45. Регулярные выражения и регулярные языки, теорема Клини.
Определение.Регулярным языком называется такой язык, который можно получить из элементарных языков с помощью конечного числа операций сложения, умножения и итерации.
Чтобы доказать регулярность какого-либо языка, надо записать его в виде так называемого регулярного выражения, т.е. формулы, в которой конечное число раз используются элементарные языки и знаки операций сложения, умножения и итерации. Поскольку количество регулярных выражений счетно, то число различных регулярных языков не более, чем счетно. Всего же имеется континуум языков над фиксированным конечным алфавитом А, т.к. язык – это любое подмножество счетного множества А*. Следовательно, существуют и нерегулярные языки.
Пример.Рассмотрим несколько языков.
Конечный язык L1 = {a, ab, abc} является регулярным языком, т.к. его можно задать равенством L1 = a + ab + abc = a + a·b + a·b·c = a·(Λ + b·(Λ + c)). Последнее полученное выражение является регулярным, поскольку оно содержит только простейшие языки a, b, c и Λ и конечное число знаков операций сложения и умножения. Этот пример показывает, что любое конечное множество слов образует регулярный язык.
Бесконечный язык L2 = {с, cabc, cabcabc, cabcabcabc, …}, порождаемый автоматом из примера 4 §3, является регулярным, т.к. его можно задать разными регулярными выражениями: с·(a·b·с)*, либо (с·a·b)*·с. Этот пример свидетельствует о том, что один и тот же язык можно представить через различные регулярные выражения.
Бесконечный язык L3, состоящий из всех слов конечной длины в алфавите А = {a, b, c}, включая и пустое слово, является регулярным языком, поскольку выполняется равенство L3 = (a + b + с)*.
Бесконечный язык L4 над алфавитом А = {a, b, c}, образованный словами, которые содержат хотя бы одну букву с, регулярен, т.к. он может быть задан равенством L4 = (a + b + с)*· с· (a + b + с)*.
Бесконечный язык L5 над алфавитом А = {0,1}, образованный всеми словами, кроме слов 0 и 11, регулярен, т.к. его можно задать регулярным выражением Λ + 1 + 00 + 01 + 10 + (0 + 1)3 · (0 + 1)*.
Бесконечный язык L6 = {1, 10, 101, 1010, 10100, …}, состоящий из всех начальных отрезков {а1, а1а2, а1а2а3, …} бесконечной последовательности (10100100010…), не является регулярным.
Определение.Пересечением языковLиL´называется язык, который обозначаетсяL∩L´ и состоит из всех слов, принадлежащих одновременно обоим языкамLиL´. Поскольку всякий язык является подмножеством множества А* всех слов конечной длины в некотором фиксированном алфавите А, то пересечение языков – это обычная операция пересечения множеств слов.
Определение.Дополнением языкаLв алфавите А называется язык, который обозначаетсяи состоит из слов множества А*, не принадлежащих языкуL. ЯзыкLи его дополнениене имеют общих слов, а их сумма совпадает с множеством А*. Операция пересечения языков не относится к числу основных, поскольку она может быть выражена через операции сложения и дополнения. Действительно, из закона де Моргана следует, что.
Пример.Пусть исходный языкLсостоит из всех таких слов в алфавите А = {0,1}, которые начинаются с нуля, а оканчиваются двумя единицами. Нетрудно проверить, что этот язык можно задать регулярным выражением 0· (0 + 1)*· 11. Тогда дополнительный к нему языксостоит из всех таких слов в алфавите А, которые начинаются с единицы или оканчиваются любой из трех комбинаций – 00, 01 или 10. Языкможно задать регулярным выражением 1· (0 + 1)* + (0 + 1)*· (0· 0+ 0· 1 + 1· 0).
При фиксированном алфавите А класс регулярных языков над А замкнут относительно всех перечисленных выше операций – сложения, умножения, итерации, пересечения и дополнения. Это означает, что язык, получаемый в результате применения данных операций к регулярным языкам, тоже является регулярным.
Существует тесная связь между регулярными языками и конечными автоматами. Дело в том, что, с одной стороны, любой регулярный язык обязательно распознается некоторым конечным детерминированным автоматом (автоматом Мили). А с другой стороны, автоматы Мили способны распознавать только регулярные языки. Оба эти утверждения сформулированы в основной теореме теории автоматов (теореме Клини).
Теорема Клини.ЯзыкLраспознается конечным детерминированным автоматом тогда и только тогда, когдаL– регулярный язык.
- 1. Основные понятия теории графов, удаленность вершины, центр, радиус и диаметр графа.
- 2. Способы задания графов, свойства матриц смежности и инциденций, теорема о рукопожатиях.
