3. Требования безопасности во время работы
3.1. Измерительными приборами, оборудованием и компонентами ПЭВМ пользоваться осторожно, не допуская падений и ударов.
3.2. При работе на ПЭВМ сидеть следует прямо, с небольшим наклоном корпуса вперед, не сутулясь. Величина углов в локтевых, тазобедренных и голеностопных суставах должна быть не менее 90 градусов.
3.3. Необходимо соблюдать оптимальное расстояние от глаз до экрана монитора (60-70 см). При меньшем расстоянии глаза быстро устают.
3.4. Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100-300 мм от края стола, обращенного к пользователю.
3.5. При работе на измерительном оборудовании и ПЭВМ и пользовании записями в тетради (книге) последняя должна быть хорошо освещена (не менее 400 люкс) и находиться перед клавиатурой.
3.5. При внезапном отключении электроэнергии в сети выключить все оборудование и ПЭВМ.
3.6. Во время эксплуатации при повреждении штепсельного соединения, токопроводящего кабеля, появления дыма, обнаружении замыкания на корпус немедленно отключить все оборудование и ПЭВМ и доложить о поломке преподавателю.
3.7 Длительность непрерывной работы на компьютерах при сдвоенных уроках по 40 минут в день для студентов I курса; II – III курса до 3 академических часов. После каждого академического часа перерыв 15-20 минут с выходом учащихся из кабинета с обязательным проветриванием.
3.8. Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, целесообразно выполнять комплексы упражнений для глаз и физкультминутки (см. приложения).
3.9. Запрещается вскрывать аппаратуру и производить ее ремонт.
3.10. Студенты обязаны бережно относиться к оборудованию, вычислительной технике, раздаточному материалу, мебели.
3.11. Студенты обязаны во время работы соблюдать тишину, не покидать рабочего места без разрешения преподавателя.
3.12. Не использовать программные средства, не относящиеся к теме занятия.
3.13. Не выполнять никаких действий, в благополучном исходе которых нет полной уверенности.
3.14. Не запускать программы, назначение которых неизвестно.
3.15. В случаях затруднений обращаться к преподавателю.
4. Требования безопасности в аварийной обстановке
4.1. Выключить оборудование и ПЭВМ, при необходимости выключить рубильник.
4.2. Сообщить о случившемся преподавателю.
4.3. Не пользоваться оборудованием и ПЭВМ до полного устранения неисправности.
4.4. При получении травмы и внезапном заболевании немедленно известить руководителя.
5. Требования безопасности по окончании работы
5.1. Выключить измерительные приборы и оборудование и ПЭВМ.
5.2. Привести в порядок рабочее место, сдать рабочее место преподавателю.
5.2. О всех замечаниях и недостатках в работе измерительных приборов, оборудования и ПЭВМ сообщить преподавателю.
6. Ответственность
6.1. Ответственность за выполнение инструкции несет зав. кабинетом (лабораторией).
Лабораторная работа № 1
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАКОНОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ОПЫТНЫХ ДАННЫХ.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ – приобретение практических навыков построения распределений и оценки выборочных характеристик случайных величин на основе опытных данных.
1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Присутствие случайных погрешностей в результатах измерения приводит к тому, что результат измерения является случайной величиной (СВ). Поэтому прежде, чем приступить к расчету случайных погрешностей и оценке доверительных интервалов, необходимо ознакомиться с вероятностным описанием СВ.
1.1.1. СТАТИСТИЧЕСКИЙ РЯД, ГИСТОГРАММА И ПОРЯДОК ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ
Предположим, что в результате измерений параметров исследуемых объектов имеется статистическая совокупность, представляющая собой множество значений СВ Х, полученное в результате измерений(наблюдений).
Построение гистограммы осуществляется в следующем порядке.
1. Весь диапазон измерений СВ ( ) делится на интервалы и подсчитывается количество значений , приходящееся на каждый -й интервал. Это число делится на общее количество измерений (изделий) и определяется частота, соответствующая данному интервалу.
.
Сумма частот всех разрядов очевидно должна быть равна единице.
2. Строится таблица 1.1 , в которой приведены интервалы в порядке их расположения вдоль оси абсцисс и соответствующие частоты. Эта таблица называется статистическим рядом.
Таблица 1.1
Статистический ряд значений СВ
-
Интервал,
…
…
Количество значений
…
…
Частота,
…
…
Здесь -обозначение i-го интервала; - его границы; k- число интервалов.
При группировке наблюденных значений СВ по интервалам может возникнуть ситуация, при которой значение попадает на границу интервала. В этом случае встает вопрос о том, к какому разряду отнести это значение. Рекомендуется считать данное значение принадлежащим в равной мере обоим интервалам и прибавлять к числам того и другого интервала по 0,5.
3. Определение числа интервалов.
Число интервалов, на которые следует группировать статистический ряд, не должно быть слишком большим, поскольку в этом случае ряд распределения становится невыразительным, и частоты в нем обнаруживают незакономерные колебания. С другой стороны оно не должно быть слишком малым, так как при малом числе интервалов свойства распределения описываются статистическим рядом слишком грубо.
