44. Слова и языки, операции над ними, их свойства.
Определение.Входное слово – произвольная строка конечной длины, составленная из символов входного алфавита А. У таких автоматов одно или несколько состояний заранее объявляются заключительными. Считается, что автомат распознал слово, поданное ему на вход, тогда и только тогда, когда он завершил работу над этим словом в одном из своих заключительных состояний.
Определение.Язык – множество всех слов, распознаваемых автоматом. Сам язык может быть как конечным, так и бесконечным, но в любом случае он состоит только из слов, распознаваемых соответствующим автоматом.
Определение.Суммой языковLиL´называется язык, который обозначаетсяL+L´и получается объединением множествLиL´, т.е.L+L´ =.
Определение.Произведением языковLиL´называется язык, который обозначаетсяL·L´ и получается в результате конкатенации всех возможных словwиw´, гдеwпринадлежит языкуL, аw´– языкуL´, т.е.L·L´ =.
Заметим, что язык L·L´, как правило, отличается от языкаL´·L, хотя некоторые слова могут принадлежать обоим произведениям.
Определение.Итерацией языкаLназывается язык, который обозначаетсяL* и получается в результате сложения бесконечного числа языков {Λ} +L+L2+L3+ … +Lk+ …, т.е.L* =
Итерация выражается через операции сложения и умножения языков. Из всех введенных операций над языками она единственная, которая позволяет из конечного языка получить бесконечный.
Таким образом, с помощью введенных операций сложения, умножения и итерации некоторые языки можно выражать в виде формул через более простые языки. Причем результатом сложения или умножения двух конечных языков всегда будет конечный язык, и лишь итерация позволяет из конечного языка получить бесконечный. Некоторые важные свойства операций над языками:
1. L1· (L2+L3) =L1·L2+L1·L3; | 5. L·Λ=L; |
2. (L1+L2) ·L3=L1·L3+L2·L3; | 6. L·L* =L*·L; |
3. L+L=L; | 7. Λ+L·L* =L*; |
4. L+L* =L*; | 8. ((L1)*· (L2)*)* = (L1+L2)*. |
Пустое подмножество множества А*, как и всякое другое его подмножество, тоже считается языком. Этот язык мы будем называть пустым языком и обозначать символом пустого множества . Очевидно, что для любого языкаLверны равенстваL+=LиL·=. Значит, при всех натуральных значенияхnвыполняетсяn=. Тогда из определения операции итерации получаем* =Λ++2+3+ … +n+ … =Λ.
Заметим также, что Λ* = Λ, поскольку Λn = Λ и Λ + Λ = Λ.
Определение.Пусть имеется алфавит А = {а1, а2, …, аs}. Одноэлементные языки а1, а2, …, аs, а также язык, содержащий только пустое словоΛ- элементарные языки.
- 1. Основные понятия теории графов, удаленность вершины, центр, радиус и диаметр графа.
- 2. Способы задания графов, свойства матриц смежности и инциденций, теорема о рукопожатиях.
- 3. Основные операции над графами, неравенства для числа вершин, ребер и компонент связности графа.
- 4. Типы графов, дополнительные графы, двудольные графы, критерий двудольности.
- 5. Обходы графов: эйлеровы цепи и циклы, необходимые и достаточные условия их существования, алгоритм Флери.
- 6. Обходы графов: гамильтоновы цепи и циклы, достаточные условия их существования.
- 7. Деревья, их свойства, кодирование деревьев, остовные деревья.
- 8. Экстремальные задачи теории графов: минимальное остовное дерево, алгоритмы Прима и Краскала.
- 9. Экстремальные задачи теории графов: задача коммивояжера, «жадный» алгоритм
- 10. Экстремальные задачи теории графов: задача о кратчайшем пути, алгоритм Дейкстры.
- 11. Изоморфизм и гомеоморфизм графов, методы доказательства изоморфности и неизоморфности графов.
