8.3 Средства поиска научной библиографической информации
Для облегчения поиска информации необходимо обладать знаниями основ библиографии. Она позволяет путем использования указателей, каталогов, обзоров и т. п. информировать читателя об имеющихся печатных изданиях. Основным средством поиска библиографической информации являются каталоги, которые бывают трех видов: алфавитный, систематический и алфавитно-предметный.
В алфавитномкаталоге издания располагаются в алфавитном порядке фамилий автора или заглавий произведений. Всистематическом литература располагается по отраслям знаний.Алфавитно-предметныйкаталог представляет собой ключ к систематическому. В нем в алфавитном порядке перечисляются наименования тем, по которым литература собрана в отделах систематического каталога.
Наибольшее распространение в библиотечном деле получил систематический каталог, так как он позволяет подобрать литературу по определенным отраслям знаний, постепенно сужая границы поиска. В систематическом каталоге библиографические данные сведены в систему знаний благодаря применению специальной библиотечной классификации.
Каждой книге и периодическому изданию присваивается комплект библиографических индексов (ISBN, ISSN, ББК, УДК, авторский знак). Эти индексы нужны для регистрации и отражения издания в каталогах библиотек, книжных магазинов, надзирающих государственных органов.
ISBN – международная стандартная нумерация книг. В ней каждой книге присваивается уникальный номер, по которому ее можно однозначно идентифицировать. Аналогично символами ISSN указывается международная стандартная нумерация сериальных изданий.
ББК – это отечественная библиотечно-библиографическая классификация, которая применяется в крупнейших универсальных библиотеках.
Наибольшее распространение получила универсальная десятичная классификация (УДК), которая используется более чем в 50 странах мира и юридически является собственностью Международной федерации по документации (МФД), отвечающей за дальнейшую разработку таблиц УДК, их состояние и издание.
УДК состоит из основной и вспомогательной таблиц.
Основная таблицасодержит понятия и соответствующие им индексы, с помощью которых систематизируют человеческие знания. Каждый из классов разделен на десять разделов, которые, в свою очередь, подразделяются на десять более мелких подразделов и т. д. Для лучшей наглядности и удобства чтения всего индекса после каждых трех цифр, начиная слева, ставится точка. Внутри каждого раздела применяется иерархическое построение от общего к частному с использованием того же десятичного кода. Детализация понятий осуществляется за счет удлинения индексов, при этом каждая последующая присоединяемая цифра не меняет значения и смысла предыдущих, а лишь уточняет их, обозначая более частное, узкое понятие. Например: 5 – Математика. Естественные науки; 53 – Физика, 531 – Механика, 531.2 – Статика и т. д.
Наряду с основной таблицей в УДК имеются вспомогательные таблицы определителей, позволяющие проводить дальнейшую детализацию индексов. Эти определители отражают общие, повторяющиеся для многих предметов признаки. Чтобы их отразить, помимо цифр используются специальные знаки. Например, после знака равенства «=» указывается индекс, соответствующий языку издания.
Для облегчения работы с таблицами УДК к ним прилагается алфавитно-предметный указатель, с помощью которого по понятиям можно определить их местонахождение в схеме. Понятия в указателе расположены в алфавитном порядке, справа от каждого понятия приведен соответствующий индекс.
Развитие информационных технологий, в частности Интернет, дает возможность проведения глобального информационного поиска. Существуют специальные поисковые сайты (google.com, teoma.com, yandex.ru, rambler.ru и другие), позволяющие по ключевым словам или словосочетаниям отыскать необходимую информацию. Однако доступ к наиболее ценной для практического применения информации ограничен с целью защиты интеллектуальной собственности.
- Основы научных исследований
- 5.1 Основные методы теоретических и эмпирических исследований 29
- 1 Основные этапы развития науки
- 1.1 Зачатки знаний в древности
- 1.2 Наука в средние века
- 1.3 Наука – высшая культурная ценность Нового времени
- 1.4 Механистическая картина мира
- 1.5 Рубеж XIX – XX веков. Задачи, стоящие перед наукой XXI века
- 2 Основные определения и понятия в системе научных знаний
- 2.1 Основные понятия науки
- 2.2 Характерные черты современной науки
- 3Организация научно-исследовательской работы в республике беларусь
- 3.1 Организационная структура науки
- 3.2 Организация научно-исследовательской работы в вузах
- 3.3 Подготовка и повышение квалификации научных и инженерных кадров
- 3.4 Международное научное сотрудничество
- 4 Научные исследования.
- 4.1 Структура научного исследования
- 4.2 Классификация научных исследований
- 4.3 Государственные программы научных исследований
- 4.4 Связь науки с производством
- 4.5 Оценка экономической эффективности темы
- 5 Методология научного исследования
- 5.1 Основные методы теоретических и эмпирических исследований
- 5.2 Основные понятия моделирования
- 5.3 Условия механического подобия
- 6 Особенности экспериментального исследования
- 6.1 Типы и задачи экспериментальных исследований, их классификация
- 6.2 Вычислительный эксперимент
- 6.3 Методика проведения экспериментальных работ
- 6.4 Метрологическое обеспечение
- 6.5 Использование в исследованиях единиц системы си.
- 7 Теоретические исследования
- 7.1 Задачи и методы теоретического исследования
- 7.2 Выбор типа математической модели
- 7.3Особенности конечноэлементного моделирования
- 8 Научные документы и издания
- 8.1 Оформление результатов научной работы
- 8.2 Первичные и вторичные научные документы
- 8.3 Средства поиска научной библиографической информации
- 8.4 Правовая защита
- Беларусь объекты промышленной собственности
- 8.5 Патенты на изобретения и полезные модели
- 8.6 Содержание заявки на изобретение, полезную модель
- Пример зарегистрированного патента на изобретение
- Задания для выполнения контрольных работ содержание контрольной работы
- Основные положения курса «основы научных исследований»
- Введение. Предмет “Основы научных исследований”. Генезис и периодизация мировой науки. Роль науки в развитии техники.
- Развитие науки – общественная потребность. Источники формирования научных исследований.
- Особенности экспериментального исследования. Его цели и задачи.
- Методика проведения экспериментальных работ.
- Классификация экспериментальных исследований.
- Общая последовательность математического моделирования.
- Методология улучшения памяти. Механизм запоминания, виды памяти.
- Список рекомендуемой литературы