Форма записи нот на нотном стане
Нотным станом (или нотоносцем) называются те пять линеек, на которых располагаются ноты. Ноты в виде овальных помет записываются в порядке звучания слева направо. Каждая нота находится либо на какой-нибудь строке нотоносца, либо в междустрочии. Иногда используются добавочные линейки, расширяющие нотный стан вверх или вниз и рисующиеся в небольшой окрестности нот, на них находящихся. Вертикальная позиция ноты (её высота на нотном стане) зависит от высоты её звучания. Каждой строке/междустрочию нотоносца ставится в соответствие какая-либо клавиша фортепиано, при этом если какой-то строке/междустрочию присвоена некая определённая клавиша, то междустрочиям/строкам выше и ниже присваиваются соответственно последующая и предыдущая белые клавиши. Например, если на второй линейке снизу находится нота «соль», то между первой и второй строкой располагается нота «фа». Таким образом, чтобы определить позиции всех нот на нотоносце, достаточно поставить в соответствие белую клавишу фортепиано только одной какой-нибудь строчке/междустрочию; остальные при этом вычисляются автоматически. Для этих целей в музыке существуют ключи — специальные символы, записывающиеся в левом конце нотоносца. Наиболее распространённый скрипичный ключ (или ключ «соль») указывает на то, что второй строке снизу поставлена в соответствие нота «соль» первой октавы; басовый ключ (или ключ «фа») указывает на то, что второй строке сверху соответствует нота «фа» малой октавы. Реже в записи музыки встречаются альтовый, теноровый, басопрофундовый, старофранцузский и другие ключи.
Очевидно, что не каждой клавише досталось место на нотном стане (а именно, чёрные остались за его пределами). Для того чтобы ввести и их, используются символы диез и бемоль (а также связанный с ними бекар).
Д иез указывает на то, что нота, перед которой он оказался, должна быть повышена на полутон.
Дубль-диез указывает на то, что нота, перед которой он оказался, должна быть повышена на целый тон (на два полутона).
Бемоль указывает на то, что нота, перед которой он оказался, должна быть понижена на полутон.
Дубль-бемоль указывает на то, что нота, перед которой он оказался, должна быть понижена на целый тон (на два полутона).
Бекар отменяет действие диеза и бемоля. Бекар указывает на то, что нота, перед которой он оказался, должна исполняться так, как она расположена на нотном стане, независимо от других знаков альтерации.
Знаки альтерации бывают двух видов:
К лючевые: это знаки диез и бемоль, которые ставятся при ключе на определенных линиях нотного стана, либо между ними. Они указывают на то, что все ноты во всех тактах музыкального произведения, которые оказались с ключевыми знаками на одной линии или между линеек нотного стана, должны повышаться (диез) или понижаться (бемоль) на полутон. Ключевые знаки альтерации определяют тональность.
Случайные: это знаки диез и бемоль, которые появляются в отдельных тактах. Они указывают на то, что все ноты в пределах такта, находящиеся с этими знаками на одном уровне, должны звучать на полутон выше (диез) или ниже (бемоль).
Цвет нот (чёрный или белый, то есть незакрашенный) и палочки, приставленные к ним (называемые штилями), указывают на их длительность. Основными длительностями нот являются целая (белая нота без штиля) и её половинные деления: половина (белая со штилем), четверть (чёрная со штилем), восьмая (чёрная, штиль которой на конце имеет «хвостик»), шестнадцатая (восьмая, но с двумя «хвостиками») и т. д. При этом длительность целой ноты есть величина относительная; она зависит от текущего темпа произведения. При задании длительности звучания целой, понятно, автоматически задаются длительности звучания остальных типов нот. Также к стандартным длительностям можно отнести двойную целую, обозначаемую небольшим незакрашенным прямоугольником со штрихами возле углов.
Па́уза (англ. rest) — перерыв в звучании музыки, указанный с помощью специального знака, выражающего длительность этого перерыва.
Нота | Длительность | Пауза |
| Бревис или «двойная». Длительность: R × 8 |
|
| Семибревис или «целая». Длительность: R × 4 |
|
| Половинная или «вторая». Длительность: R × 2 |
|
| Четвертная. Длительность: R |
|
| Восьмая Длительность: R / 2 |
|
| Шестнадцатая Длительность: R / 4 |
|
| Тридцатьвторая Длительность: R / 8 |
|
| Шестьдесятчетвертая Длительность: R / 16 |
|
| Стодвадцатьвосьмая Длительность: R / 32 |
|
- Понятие звука
- Свойства музыкальных звуков
- 1) Высота, 2) длительность, 3) громкость, 4) тембр.
- Частичные тоны
- Музыкальный строй.
- Музыкальные строи: Пифагоров, Чистый, Темперированный
- Наиболее сложные использовавшиеся в то время в Греции лады (гаммы) состояли из 7 нот.
- Двигаясь по квинтам от исходной ноты наверх и возвращаясь по октавам вниз (в исходную октаву) можно получить (и даже с избытком) все ноты этих гамм.
- Отношение длин частей струны (при её зажатии пальцем), необходимое для повышения звука на квинту составляет 2:3.
- Камертон
- Нотные знаки
- История
- Форма записи нот на нотном стане
- Группировка длительностей
- 2)Для продления ноты на половину её звучания справа от овала ставится точка (то есть в данном случае три восьмых — это четверть с точкой). Ноты с точкой также могут объединяться под одним ребром.
- Названия нот. История названий
- Латинская система
- Использование ключей
- Ключ «соль»
- Ключ «фа»
- Партия контрабаса, записанная в басовом ключе, исполняется на октаву ниже. Ключ «до»
- Нейтральный ключ - Ключ для ударных инструментов
- Знаки сокращения нотного письма (аббревиатуры)
- Артикуляция
- Октавная система
- Обозначения октав
- Субконтроктава
- Контроктава
- Большая октава
- Малая октава
- Первая октава
- Вторая октава
- Третья октава
- Четвёртая октава
- Пятая октава
- Временные соотношения в музыке
- Размер и такт
- Интервал
- Классификация интервалов
- Обращения интервалов
- Акустика интервалов
- Консонирующие и диссонирующие интервалы
- 1) Абсолютные консонансы, к которым относятся интервалы чистой примы и чистой октавы;
- 2) Совершенные консонансы, к которым относятся чистая квинта и чистая кварта.
- 3) Несовершенные консонансы, к которым относятся большие и малые терции и большие и малые сексты.
- Трезвучие
- Септаккорды
- Мажорный лад
- Гамма. Ступени лада
- Минорный лад
- Тональность
- Параллельные и одноименные тональности мажора и минора
- Политональность и полиладовость
- Краткие сведения о других системах организации музыки
- Членение музыкальной речи
- Простая двухчастная форма
- Простая трехчастная форма
- Мелодия
- Основные компоненты мелодии
- Фактура
- Секвенции
- Мелизмы
- Форшлаг
- М ордент
- Г руппетто