Деление с остатком в кольце f[X]
Теорема 5.2 (о делении с остатком многочленов над полем).
f(x), (x)F[x], (x) 0, q(x),r(x)F [x] : (1) f(x) = (x) q(x)+ r(x), причем deg(r(x)) < deg((х))илиr(x) = 0.
Замечание. Равенство (1) называется равенством деления с остатком,f(x) называют делимым, (x) – делителем,q(x) – неполным частным,r(x) – остатком.
Следствие 5.3 (о делении на двучлен). Любой многочлен f(x)F[x] однозначно делится с остатком на двучлен x – а, где а F :
f(x) = (x – а) q(x) + r, где r F.
Определение 5.4. ЭлементаFназываюткорнем многочленаf(x), еслиf(а) = 0.
Следствие 5.4. f(а) = 0 f(x)(х – а).
Доказательство.
Необходимость. Пусть f(а) = 0. Докажем, чтоf(x) делится на (х – а). Разделимf(x) на (х – а) с остатком, получим) f(x) = (x - а) q(x) + r, та какf(a) = 0 по условию, то 0 = 0 +r, Следовательно,r= 0, т.е.f(x) (x - а).
Достаточность. Пусть f(x) (x - а), докажем, чтоf(а) = 0. Разделим f(x) на (x - а), получим:f(x) = (x - а) q(x) + 0, подставима, получим:
f(а) = (а - а) q(а) + 0f(а) = 0.
Замечание. Еслиf(x) делится на (х – а)k , ноf(x) не делится на (х – а)k+1, тогдааназываюткорнем кратностиk.
Следствие 5.5 (теорема Безу) Остаток r от деления многочленаf(x)F[x] на двучлен(х – а), (аF)равен значению многочлена в точке а,т.е.r = f(а)F.
Доказательство.
Действительно: f(x) = (x – а) q(x) + r, тогдаf(а) =r.
Схема Горнера и её применения
Существует алгоритм деления многочлена f(x) на (x – a), который называется схемой Горнера.
Пусть f(x) = an xn + an-1 xn-1 + … + a1 x + a0 , deg f(x) = n, an 0. Разделимf(x) на (x – a), получим: (*)f(x) = (x – а) q(x) + r, где r F, deg q(x) =n – 1.
Запишем q(x) = bn-1 xn-1 + bn-2 xn-2 + … + b1 x + b0. Тогда подставив в равенство (*) вместоf(x) иq(x) их выражения, получим:
an xn + an-1 xn-1 + … + a1 x + a0 = (х – а) (bn-1 xn-1 + bn-2 xn-2 + … + b1 x + b0) + r
Так как многочлены равны, то и коэффициенты при соответствующих степенях должны быть равны.
r – ab0 = a0 r = a0 + ab0
b0 – ab1 = a1 b0 = a1 + ab1
…………….. ……………
bn-1 = an an = an-1
Вычисление коэффициентов многочлена q(x) удобнее осуществлять с помощью таблицы (схемы Горнера).
an | an-1 | … | a1 | a0 |
bn-1 = an | bn-2 = abn-1 + an-1 | … | b0 = ab1 +a1 | r = a0 + ab0 |
a
С помощью схемы Горнера можно решать такие типы задач:
1. Найти q(x)иrпри деленииf(x) на (х – а);
2. Вычислить значение многочлена f(x) приx = a;
3. Выяснить, будет ли х = акорнем многочленаf(x),аF;
4. Определить кратность корня;
5. Разложить многочлен по степеням (х – а).
6. Вычислить значение многочлена f(x) и всех его производных прих = а.
Пример. Пустьf(x) =x5– 15x4+ 76x3– 140x2+ 75x– 125 иа = 5.
Составим схему Горнера:
| 1 | -15 | 76 | -140 | 75 | -125 |
5 | 1 | -10 | 26 | -10 | 25 | 0 = с0 |
5 | 1 | -5 | 1 | -5 | 0 = с1 |
|
5 | 1 | 0 | 1 | 0 =с2 |
|
|
5 | 1 | 5 | 26 = с3 |
|
|
|
5 | 1 | 10 = с4 |
|
|
|
|
5 | 1 = с5 |
|
|
|
|
|
1. Вычислим неполное частное q(x) и остатокrпри деленииf(x) на (х – 5). Во второй строке таблицы видим, что коэффициенты частногоq(x) равны: 1, – 10, 26, – 10, 25, поэтомуq(x) = 1х4 – 10х3 + 26х2 – 10х + 25, а остатокrравен 0.
2. Вычислим значение многочлена f(x) приx = 5. Воспользуемся теоремой Безу:f(5) =r= 0.
3. Выясним, будет ли х = 5 корнем многочленаf(x). По определениюа– кореньf(x), еслиf(а) = 0. Так какf(5) =r= 0, то 5 – кореньf(x).
