logo search
Осн надежн машин 00

Тестовые задания

176. В зависимости от скорости деформирования различают:

  1. динамические и усталостные изломы;

  2. усталостные и предельные изломы;

  3. хрупкие и вязкие изломы;

  4. хрупкие и усталостные изломы.

177. В зависимости от вида нагрузки различают:

  1. динамические, усталостные и предельные изломы;

  2. хрупкие, вязкие и предельные изломы;

  3. динамические, вязкие и усталостные изломы;

  4. хрупкие, вязкие и динамические изломы.

178. Внешний вид излома имеет:

  1. три характерные зоны;

  2. пять характерных зон;

  3. четыре характерные зоны;

  4. шесть характерных зон.

179. Внешний вид излома включает в себя следующие характерные зоны:

1) фокус излома, очаг разрушения, зона долома;

  1. фокус излома, зона избирательного развития, зона ускоренного развития, зона долома;

  2. фокус излома, очаг разрушения, зона избирательного развития, зона ускоренного развития, зона долома;

  3. фокус излома, очаг разрушения, зона избирательного развития, зона ускоренного развития, зона долома, зона окончательного излома.

180. От какого типа нагрузки зависит вид поверхности излома:

  1. растяжение, сжатие, изгиб и кручение;

  2. только растяжение и сжатие;

  3. только растяжение, сжатие и изгиб;

  4. только растяжение, сжатие и кручение.

5.4. Общая характеристика видов коррозии

Коррозия является одним из наиболее распространенных и опасных факторов разрушения элементов конструкции машины. Кроме непосредст­венного вреда из-за разрушения и уноса с окислами поверхностных слоев металла, коррозия косвенно влияет и на функциональные свойства маши­ны: мощность двигателя, потери на трение в шарнирах, снижение прочно­сти, потерю герметичности соединений и т.д. Так, если коррозией пораже­ны зеркала цилиндров двигателя, то его мощность падает на 20 - 25%, од­новременно на 50 - 80% повышается расход масла и топлива, почти вдвое снижается ресурс. Износостойкость деталей сопряжений под действием коррозии уменьшается в 1,5 - 4 раза.

Коррозией называется процесс разрушения материалов вследствие их химического или электрохимического взаимодействия с окружающей сре­дой (газовой, атмосферной, жидкостной, биологической).

По условиям протекания процесса различают структурную, кон­тактную и щелевую коррозию.

По виду площади повреждения коррозия может быть сплошной, пят­нами и с трещинами.

Для оценки интенсивности коррозии используются прямые или кос­венные показатели.

К основным прямым показателям относятся: изменение массы, глуби­на коррозии, доля пораженной коррозией поверхности.

В качестве косвенных показателей используются изменения физико-механических свойств или электросопротивление.

Различают два вида коррозии: химическую и электрохимическую.

При химической коррозии процесс разрушения материала сопровож­дается химическими реакциями (окисление металла с образованием оки­слов).

Химическая коррозия может происходить в газовой или жидкой сре­дах. Типичным примером химической коррозии в газовой среде является разрушение поршней, клапанов или зеркала цилиндров двигателей внутрен­него сгорания. Химическая коррозия может происходить также в узлах тре­ния машин вследствие реакций окисления металла компонентами смазки.

Интенсивность химической коррозии зависит от состава и температу­ры среды, а также от коррозионной стойкости поверхности. Основным ус­ловием протекания именно химической коррозии является отсутствие электропроводящей среды, однако, у машин и технологического оборудо­вания это наблюдается редко. Обычно и на поверхности и в большинстве сопряжений машин есть влага. Поэтому более частым встречается явление электрохимической коррозии.

Механизм электрохимической коррозии связан с возникновением и перетеканием электрических зарядов между поверхностями из разных ме­таллов или участками одной и той же поверхности, имеющими разные по­тенциалы.

В зависимости от свойств среды и вида материалов возможен анод­ный и катодный характер протекания коррозионного процесса. Так, на­пример, в паре бронза-сталь деталь из стали будет анодом, а бронза (или медь) - катодом. Железо анода будет терять электроды, которые переме­щаясь к катоду, превращаются в гидроксильные ионы. Эти ионы, в свою очередь, реагируют с двухвалентными ионами железа на аноде и образуют гидротированную окись железа Fe203 (H20)2 - ржавчину.

Классификация видов коррозии приведена на рисунке 5.7. Кроме указанных физико-химических факторов (химическая актив­ность, температура, коррозионная стойкость и т.д.), на интенсивность кор­розии влияют также конструкция деталей и действующие на них нагрузки. Так, например, щелевая коррозия развивается в щелях и зазорах соедине­ний. Ее причиной является неоднородность концентрации агрессивного компонента внутри и вне щели. Это приводит к образованию анодно-катодной пары и интенсивному корродированию стыка.

Аналогичным является механизм контактной коррозии, в котором анодно-катодная пара образуется при контакте металлов, имеющих разные потенциалы в определенной электролитической среде.

Рассмотренное явление коррозии разных участков поверхности носит название структурной коррозии.

Одновременное воздействие на элемент конструкции коррозионной среды, а также постоянных или переменных напряжений усиливает про­цесс коррозии. При этом предел выносливости детали снижается (коррози­онная усталость). Явление коррозионной усталости наблюдается у рессор, пружин, штоков гидроцилиндров и других деталей, работающих при ана­логичных условиях.

Непрерывное одновременное действие агрессивной среды и растяги­вающих напряжений вызывает явление так называемого коррозионного растрескивания поверхности.