2. Типы прогнозов. Функции прогнозирования.
На основе целевого критерия различаю три вида прогнозов: нормативный, поисковый, комплексный:
Нормативный прогноз – направлен из будущего в настоящее.
Поисковый прогноз – направлен из настоящего в будущее.
Комплексный прогноз – содержит элементы поискового и нормативного прогнозов. К комплексному прогнозу относятся и модели адаптивные комбинированные, объединяющие несколько адаптивных моделей; они предполагают формирование базового набора наиболее перспективных моделей с относительно простой структурой.
Первые два типа прогнозов (нормативный и поисковый) в чистом виде не существуют (так как они взаимосвязаны и образуют сплошные комплексы).
Прогнозирование — деятельность, направленная на выявление и изучение возможных альтернатив будущего развития фирмы. Главная роль здесь отводится прогнозированию сбыта продукции. Основная цель прогноза — определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка.
При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные — на 1 — 1,5 года, среднесрочные — на 4-6 лет и долгосрочные — на 10-15 лет.
Главный акцент при краткосрочном прогнозировании делается на количественной и качественной оценке изменений объема производства, спроса и предложения, уровня конкурентоспособности товара и индексов цен, валютных курсов, соотношений валют и кредитных условий. Учитываются также временные, случайные факторы.
Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование основывается на системе прогнозов — конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли.
В качестве инструментария прогнозирования применяются формализованные количественные методы (факторные, статистического анализа, математического моделирования), методы экспертных оценок, базирующиеся на опыте и интуиции специалистов по данному товару и рынку.
Важнейшими прогнозами в деятельности фирм являются прогнозы сбыта, при разработке которых могут быть использованы следующие основные методы:
опрос группы руководителей различных служб и отделов фирмы, а также обобщение оценок отдельных торговых агентов предприятия и руководителей его сбытовых подразделений - прогноз предс тавляет собой среднее значение из их мнений. Метод применяется для новых фирм, не имеющих опыта использования других методов, а также когда отсутствует подробная информация о тенденциях развития рынка. В рамках данного метода создается возможность учитывать региональные особенности спроса и условий реализации продукции фирмы;
прогнозирование на базе прошлого оборота - определяется темп роста объема продаж в отчетном году по сравнению с предыдущим и делается предположение, что достигнутые темпы роста сохранятся в следующем году: Оборот следующего года = Оборот отчетного года х (Оборот текущего года : Оборот прошлого года). Метод применяется для рынков со стабильной конъюнктурой, слабо меняющимся ассортиментом, незначительными колебаниями оборота и вялотекущим НТП;
- Примерный перечень вопросов к экзамену
- 1. Сущность социального прогнозирования. Предвидение и прогнозирование.
- 2. Типы прогнозов. Функции прогнозирования.
- 4. Генезис социально-экономического прогнозирования в ходе развития человеческого сообщества: от Древнего мира до Новейшей истории.
- 5. Прогнозирование и программирование в хх в. В ссср.
- 7. Изменение теоретических и практических основ прогнозирования и проектирования в конце 80-х гг. XX в. – начале XXI в.
- 8. Правовые основы социального прогнозирования
- 9. Предпрогнозная ориентация.
- 10. Построение исходной (базовой) модели прогнозируемого объекта.
- 11. Сбор данных прогнозного фона.
- 12. Поисковый прогноз.
- 13. Нормативный прогноз.
- 14. Верификация прогноза. Выработка рекомендаций для решений в сфере управления на основе сопоставления поисковых и нормативных моделей.
- 15. Экспертиза прогноза.
- 16. Статистические и математические методы прогнозирования
- 17. Методы экспертных оценок. Интуитивные и эвристические методы.
- 18. Балансовый метод. Проблемно-целевой метод.
- 19. Социальное моделирование.
- 20. Виды и функции моделей
- 21. Требования, предъявляемые к социальной модели
- 22. Оценка моделей. Требования, предъявляемые к оценке моделей.
- 23. Федеральные целевые программы в области социальной защиты населения