Классификация интервалов
Интервалы классифицируются:
1. По ширине (количеству заключённых в них ступеней). Число, обозначающее количество ступеней в интервале, также является кратким обозначением этого интервала в музыкальной грамоте: прима(1), секунда(2), терция(3), кварта(4), квинта(5), секста(6), септима(7), октава(8), нона(9), децима(10), ундецима(11), дуодецима(12), терцдецима(13), квартдецима(14), квинтдецима(15).
Интервалы от примы до октавы называются простыми, от октавы до квинтдецимы — составными. Интервалы шире, чем квинтдецима, не рассматриваются как самостоятельные и не имеют названий.
2. По «качеству» (количеству заключённых в интервале тонов и полутонов при известном количестве ступеней). «Качество» интервала определяется словами «большая» (сокращённо б.), «малая» (м.), «чистая» (ч.), «увеличенная» (ув.), «уменьшённая» (ум.), «дважды увеличенная» (дв. ув.) и «дважды уменьшённая» (дв. ум.). Определение качества интервала самостоятельно невозможно и служит дополнением к определению его ширины.
Большими и малыми могут быть секунды, терции, сексты и септимы;
Чистыми могут быть примы, кварты, квинты и октавы;
Увеличенными и уменьшёнными могут быть любые интервалы (за исключением уменьшённой примы, которая не может существовать на практике)
Дважды увеличенными могут быть примы и кварты;
Дважды уменьшёнными могут быть квинты и октавы
По способу воспроизведения составляющих их звуков интервалы бывают двух видов: мелодические и гармонические.
Мелодическим называется интервал, звуки которого берутся порознь, то есть последовательно друг за другом, причем в зависимости от того, в каком порядке будут взяты звуки интервала, он может быть восходящим (при движении от основания к вершине) или нисходящим (при движении от вершины к основанию).
Гармоническим называется интервал, оба звука которого берутся вместе, одновременно.
Прима – это чистая нота, которая называется тоникой. Это первая нота октавы. Примой также называют унисон – два звука одинаковой высоты, которые полностью совпадают.
Секунда – это интервал между двумя соседними по высоте звуками в гамме. Например, интервал между до и ре, ре и ми, ми и соль и т.д.
Выделяют четыре варианта секунды:
(А) Большая секунда: интервал в полный тон
(B) Малая секунда: интервал в полутон
(C) Увеличенная секунда: например, интервал между фа и соль-диез (малая терция)
(D) Уменьшенная секунда: например интервал между соль-диез и ля-бемоль (эквивалент унисона).
Терция – это интервал в три ступени.
Выделяют четыре варианта терции:
(А) Большая терция: например, от «до» до «ми» - два полутона
(b) Малая терция: например, от «ми» до «соль» - полтора полутона
(с) Увеличенная терция: например, от «до» до «ми-диез» (аналог кварты)
(d) Уменьшенная терция: например, от «ми» до «соль-бемоль» (аналог секунды).
Кварта – это интервал в четыре ступени.
Выделяют три варианта кварты:
Чистая кварта: например, от «до» до «фа»
Увеличенная кварта: например, от «фа» до «си» (аналог тритона)
Уменьшенная кварта: например, от «до» до «фа-бемоль» (аналог большой терции)
Квинта – интервал в пять ступеней высоты.
Выделяют три варианта квинты:
Чистая квинта: равна 3 тонам + полутон, например, от «до» до «соль».
Уменьшенная квинта – аналог тритона
Увеличенная квинта: например, от «фа» первой октавы до «до-диез» второй октавы.
Секста – музыкальный интервал в шесть ступеней высоты.
Септима – музыкальный интервал между первой и седьмой ступенями.
Октава – музыкальный интервал между первой и восьмой ступенями диатонического звукоряда. Например, от «до» первой октавы до «до» второй октавы. Бывает уменьшенной и увеличенной.
Помимо основных существуют составные музыкальные интервалы:
Нона – октава + секунда
Децима – октава + терция
Ундецима – октава + кварта
Доудецима – октава + квинта
Терцдецима – октава + секста
- Понятие звука
- Свойства музыкальных звуков
- 1) Высота, 2) длительность, 3) громкость, 4) тембр.
- Частичные тоны
- Музыкальный строй.
- Музыкальные строи: Пифагоров, Чистый, Темперированный
- Наиболее сложные использовавшиеся в то время в Греции лады (гаммы) состояли из 7 нот.
- Двигаясь по квинтам от исходной ноты наверх и возвращаясь по октавам вниз (в исходную октаву) можно получить (и даже с избытком) все ноты этих гамм.
- Отношение длин частей струны (при её зажатии пальцем), необходимое для повышения звука на квинту составляет 2:3.
- Камертон
- Нотные знаки
- История
- Форма записи нот на нотном стане
- Группировка длительностей
- 2)Для продления ноты на половину её звучания справа от овала ставится точка (то есть в данном случае три восьмых — это четверть с точкой). Ноты с точкой также могут объединяться под одним ребром.
- Названия нот. История названий
- Латинская система
- Использование ключей
- Ключ «соль»
- Ключ «фа»
- Партия контрабаса, записанная в басовом ключе, исполняется на октаву ниже. Ключ «до»
- Нейтральный ключ - Ключ для ударных инструментов
- Знаки сокращения нотного письма (аббревиатуры)
- Артикуляция
- Октавная система
- Обозначения октав
- Субконтроктава
- Контроктава
- Большая октава
- Малая октава
- Первая октава
- Вторая октава
- Третья октава
- Четвёртая октава
- Пятая октава
- Временные соотношения в музыке
- Размер и такт
- Интервал
- Классификация интервалов
- Обращения интервалов
- Акустика интервалов
- Консонирующие и диссонирующие интервалы
- 1) Абсолютные консонансы, к которым относятся интервалы чистой примы и чистой октавы;
- 2) Совершенные консонансы, к которым относятся чистая квинта и чистая кварта.
- 3) Несовершенные консонансы, к которым относятся большие и малые терции и большие и малые сексты.
- Трезвучие
- Септаккорды
- Мажорный лад
- Гамма. Ступени лада
- Минорный лад
- Тональность
- Параллельные и одноименные тональности мажора и минора
- Политональность и полиладовость
- Краткие сведения о других системах организации музыки
- Членение музыкальной речи
- Простая двухчастная форма
- Простая трехчастная форма
- Мелодия
- Основные компоненты мелодии
- Фактура
- Секвенции
- Мелизмы
- Форшлаг
- М ордент
- Г руппетто