- 3. Основные операции над графами, неравенства для числа вершин, ребер и компонент связности графа.
- 4. Типы графов, дополнительные графы, двудольные графы, критерий двудольности.
- 5. Обходы графов: эйлеровы цепи и циклы, необходимые и достаточные условия их существования, алгоритм Флери.
- 6. Обходы графов: гамильтоновы цепи и циклы, достаточные условия их существования.
- 7. Деревья, их свойства, кодирование деревьев, остовные деревья.
- 8. Экстремальные задачи теории графов: минимальное остовное дерево, алгоритмы Прима и Краскала.
- 9. Экстремальные задачи теории графов: задача коммивояжера, «жадный» алгоритм
- 10. Экстремальные задачи теории графов: задача о кратчайшем пути, алгоритм Дейкстры.
- 11. Изоморфизм и гомеоморфизм графов, методы доказательства изоморфности и неизоморфности графов.
- 12. Плоские укладки графов, планарные графы, критерий Понтрягина-Куратовского.
- 13. Необходимые условия планарности, формула Эйлера для планарных графов.
- 14. Правильные вершинные раскраски графов, хроматическое число, неравенства для хроматического числа.
- 15. Теорема о пяти красках, гипотеза четырех красок, «жадный» алгоритм.
- 16. Хроматический многочлен, его нахождение и свойства.
- 17. Задача о поиске выхода из лабиринта, реберная раскраска графа.
- 18. Ориентированные графы, источники и стоки, топологическая сортировка, алгоритм Демукрона.
- 19. Составление расписания выполнения комплекса работ в кратчайшие сроки методами теории графов.
- 20. Элементарные булевы функции и способы их задания (табличный, векторный, формульный, графический, карта Карно).
- 21. Существенные и фиктивные переменные булевых функций, основные тождества, эквивалентные преобразования формул.
- 22. Линейные и нелинейные полиномы Жегалкина, разложение булевых функций в полином Жегалкина методом неопределенных коэффициентов.
- 23. Линейные и нелинейные полиномы Жегалкина, разложение булевых функций в полином Жегалкина методом эквивалентных преобразований.
- 24. Разложение булевых функций в сднф и скнф.
- 25. Минимизация днф и кнф методом эквивалентных преобразований.
- 26. Минимизация днф и кнф с помощью карт Карно.
- 27. Замкнутые классы булевых функций т0, т1, l, лемма о нелинейной функции.
- 28. Замкнутые классы булевых функций s и м, леммы о несамодвойственной и немонотонной функции.
- 29. Полная система функций, теорема о двух системах булевых функций.
- 30. Теорема Поста о полноте системы булевых функций, алгоритм проверки системы на полноту, базис.
- 31. Схемы из функциональных элементов, правила построения и функционирования, метод синтеза сфэ, основанный на сднф и скнф.
- 32. Метод синтеза сфэ, основанный на компактной реализации всех конъюнкций с помощью универсального многополюсника, сложность получаемых схем.
- 33. Основные комбинаторные операции, сочетания и размещения (с возвращением и без возвращения элементов).
- 34. Комбинаторные принципы сложения, умножения, дополнения, включения-исключения.
- 35. Биномиальные коэффициенты, их свойства, бином Ньютона.
- 36. Треугольник Паскаля, полиномиальная формула.
- 37. Алфавитное кодирование: необходимое и достаточные условия однозначности декодирования.
- 38. Алфавитное кодирование: теорема Маркова, алгоритм Маркова.
- 39. Коды с минимальной избыточностью (коды Хаффмана), метод построения.
- 40. Линейные коды, порождающая матрица, двойственный код.
- 41. Самокорректирующиеся коды (коды Хэмминга), метод построения.
- 42. Определение, схема и функционирование абстрактного автомата, способы задания автоматов.
- 43. Типы конечных автоматов, автоматы Мили и Мура, автоматы-генераторы.
- 44. Слова и языки, операции над ними, их свойства.
- 45. Регулярные выражения и регулярные языки, теорема Клини.
- 46. Задача анализа автоматов-распознавателей.
- 47. Задача синтеза автоматов-распознавателей.
- 48. Эквивалентные состояния автомата-распознавателя, эквивалентные автоматы-распознаватели, минимизация автоматов-распознавателей, алгоритм Мили.
- 49. Эквивалентные состояния автомата-преобразователя, эквивалентные автоматы- преобразователи, минимизация автоматов- преобразователей, алгоритм Мили.
- 50. Детерминированные и недетерминированные функции, примеры, способы задания.
- 51. Ограниченно-детерминированные (автоматные) функции, способы их задания.
- 52. Логические автоматы, способы их задания, синтез двоичного сумматора.
- 53. Операции над логическими автоматами: суперпозиция и введение обратной связи.