теоретического исследования
- 7.2 Выбор типа математической модели
- 7.3Особенности конечноэлементного моделирования
- 8 Научные документы и издания
- 8.1 Оформление результатов научной работы
- 8.2 Первичные и вторичные научные документы
- 8.3 Средства поиска научной библиографической информации
- 8.4 Правовая защита
- Беларусь объекты промышленной собственности
- 8.5 Патенты на изобретения и полезные модели
- 8.6 Содержание заявки на изобретение, полезную модель
- Пример зарегистрированного патента на изобретение
- Задания для выполнения контрольных работ содержание контрольной работы
- Основные положения курса «основы научных исследований»
- Введение. Предмет “Основы научных исследований”. Генезис и периодизация мировой науки. Роль науки в развитии техники.
- Развитие науки – общественная потребность. Источники формирования научных исследований.
- Особенности экспериментального исследования. Его цели и задачи.
- Методика проведения экспериментальных работ.
- Классификация экспериментальных исследований.
- Общая последовательность математического моделирования.
- Методология улучшения памяти. Механизм запоминания, виды памяти.
- Список рекомендуемой литературы