5.1. Классификация отказов
Классификация отказов может быть проведена по различным признакам. Но прежде необходимо ввести следующие основные понятия.
Критерий отказа - признак или совокупность признаков нарушения работоспособного состояния объекта, установленные в нормативно-технической и (или) конструктивной документации.
Если работоспособность объекта характеризуют совокупностью значений некоторых технических параметров, то признаком возникновения отказа является выход значений любого из этих параметров за пределы допусков. Кроме того, в критерии отказов могут входить также качественные признаки, указывающие нарушение нормальной работы объекта.
Причина отказа - явления, процессы и события, вызвавшие возникновение отказа объекта.
Последствия отказа - явления, процессы, события и состояния, обусловленные возникновением отказа объекта.
Критичность отказа - совокупность признаков, характеризующих последствия отказа.
Понятие критичности отказа введено для того, чтобы производить классификацию отказов по их последствиям. Классификация отказов по критичности (например, по уровню прямых или косвенных потерь, связанных с наступлением отказа, или по трудоемкости восстановления после отказа) устанавливается нормативно-технической и (или) конструкторской документацией по согласованию с заказчиком на основании технико-экономических соображений и соображений безопасности. Для простых объектов эта классификация не проводится.
При классификации отказов по последовательностям могут быть введены два, три и большее число категорий отказов. Отказ одного и того же объекта может трактоваться как критический, существенный или несущественный в зависимости от того, рассматривается объект как таковой или он является составной частью другого объекта.
Классификация отказов по последствиям необходима при нормировании надежности (в частности, для обоснованного выбора номенклатуры и численных значений нормируемых показателей надежности), а также при установлении гарантийных обязательств.
Отказы также характеризуются взаимосвязью между собой и в целом состоянием объекта, поэтому необходимо различать:
Ресурсный отказ — отказ, в результате которого объект достигает предельного состояния.
Независимый отказ — отказ, не обусловленный другими отказами.
Зависимый отказ - отказ, обусловленный другими отказами.
Скорость развития дефекта в отказ может быть различной, и, соответственно, появление отказа может быть постепенным или внезапным.
Постепенный отказ - отказ, возникающий в результате постепенного изменения значений одного или нескольких параметров объекта (например, постепенное увеличение расхода масла до недопустимой величины вследствие износа деталей цилиндропоршневой группы двигателя).
Внезапный отказ - отказ, характеризующийся скачкообразным изменением значений одного или нескольких параметров объекта (например, резкое падение давления и увеличение расхода рабочей жидкости в гидросистеме валочно-пакетирующей машины).
Эти термины позволяют разделить отказы на две категории в зависимости от возможности прогнозировать момент наступления отказа. В отличие от внезапного отказа наступлению постепенного отказа предшествует непрерывное и монотонное изменение одного или нескольких параметров, характеризующих способность объекта выполнять заданные функции. Ввиду этого удается предупредить наступление отказа или принять меры по устранению его нежелательных последствий.
Четкой границы между внезапными и постепенными отказами, однако, провести не удается. Механические, физические и химические процессы, которые составляют причины отказов, протекают во времени достаточно медленно. Так, усталостная трещина в стенке трубопровода, зародившаяся из трещинообразного дефекта, медленно растет в процессе эксплуатации. Этот рост в принципе может быть прослежен средствами не-разрушающего контроля. Однако собственно отказ (наступление течи) происходит внезапно. Если по каким-либо причинам своевременное обнаружение несквозной трещины оказалось невозможным, то отказ придется признать внезапным.
По способу обнаружения отказов они подразделяются на явные и скрытые.
Явный отказ - отказ, обнаруживаемый визуально или штатными методами и средствами контроля и диагностирования при подготовке объекта к применению, или в процессе его применения по назначению (например, перегрев двигателя автомобиля, обнаруженный при работе по показаниям указателя температуры охлаждающей жидкости).
Скрытый отказ - отказ, не обнаруживаемый визуально или штатными методами и средствами контроля и диагностирования, но выявляемый при проведении технического обслуживания или специальными методами диагностики (например, износ накладок тормозных колодок сверхдопустимого значения, обнаруживаемый при регулировке тормозов; замыкание электродов запальной свечи нагаром, обнаруженное при регулировке системы зажигания).
Классификация отказов проводится также по стадиям жизненного цикла объекта с целью установления, на какой стадии создания или существования объекта следует провести мероприятия для устранения причин отказов. При этом различают конструктивные, производственные, эксплу-тационные и деградационные отказы.
