6. Логические операции с объемом понятия
Обобщение понятия– это логическая операция перехода от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием, при котором происходит исключение видового признака.
Для наглядности операцию обобщения можно представить в кругах Эйлера.
Каждое последующее понятие является родовым по отношению к предыдущему и полностью входит в его объем. Таким образом, для обобщения понятия необходимо уменьшить содержание исходного понятия, т. е. исключить видовые или индивидуальные признаки
Деление понятия – операция, раскрывающая объем понимания через перечисление его видов.
1.деление по видоизменению 2.дихотомическое движение понятия
Б. и др
Дв м
Быстнеб
Дв дв
движение движение
Главные характеристики движения понятия:
1.делимое понятие (родовое)
2.основание деления
3.части деления (видовые понятия)
Правила деления понятия:
1.соразмеримость деления (неполные деления)
2.одно основание в делении понятия (непоследовательное деление, деление лишними членами)
3.части деления (видовые понятия) должны исключать друг друга.
4.непрерывность деления понятия
Определение понятия – логическая операция, с помощью которой уточняется содержание понятия.
Приемы, заменяющие определение понятия:
1.описание
2.сравнение
3.характеристика
4.остенсивное определение (демонстрация указания на некоторое содержание предмета, явления)
5.номинальное определение (предполагает соглашение о смысле применяемого термина). «называется, обозначает»
Неявное определение:
1.определение через противопоставление (противоположность). Причина – следствие.
2.контекстуальное определение. В математике: К(а)=Е
Определяющий текст
В виде
В виде таблицы
Определение понятия:
Явное определение – имеет форму языковой конструкции, в которой соотносятся два понятия «определяемое» и «определяющее» (родо-видовое).
Определяемое (А) = Определяющее (В – род, с – вид)
Правило определения понятия:
1.соразмерность определяемого понятия
А,Вс
2.отсутствие круга в определение
3.ясность определения
4.нельзя строить определение через отрицание
7.ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С СОДЕРЖАНИЕМ ПОНЯТИЯ
Образование понятия – это сложнейший процесс, который предполагает активность субъекта и включает в себя множество логических приемов. Важнейшими из них принято считать анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение.
Анализ – это мысленное разложение предмета на его признаки.
Синтез – мысленное соединение признаков предмета в единое целое.
Сравнение – мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков их сходства или различия в том или ином отношении.
Абстрагирование – мысленное упрощение предмета путем выделения в нем одних признаков и отвлечения от других.
Обобщение – мысленное объединение однородных предметов и их группировка на основе тех или иных общих признаков. Его конечным итогом является мысль, имеющая разнообразное содержание, но принимающая одну и ту же форму – понятия.
С изменением и развитием действительности возникают новые понятия. Возникновение новых понятий связано и с процессом углубления и развития самого познания, открытием в предметах новых сторон, свойств, связей, отношений.
Понятие выполняет две основные функции:
1) познавательная функция – осуществляется на основании такой логической операции, как применение понятий. Накапливаясь, знания систематизируются, углубляются и уточняются, со временем превращаясь в науку. Без понятий нет науки, а без науки невозможно развитие материального производства и других сторон общественной жизни;.
2) коммуникативная функция, т. е. функция средств общения.
Закрепляя свои знания в форме понятий, люди затем обмениваются ими в процессе совместной деятельности. Тем самым осуществляется социальное наследование знаний, обеспечивается духовная преемственность поколения.
В понятии различают прежде всего содержание и объем. Под содержанием понимаются мыслимые в понятии общие и существенные признаки предметов. В системе признаков, образующих содержания понятия, различают два типа: родовые признаки, общие и существенные для всей предметной области, к которой относится данный предмет мысли, и видовые признаки, общие и существенные лишь для данного предмета мысли и отличающие его от других предметов той же предметной области. Объем понятия – это охватываемые им предметы мысли.
Предметы, входящие в объем понятия, называются в логике классом, или множеством. Класс (множество) состоит из подклассов, или подмножеств. Класс предметов может быть универсальным, единичным и нулевым.
Универсальный класс включает совокупность предметов исследуемой области, например класс планет Солнечной системы.
Единичный класс – класс, состоящий из одного предмета, например планета Земля.
Пустой класс – это такой класс, который не содержит ни одного предмета, например кентавр.
Содержание и объем понятия связаны между собой. Данная связь состоит в том, что определенному содержанию понятия соответствует свой определенный объем, и наоборот, причем с уменьшением объема понятия его содержание становится богаче, так как число признаков в нем увеличивается, а с уменьшением объема число признаков уменьшается.
Обобщение понятия – это логическая операция перехода от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием, при котором происходит исключение видового признака. В силу относительности понятий логического рода и вида родовое понятие может быть в свою очередь видовым по отношению к более общему понятию. Во многих случаях процесс обобщения может охватывать очень длинный ряд понятий. С каждым новым обобщением объем понятия, получающегося в результате обобщения, будет становиться все более широким. Например, обобщая понятие «МВД РФ» (а), мы последовательно перейдем к понятиям «министерство» (в), «орган государственного управления» (с), «орган управления» (d), «орган» (е).
Ограничение понятия – это логическая операция перехода от понятий с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но с большим содержанием, при котором в содержание данного понятия включается новый существенный признак.
- 1.История и предмет логики
- 2.Язык и логика.Имя.
- 3. Семантические категории логики.
- 4.Язык логики высказываний.
- 5. Понятие
- 8.Относительные
- 9.Безотносительные
- 6. Логические операции с объемом понятия
- 8.Способы решения логических задач
- 9. Виды простых суждений.
- 10.Отношения простых категоричсеких суждений.Логич квадрат
- 11.12. Сложное суждение
- 13. Логическое выражение
- 14. Логический анализ вопроса.Виды.
- 15.16. Умозаключение
- 17.Выводы по логическому квадрату
- 18. Силлогизм.
- 19. Сокращенная форма силлогизма.
- 20. Условные и условно-категорические умозаключения.
- 21. Разделительные и разделительно-категорические умозаключения
- 22.Условно-разделительные умозаключения.
- 23. Индуктивные умозаключения.
- 24. Умозаключения по аналогии
- 25. Основные законы логики.
- 26. Аргументация
- 27. Виды недоказательной аргументации
- 28.Прямой и косвенный способы обоснования
- 29.Опровержение. Структура и форма.
- 30.Правила и ошибки доказательного рассуждения.
- 1. Тезис должен быть логически определенным, ясны” и точным.
- 3. Нарушение правил умозаключений (дедуктивных, индуктивных, по аналогии);