4. Из второй, третьей и четвертой строк таблицы мы видим, что f(x) делится на (х – 5)3, ноf(x) не делится на (х – 5)4. Следовательно, число корень 5 имеет кратность 3.
5. Разложим многочлен f(x) по степеням (х – 5), коэффициенты разложения с0, с1, с2, с3, с4, с5получаются в последних клетках второй, третьей, четвертой, пятой, шестой и седьмой строки схемы Горнера:
f (x) = с0+ с1(х –5)+ с2(х – 5)2+ с3(х – 5)3+ с4(х – 5)4+ с5(х – 5)5или
f (x) = 26 (х – 5)3+ 10 (х – 5)4+ (х – 5)5.
6. Вычислим значение многочлена f(x) и всех его производных прих = 5.
с0=f(5) = 0, с1=f ′(5) = 0, с2== 0f ′′(5) = 0,
с3== 26f ′′′(5) = 26 ∙ 3! = 156, с4== 10f ′ v(5) = 10 ∙ 4! = 240,
с5== 1f v(5) = 1 ∙ 5! = 120.
МЕТОДИКА 15. «Логарифмическая функция».
1. Логико – математический анализ темы.
Данная тема изучается в 10 классе.
Основные понятия:
Функцию, заданную формулой у=logах, где а>0, а≠0 называют логарифмической функцией с основанием а.
Термин – логарифмическая функция.
Род – функция.
Видовые отличия: 1) а>0, а≠0; 2) функция задана формулой у=logах.
Основные предложения:
Свойства логарифмической функции.
1°. Область определения логарифмической функции – множество всех положительных чисел R+, т.е.D(log)=R+.
2°. Область значений логарифмической функции – множество всех действительных чисел.
3°. Логарифмическая функция на всей области определения возрастает (при а>1) или убывает (при 0<а<1).
Справедливо следующее утверждение: графики показательной и логарифмической функций, имеющих одинаковое основание, симметричны относительно прямой у=х.
Основные идеи и методы изучения:
Определения понятий явные, через ближайший род и видовые отличия – конструктивные.
Методы доказательства:
Дедуктивные (на основе определения) с использованием математических методов: логарифмирование степени, основные свойства степени, метод от противного.
Например, свойство о том, что при а>1 функция возрастает, доказывается с помощью определения возрастающей функции, при этом применяется метод от противного.
Ранее изученный материал | Теоретический материал темы | Применение изученного материала |
- показательная функция; - показательные уравнения и неравенства; - логарифмы и их свойства; - убывающая и возрастающая функции; - график функции. | Область определения функции Множество значений функции График функции Логарифм числа Десятичный и натуральный логарифмы Основные логарифмические тождества Логарифмическая функция Свойства логарифма Логарифмические уравнения Логарифмические неравенства | - при решении логарифмических уравнений и неравенств; - в астрономии (оценка яркости звезд); - в физике; - в высшей математике (математическая логика, математический анализ). |
Основные типы математических задач по теме
- найти область определения функции;
- построить график функции;
- найти область значения функции;
- найти промежутки знакопостоянства функции;
- исследовать функцию и построить ее график;
- найти наибольшее и наименьшее значение функции;
- найти значение выражения.
Типичные ошибки и затруднения изучения темы
Математические ошибки:
вычислительные ошибки: при решении уравнений и неравенств, при нахождении значений функции, при действиях со степенями;
логические ошибки: в выполнении тождественных преобразований, в использовании свойств логарифмов, при определении понятий, при выводе формул;
графические ошибки: при построении графиков функций (не учитывают свойства функций); неправильно применяют преобразование графиков.
3. методы и приемы работы учащихся с учебником математики в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
В 5-6 классах используют следующие методы работы с учебником:
1. чтение правил, определений, формулировок теорем учащимися после объяснения учителя
2. чтение вслух учителя ученикам с выделением главного и существенного
3. работа с формулами и иллюстрациями на обложке учебника
4. чтение учебника учащимися и ответы на вопросы учителя
В 7-8 классах добавляются следующие методы работы с учебником:
1. чтение текстов после их объяснения учителем
2. чтение текста учащимися и разбивка его на смысловые абзацы
3. чтение текста из учебника учащимися и запись основных предложений темы по плану, предложенному учителем
В 9 – 11 классах ко всему предложенному добавляется:
1. разбор примеров учащимися в учебнике, после объяснения темы учителем
2. чтение текста учащимися и запись опорного конспекта по данному тексту
3. чтение текста учебника и самостоятельное составление учащимися плана по данному тексту.
4. чтение текста учебника и ответ учащегося по самостоятельно составленному плану
2. Фрагмент урока изучения новой темы: «Логарифмическая функция».
Цели урока:
Обучающие: обеспечить в ходе урока усвоения понятия логарифмическая функция, формировать умения определять свойства логарифмических функций, формировать умение изображать графики логарифмической функции.
Развивающие: способствовать развитию мышления, восприятия, памяти, воображению, внимания.
Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес к математике, воспитывать отдельные качества личности: аккуратность, настойчивость, трудолюбие.
Тип урока: изучение нового материала
Структура урока:
1.организационный момент; 2. постановка целей урока; 3.проверка домашнего задания; 4. подготовка к изучению нового материала; 5. изучение нового материала; 6.первичное закрепление и осмысление нового материала; 7.постановка домашнего задания; 8.подведение итогов урока.;
Действия учителя | Действия учеников | ||||||||||||||||||||
ответьте на вопрос 1. что называется функцией? 2. какие функции вы узнали в этом году? 3. какие свойства функций вы знаете? 4. что называется графиком функции?
Сегодня мы изучим новую функцию логарифмическую. Когда мы изучали показательную функцию, мы оформляли ее свойства в таблицу. Сейчас я предлагаю открыть вам страницу 98 в ваших учебниках прочитать параграф 18 и записать в тетрадях опорный конспект по плану предложенному на доске. Опорный конспект вы будите оформлять так же, как оформляли при изучении показательной функции. План опорного конспекта.
А теперь к доске я приглашаю одного человека который оформит правильно конспект на доске. |
Ответы: Функцию, заданную формулой у=logах, где а>0, а≠0 называют логарифмической функцией с основанием а.
|
Билет № 16. Многочлены с рациональными коэффициентами
- 3) Однородное дифференциальное уравнение I порядка
- 3) Линейное дифференциальное уравнение I порядка (ур-ия Бернулли)
- Геометрический смысл производной и дифференциала
- 2) Образовательные цели урока
- 3) Приемы создания мотивации учебной деятельности.
- 4) Тестовые задания для текущего контроля усвоения понятия и способы проверки результатов контроля.
- 2) Выберите правильный ответ:
- 3) Решите задачу
- 5) Фрагмент урока на этапе усвоения понятия
- Свойства счётных множеств:
- Основные свойства неопределённого интеграла
- Свойства определённого интеграла
- 1) Вычисление площади плоских фигур.
- 2) Вычисление объёмов тел вращения.
- 3) Вычисление дуги кривой линии.
- II. Аксиомы умножения:
- III. Аксиомы дистрибутивности
- Простейшие свойства групп, колец, полей
- Гомоморфизмы групп, колец, полей
- Свойства гомоморфизмов
- 60. Если : u V и : V w – два гомоморфизма групп или колец, то их композиция ○ : u w будет гомоморфизмом групп или колец.
- 70. Если : V w – изоморфизм групп или колец, то обратное отображение –1 : w V также является изоморфизмом групп или колец. Понятие и идея изоморфизма в современной математике
- Внеклассное мероприятие по математике в 8 классе: «Эта забавная математика»
- Теорема о поле комплексных чисел
- Геометрическая интерпретация действий
- Определение и простейшие свойства векторных пространств. Примеры
- Подпространство, критерий подпространства, система образующих, базис и размерность векторного пространства. Примеры
- 1) Любое ненулевое конечномерное векторное пространство обладает базисом,
- 2) Любые два базиса конечномерного векторного пространства состоят из одинакового числа векторов.
- Изоморфизм векторных пространств
- Примерный план ответа
- Кольцо матриц Mm n(f) и векторное пространство матриц Mm n(f)
- Матричные уравнения
- 1.Решите систему уравнений:
- Билет № 15. Билет №15. Многочлены от одной переменной. Делимость многочлена на двучлен Кольцо f[X] многочленов над полем
- Деление с остатком в кольце f[X]
- Рациональные корни многочлена с целыми коэффициентами
- Освобождение от алгебраической иррациональности в знаменателе дроби
- Отношение делимости в кольце z и его свойства
- I. Организационный момент.
- II. Устный счет.
- III. Сообщение темы урока
- IV. Изучение нового материала
- V. Физкультминутка
- Алгоритм Евклида
- Нок целых чисел и его вычисление
- Вычисление нод и нок целых чисел с помощью канонического разложения
- Простые и составные числа
- 20. Если произведение нескольких сомножителей делится на p, то, по крайней мере, один из сомножителей делится на p.
- 30. Различные простые числа взаимно просты.
- 50. Если натуральное число n не делится ни на одно простое число p , тоn – простое, в противном случае оно будет составным.
- II. Урок изучения нового материала.
- Теоремы Эйлера и Ферма
- Признаки делимости
- Учебные задачи для текущего контроля
- 28.Векторное построение геометрии
- 1 Уровень.
- 2 Уровень.
- 3 Уровень.