Конструктивный отказ - отказ, возникающий по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленных правил и норм проектирования и конструирования.
Производственный отказ - отказ, возникающий по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленного процесса изготовления или ремонта, выполняемого на ремонтном предприятии.
Эксплуатационный отказ - отказ, возникающий по причине, связанной с нарушением установленных правил и условий эксплуатации.
Деградационный отказ - отказ, обусловленный естественными процессами старения, изнашивания, коррозии и усталости при соблюдении всех установленных правил и норм проектирования, изготовления и эксплуатации.
При анализе надежности различают ранние отказы, когда проявляется влияние дефектов, не обнаруженных в процессе изготовления, испытаний и приемочного контроля, и поздние отказы. Последние происходят на заключительной стадии эксплуатации объекта, когда вследствие естественных процессов старения, изнашивания и т.п. объект или его составные части приближаются к предельному состоянию по условиям физического износа. Вероятность возникновения деградационных отказов в пределах планируемого полного или межремонтного срока службы (ресурса) должна быть достаточно мала. Это обеспечивается расчетом на долговечность с учетом физической природы деградационных отказов, а также надлежащей системой технического обслуживания и ремонта.
Классификация отказов по основным признакам приведена на рисунке 5.1.
Причинами отказа являются результаты определенных процессов и события, обусловливающие его возникновение. К процессам относятся изнашивание, рост трещин, коррозия и старение материалов. Событиями, приводящими к отказам, могут быть чрезмерные нагрузки, попадание абразива в масло, нарушение установленных режимов и правил эксплуатации и т.п.
Состояниями изделий, являющимися причинами отказов, могут быть повреждение защиты от попадания влаги и пыли, макро- и микротрещины, риски или царапины, дефекты сборки и т.п.
С точки зрения физики отказов, основными причинами их возникновения являются изнашивание, потеря прочности и коррозионное разрушение.
- Глава 1. Основные понятия и определения теории надежности... 5
- Глава 1
- 1.1. Обобщенные объекты исследования надежности
- Тестовые задания
- Тестовые задания
- Тестовые задания
- 24. Единичными показателями надежности являются:
- 26. По способу определения показатели надежности делятся на:
- Тестовые задания
- Тестовые задания
- Тестовые задания
- Тестовые задания
- 78. Вероятность безотказной работы определяется для количественной
- Тестовые задания
- 105. От каких величин зависит коэффициент запаса при расчете резьбового соединения по критерию нераскрытия стыка:
- 106. От каких величин зависит квантиль при расчете резьбового соединения по критерию несдвигаемости стыка:
- 107. От каких величин зависит коэффициент запаса при расчете резьбового соединения по критерию несдвигаемости стыка:
- 108. От каких величин зависит квантиль при расчете резьбового соединения по критерию статической прочности:
- 109. От каких величин зависит коэффициент запаса при расчете резьбового соединения по критерию статической прочности:
- 111. От каких величин зависит коэффициент запаса при расчете резь бового соединения по критерию сопротивления усталости:
- 112. Коэффициент вариации предела текучести входит в формулу при расчете надежности резьбового соединения по критерию:
- 113. Коэффициент вариации предела выносливости входит в формулу при расчете надежности резьбового соединения по критерию:
- Тестовые задания
- 118. От каких величин зависит коэффициент запаса при расчете со единения с натягом по критерию прочности сцепления:
- 119. От каких величин зависит квантиль при расчете соединения с на тягом по критерию прочности деталей:
- 120. От каких величин зависит коэффициент запаса при расчете со единения с натягом по критерию прочности деталей:
- Тестовые задания
- 125. Коэффициент запаса при расчете зубчатых передач по критерию сопротивления контактной усталости определяется:
- 126. От каких величин зависит квантиль при расчете зубчатых пере дач по критерию сопротивления усталости при изгибе:
- 3.4. Надежность подшипников качения
- 130. От каких величин зависит квантиль при расчете подшипников качения:
- 131. От каких величин зависит коэффициент запаса по средним на грузкам при расчете подшипников качения:
- Глава 5
- 5.1. Классификация отказов
- Тестовые задания
- Тестовые задания
- Тестовые задания
- Тестовые задания
- Тестовые задания
- 192. К одним из основных методов эксплуатационного обеспечения
- 6.4. Испытания на надежность
- Виды испытаний
- Тестовые задания
- Состояния технологической системы
- Тестовые задания
- 204. Под технологической системой понимается:
- 205. Все технологические системы подразделяются на четыре уровня: