logo search
Теория музыки-1

Классификация интервалов

Интервалы классифицируются:

1. По ширине (количеству заключённых в них ступеней). Число, обозначающее количество ступеней в интервале, также является кратким обозначением этого интервала в музыкальной грамоте: прима(1), секунда(2), терция(3), кварта(4), квинта(5), секста(6), септима(7), октава(8), нона(9), децима(10), ундецима(11), дуодецима(12), терцдецима(13), квартдецима(14), квинтдецима(15).

Интервалы от примы до октавы называются простыми, от октавы до квинтдецимы — составными. Интервалы шире, чем квинтдецима, не рассматриваются как самостоятельные и не имеют названий.

2. По «качеству» (количеству заключённых в интервале тонов и полутонов при известном количестве ступеней). «Качество» интервала определяется словами «большая» (сокращённо б.), «малая» (м.), «чистая» (ч.), «увеличенная» (ув.), «уменьшённая» (ум.), «дважды увеличенная» (дв. ув.) и «дважды уменьшённая» (дв. ум.). Определение качества интервала самостоятельно невозможно и служит дополнением к определению его ширины.

По способу воспроизведения составляющих их звуков интервалы бывают двух видов: мелодические и гармонические.

Мелодическим называется интервал, звуки которого берутся порознь, то есть последовательно друг за другом, причем в зависимости от того, в каком порядке будут взяты звуки интервала, он может быть восходящим (при движении от основания к вершине) или нисходящим (при движении от вершины к основанию).

Гармоническим называется интервал, оба звука которого берутся вместе, одновременно.

Примаэто чистая нота, которая называется тоникой. Это первая нота октавы. Примой также называют унисон – два звука одинаковой высоты, которые полностью совпадают.

Секундаэто интервал между двумя соседними по высоте звуками в гамме. Например, интервал между до и ре, ре и ми, ми и соль и т.д.

Выделяют четыре варианта секунды:

(А) Большая секунда: интервал в полный тон

(B) Малая секунда: интервал в полутон

(C) Увеличенная секунда: например, интервал между фа и соль-диез (малая терция)

(D) Уменьшенная секунда: например интервал между соль-диез и ля-бемоль (эквивалент унисона).

Терция – это интервал в три ступени.

Выделяют четыре варианта терции:

(А) Большая терция: например, от «до» до «ми» - два полутона

(b) Малая терция: например, от «ми» до «соль» - полтора полутона

(с) Увеличенная терция: например, от «до» до «ми-диез» (аналог кварты)

(d) Уменьшенная терция: например, от «ми» до «соль-бемоль» (аналог секунды).

Кварта – это интервал в четыре ступени.

Выделяют три варианта кварты:

Чистая кварта: например, от «до» до «фа»

Увеличенная кварта: например, от «фа» до «си» (аналог тритона)

Уменьшенная кварта: например, от «до» до «фа-бемоль» (аналог большой терции)

Квинта – интервал в пять ступеней высоты.

Выделяют три варианта квинты:

Чистая квинта: равна 3 тонам + полутон, например, от «до» до «соль».

Уменьшенная квинта – аналог тритона

Увеличенная квинта: например, от «фа» первой октавы до «до-диез» второй октавы.

Секста музыкальный интервал в шесть ступеней высоты.

Септимамузыкальный интервал между первой и седьмой ступенями.

Октава музыкальный интервал между первой и восьмой ступенями диатонического звукоряда. Например, от «до» первой октавы до «до» второй октавы. Бывает уменьшенной и увеличенной.

Помимо основных существуют составные музыкальные интервалы:

Нона – октава + секунда

Децима – октава + терция

Ундецима – октава + кварта

Доудецима – октава + квинта

Терцдецима – октава + секста