Практика показывает, что в большинстве случаев рационально выбирать число интервалов в пределах 1020. Чем больше и однороднее статистический материал, тем большее количество интервалов можно выбирать при составлении статистического ряда.
Для определения количества интервалов можно также использовать эмпирические формулы, предлагаемые различными авторами. В работе 3 в качестве таких формул предлагается использовать следующие выражения
и ,
Эти выражения получены для наиболее часто встречающихся на практике распределений с эксцессом, находящимся в пределах от 1,8 до 6, то есть от равномерного до распределения Лапласа.
Длины интервалов могут быть как одинаковыми, так и различными. Очевидно, что проще их брать одинаковыми. Однако, при оформлении данных о СВ, распределенных слишком неравномерно, иногда бывает удобно выбирать в области наибольшей плотности распределения интервалы более узкие, чем в области малой плотности.
4. Оформление гистограммы графически.
Статистический ряд оформляется графически в виде так называемой гистограммы (рис.1.1). Она строится следующим образом. По оси абсцисс откладываются интервалы, а на каждом из интервалов как основании строится прямоугольник, площадь которого равна частоте данного интервала. Для построения гистограммы нужно частоту каждого интервала разделить на его длину и полученное число взять в качестве высоты прямоугольника. В случае равных по длине интервалов высоты прямоугольников пропорциональны соответствующим частотам. Из способа построения гистограммы следует, что полная площадь ее равна единице.
Очевидно, что при увеличении числа опытов можно выбирать все более мелкие интервалы, и при этом верх гистограммы будет все более приближаться к кривой, ограничивающей площадь, равную единице. Эта кривая представляет собой график функции плотности распределения вероятности f(x) (дифференциальная функция распределения для непрерывных СВ).
5. Статистическая функция распределения.
Пользуясь данными статистического ряда, можно построить и статистическую(эмпирическую) функцию распределения СВ Х. Для этого из ряда берутся точки xi границ интервалов и соответствующие им суммы частот pi, приходящиеся на прямоугольники гистограммы, лежащие левее этих точек. Эти частоты и их суммы обозначают как F(xi). Тогда получим систему выражений, определяющих точки статистической функции распределения. Соединяя их ломаной линией или плавной кривой, получим приближенный график статистической функции распределения (интегральной функции распределения для непрерывных СВ) F(x) (рис.1.2).
- Предисловие
- Введение
- Техника безопасности при выполнении лабораторных работ
- 1. Общие требования безопасности
- 2. Требования безопасности перед началом работы
- 3. Требования безопасности во время работы
- 1.1.2. Идентификация формы распределения результатов измерений. Критерии согласия
- Критерий пирсона
- Критерий колмогорова
- Составной критерий
- 1.2. Порядок выполнения работы
- Обработка результатов измерений
- 1. 3. Содержание отчета
- 1. 4. Контрольные вопросы
- 2.1.2. Точечные оценки законов распределения
- 2.1.3. Доверительная вероятность и доверительный интервал
- 2.1.4. Грубые погрешности и методы из исключения
- 2.1.4.1. Критерии исключения грубых погрешностей
- 2.1.5. Суммирование погрешностей
- 2.1.6. Порядок обработки результатов прямых многократных измерений
- 1.2. Порядок выполнения работы
- Обработка результатов измерений
- 2. 3. Содержание отчета
- 2.4. Контрольные вопросы
- Учебно-методическое обеспечение
- Лабораторная работа № 3 контроль качества технологического процесса с помощью карт контроля по количественному признаку
- 3.1. Теоретическая часть
- 3.1.1. Общие сведения о контрольных картах
- 3.1.2. Построение контрольной карты
- 3.1.3. Карты контроля по количественному признаку
- 3. 2. Порядок выполнения работы
- Обработка результатов измерений
- 3. 3. Содержание отчета
- 4. Контрольные вопросы
- 4. 2. Порядок выполнения работы
- Обработка результатов измерений
- 2.1. Вычисляется величина среднего квадратического отклонения для всей выборки измерений (изделий) по формуле ,
- 3. 3. Содержание отчета
- 4. Контрольные вопросы
- Литература
- 2. Метрическая теория программ. Разновидности метрик. Шкалы
- 3. Метрики сложности программ
- 2. Цикломатическое число Маккейба
- 3. Метрика Джилба оценки сложности
- 4. Метрика «граничных значений» оценки сложности
- 5. Описание алгоритма
- Подграфы программы
- Скорректированная сложность вершин графа программы
- Задание
- Контрольные вопросы
- 2. "Спен"
- 3. Метрика Чепина.
- 2. Метрики Холседа для оценки стилистики и понятности программ
- Уровень качества программирования
- Задание
- Контрольные вопросы
- Литература
- Лабораторная работа № 9 Метрики использования языков программирования и технологических средств
- Оценки языка программирования
- 2. Уровень автоматизации программирования
- 2.2. Обработка результатов измерений
- 2. 3. Содержание отчета