logo search
Прогнозирование вопросы Лебедева

2. Типы прогнозов. Функции прогнозирования.

На основе целевого критерия различаю три вида прогнозов: нормативный, поисковый, комплексный:

Нормативный прогноз  направлен из будущего в настоящее.

Поисковый прогноз – направлен из настоящего в будущее.

Комплексный прогноз – содержит элементы поискового и нормативного прогнозов. К комплексному прогнозу относятся и модели адаптивные комбинированные, объединяющие несколько адаптивных моделей; они предполагают формирование базового набора наиболее перспективных моделей с относительно простой структурой.

Первые два типа прогнозов (нормативный и  поисковый) в чистом виде не существуют (так как они взаимосвязаны и образуют сплошные комплексы).

Прогнозирование — деятельность, направленная на выявление и изучение возможных альтернатив будущего развития фирмы. Главная роль здесь отводится прогнозированию сбыта продукции. Основная цель прогноза — определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка.

При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные — на 1 — 1,5 года, среднесрочные — на 4-6 лет и долгосрочные — на 10-15 лет.

Главный акцент при краткосрочном прогнозировании делается на количественной и качественной оценке изменений объема производства, спроса и предложения, уровня конкурентоспособности товара и индексов цен, валютных курсов, соотношений валют и кредитных условий. Учитываются также временные, случайные факторы.

Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование основывается на системе прогнозов — конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли.

В качестве инструментария прогнозирования применяются формализованные количественные методы (факторные, статистического анализа, математического моделирования), методы экспертных оценок, базирующиеся на опыте и интуиции специалистов по данному товару и рынку.

Важнейшими прогнозами в деятельности фирм являются прогнозы сбыта, при разработке которых могут быть использованы следующие основные методы: