logo
Теория музыки-1

Членение музыкальной речи

Музыкальная ткань, как и словесная речь, не может быть неделимой, не членящейся на отдельные построения. Подобно тому, как в словесной речи мы различаем предложения, их части, слова, музыкальная речь тоже делится на более крупные и более мелкие построения. Так, например, крупные формы (симфонии или сонаты) делятся на части, части — на экспозиционные (изложение тем), развивающие и заключительные разделы и т.д.

Момент членения в музыке называется цезурой. Цезура может характеризоваться ритмической остановкой или паузой, тем и другим одновременно. Ощущение цезуры может создаться и при начинающемся точном или неточном повторении предыдущего. Цезуры исполняют роль, аналогичную знакам препинания в письменной речи, отражающим членораздельность устной словесной речи. Заключенные между цезурами разделы называются построениями. Наименьшая осмысленная музыкальная ячейка носит название мотива. Мотив во многом аналогичен слову в разговорной речи и, как и слово, содержит одно ударение (акцент).

Наименьшее относительно законченное построение, связанное с экспонированием музыкальной мысли, называется периодом. Период может быть уподоблен предложению в словесной речи. Период, делящийся на два сходных по началу предложения, носит название периода повторного строения. Это — наиболее характерный тип классического периода.

Мелодико-гармонические обороты, завершающие построения периода, называются каденциями, которые могут быть устойчивыми или неустойчивыми.