1.1 Зачатки знаний в древности
Истоки науки своими корнями уходят в практику ранних человеческих сообществ, в которых неразделимо сосуществовали познавательные и производственные моменты. Первоначально знания носили практический характер, выполняя роль методических руководств по конкретным видам человеческой деятельности. В странах древнего Востока (Вавилоне, Египте, Индии, Китае) было накоплено значительное количество такого рода практических знаний, которые составили важнейшие предпосылки будущей науки.
Отдаленной предшественницей науки можно считать и мифологию, в которой впервые была предпринята попытка построить целостную, всеобъемлющую систему представлений об окружающей человека действительности. Но в силу своего религиозно-антропоморфного характера эти представления, однако, были далеки от науки, и более того, ее формирование требовало в качестве предварительного условия критики и разрушения мифологических систем.
Для возникновения науки необходимы были и следующие социальные условия:
– достаточно высокий уровень развития производства и общественных отношений (приводящий к разделению умственного и физического труда и тем самым открывающий возможность систематических занятий наукой);
– наличие богатой культурной традиции, допускающей свободное восприятие достижений различных культур и народов.
Эти условия сложились к VIвеку до нашей эры в древней Греции, где и возникли первые теоретические системы. Отделившееся от мифологии теоретическое натурфилософское знание на первых порах соединяло в себе науку и философию в ее самых умозрительных вариантах (например, в противовес мифологии через естественные начала объясняли действительность Фалес, Демокрит). Тем не менее это были именно теоретические знания, в которых на первый план выдвигались объективность и логическая убедительность. Древнегреческая наука (Аристотель, Анаксимед, Гераклит) дала первые описания закономерностей природы, общества и мышления, которые во многом несовершенны, но сыграли выдающуюся роль в истории культуры: они ввели в практику мыслительной деятельности систему абстрактных понятий, относящихся к миру в целом, превратили в устойчивую традицию поиск объективных, естественных законов мироздания и заложили основы доказательного способа изложения материала, что составляет основные черты науки.
В эту же эпоху от натурфилософии начинают обособляться отдельные области знаний. Эллинистический период древнегреческой науки ознаменовался созданием теоретических систем в области геометрии (Евклид), механики (Архимед), астрономии (Птолемей).
- Основы научных исследований
- 5.1 Основные методы теоретических и эмпирических исследований 29
- 1 Основные этапы развития науки
- 1.1 Зачатки знаний в древности
- 1.2 Наука в средние века
- 1.3 Наука – высшая культурная ценность Нового времени
- 1.4 Механистическая картина мира
- 1.5 Рубеж XIX – XX веков. Задачи, стоящие перед наукой XXI века
- 2 Основные определения и понятия в системе научных знаний
- 2.1 Основные понятия науки
- 2.2 Характерные черты современной науки
- 3Организация научно-исследовательской работы в республике беларусь
- 3.1 Организационная структура науки
- 3.2 Организация научно-исследовательской работы в вузах
- 3.3 Подготовка и повышение квалификации научных и инженерных кадров
- 3.4 Международное научное сотрудничество
- 4 Научные исследования.
- 4.1 Структура научного исследования
- 4.2 Классификация научных исследований
- 4.3 Государственные программы научных исследований
- 4.4 Связь науки с производством
- 4.5 Оценка экономической эффективности темы
- 5 Методология научного исследования
- 5.1 Основные методы теоретических и эмпирических исследований
- 5.2 Основные понятия моделирования
- 5.3 Условия механического подобия
- 6 Особенности экспериментального исследования
- 6.1 Типы и задачи экспериментальных исследований, их классификация
- 6.2 Вычислительный эксперимент
- 6.3 Методика проведения экспериментальных работ
- 6.4 Метрологическое обеспечение
- 6.5 Использование в исследованиях единиц системы си.
- 7 Теоретические исследования
- 7.1 Задачи и методы теоретического исследования
- 7.2 Выбор типа математической модели
- 7.3Особенности конечноэлементного моделирования
- 8 Научные документы и издания
- 8.1 Оформление результатов научной работы
- 8.2 Первичные и вторичные научные документы
- 8.3 Средства поиска научной библиографической информации
- 8.4 Правовая защита
- Беларусь объекты промышленной собственности
- 8.5 Патенты на изобретения и полезные модели
- 8.6 Содержание заявки на изобретение, полезную модель
- Пример зарегистрированного патента на изобретение
- Задания для выполнения контрольных работ содержание контрольной работы
- Основные положения курса «основы научных исследований»
- Введение. Предмет “Основы научных исследований”. Генезис и периодизация мировой науки. Роль науки в развитии техники.
- Развитие науки – общественная потребность. Источники формирования научных исследований.
- Особенности экспериментального исследования. Его цели и задачи.
- Методика проведения экспериментальных работ.
- Классификация экспериментальных исследований.
- Общая последовательность математического моделирования.
- Методология улучшения памяти. Механизм запоминания, виды памяти.
- Список рекомендуемой литературы