- 12. Плоские укладки графов, планарные графы, критерий Понтрягина-Куратовского.
- 13. Необходимые условия планарности, формула Эйлера для планарных графов.
- 14. Правильные вершинные раскраски графов, хроматическое число, неравенства для хроматического числа.
- 15. Теорема о пяти красках, гипотеза четырех красок, «жадный» алгоритм.
- 16. Хроматический многочлен, его нахождение и свойства.
- 17. Задача о поиске выхода из лабиринта, реберная раскраска графа.
- 18. Ориентированные графы, источники и стоки, топологическая сортировка, алгоритм Демукрона.
- 19. Составление расписания выполнения комплекса работ в кратчайшие сроки методами теории графов.
- 20. Элементарные булевы функции и способы их задания (табличный, векторный, формульный, графический, карта Карно).
- 21. Существенные и фиктивные переменные булевых функций, основные тождества, эквивалентные преобразования формул.
- 22. Линейные и нелинейные полиномы Жегалкина, разложение булевых функций в полином Жегалкина методом неопределенных коэффициентов.
- 23. Линейные и нелинейные полиномы Жегалкина, разложение булевых функций в полином Жегалкина методом эквивалентных преобразований.
- 24. Разложение булевых функций в сднф и скнф.
- 25. Минимизация днф и кнф методом эквивалентных преобразований.
- 26. Минимизация днф и кнф с помощью карт Карно.
- 27. Замкнутые классы булевых функций т0, т1, l, лемма о нелинейной функции.
- 28. Замкнутые классы булевых функций s и м, леммы о несамодвойственной и немонотонной функции.
- 29. Полная система функций, теорема о двух системах булевых функций.
- 30. Теорема Поста о полноте системы булевых функций, алгоритм проверки системы на полноту, базис.
- 31. Схемы из функциональных элементов, правила построения и функционирования, метод синтеза сфэ, основанный на сднф и скнф.
- 32. Метод синтеза сфэ, основанный на компактной реализации всех конъюнкций с помощью универсального многополюсника, сложность получаемых схем.
- 33. Основные комбинаторные операции, сочетания и размещения (с возвращением и без возвращения элементов).
- 34. Комбинаторные принципы сложения, умножения, дополнения, включения-исключения.
- 35. Биномиальные коэффициенты, их свойства, бином Ньютона.
- 36. Треугольник Паскаля, полиномиальная формула.
- 37. Алфавитное кодирование: необходимое и достаточные условия однозначности декодирования.
- 38. Алфавитное кодирование: теорема Маркова, алгоритм Маркова.
- 39. Коды с минимальной избыточностью (коды Хаффмана), метод построения.
- 40. Линейные коды, порождающая матрица, двойственный код.
- 41. Самокорректирующиеся коды (коды Хэмминга), метод построения.
- 42. Определение, схема и функционирование абстрактного автомата, способы задания автоматов.
- 43. Типы конечных автоматов, автоматы Мили и Мура, автоматы-генераторы.
- 44. Слова и языки, операции над ними, их свойства.
- 45. Регулярные выражения и регулярные языки, теорема Клини.
- 46. Задача анализа автоматов-распознавателей.
- 47. Задача синтеза автоматов-распознавателей.
- 48. Эквивалентные состояния автомата-распознавателя, эквивалентные автоматы-распознаватели, минимизация автоматов-распознавателей, алгоритм Мили.
- 49. Эквивалентные состояния автомата-преобразователя, эквивалентные автоматы- преобразователи, минимизация автоматов- преобразователей, алгоритм Мили.
- 50. Детерминированные и недетерминированные функции, примеры, способы задания.
- 51. Ограниченно-детерминированные (автоматные) функции, способы их задания.
- 52. Логические автоматы, способы их задания, синтез двоичного сумматора.
- 53. Операции над логическими автоматами: суперпозиция и введение обратной связи.