logo search
сборник по философии часть 2

Тема 19. Человек и исторический процесс: личность и массы.

СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ

Вопросы

  1. Деятельность как условие существования общества.

  2. Роль народных масс в историческом процессе.

  3. Человечество как субъект истории.

  4. Массовидная и выдающиеся личности и их роль в истории.

Основные понятия: исторический субъект, деятельность, выдающаяся личность, движущие силы, свобода и необходимость.

1. Вопрос о сущности исторического прогресса непосредственно связан с выяснением движущих сил развития общества, а движущие силы – с деятельностью людей.

Деятельность – активное взаимодействие с действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и таким образом удовлетворяющий свои потребности.

В структуре деятельности мы выделяем следующие элементы: мотивы, побуждающие субъект к деятельности, цели – предполагаемые результаты, на достижение которых деятельность направлена, и средства, с помощью которых она осуществляется.

И материальные структуры, и политические институты, являясь результатами человеческой деятельности, вовлекаясь в дальнейшую деятельность людей как цели и средства, приобретают общественный смысл, так как служат интересам людей.

В теме «Общество и его структура» мы говорили о том, что развитие общества совершается по объективным законам – общество всегда результат человеческой деятельности, который не исключает субъективный фактор в историческом процессе.

От людей зависит, каким образом они разрешат назревшие общественные противоречия, приблизят или затормозят общественное развитие.

Эта направленность хода истории зависит от позиций разных социальных субъектов, расстановки социальных сил в конкретных исторических обстоятельствах. И лишь из множества конкретных изменений вытекают и всеобщие изменения цивилизованно-формационных форм бытия людей.

2. В историческом развитии решающим фатором является деятельность народных масс. Во-первых, потому что трудящиеся являются главной производительной силой общества на всех этапах исторического развития, и благодаря этому труду удовлетворяются все важнейшие потребности общества. Во-вторых, самая гениальная идея выдающейся личности «становится реальной силой, когда она овладевает массами» (К.Маркс), а «овладев», реализуется в деятельности масс.

Роль народных масс в истории представляет собой единство всеобщего и специфического содержания. Всеобщее выражается в том, что народу, как мы уже подчеркивали, принадлежит решающая роль в истории, а специфическое – в том, что эта роль обнаруживается в формах соответствующих конкретным исторически обусловленным возможностям участвующих в деятельности людей.

Поскольку люди, участвующие в деятельности, объединены в объективные общности (классы, нации, трудовые коллективы), требуется конкретно-исторический подход, учитывающий всю специфику каждой социальной группы. Особое значение приобретают классы, как группы людей, выражающих интересы, а потому классовое положение детерминирует социально-активную позицию людей и побуждает либо к закреплению социального статуса класса, либо приводит к действиям по его изменению.

Угнетенные классы активно действовали в истории развития общества, борясь за свои человеческие права, реализуя через классовую борьбу потребности человеческого существования. Борьба рабов против рабовладельцев, крестьян против феодалов, пролетариев против капиталистов способствовала разрешению сложившихся противоречий и общественно-историческому прогрессу. Неслучайно в диалектико-материалистической философии классовая борьба признается движущей силой развития общества, а социалистическая революция – единственной возможностью разрешения противоречия между трудом и капиталом, между пролетариями и капиталистами.

Однако современное состояние мировой цивилизации показывает, что диктатура пролетариата не является обязательной ступенью и формой перехода к более прогрессивному обществу, что возможны и другие варианты.

3. Для того, чтобы исторический процесс рассмотреть с позиций сегодняшнего состояния мировой цивилизации, необходимо целостное осмысление поступательности общественно-исторического развития.

Как фрагмент объективного мира человечество имеет историю, складывающуюся из историй отдельных народов, этносов, государств.

Несмотря на противоречия в экономических, политических, военно-стратегических сферах разных стран и государств, явно пробивает себе дорогу историческая необходимость планетарного единства. ХХ в. обогатил человечество сбалансированным социальным опытом. Этот век вобрал в себя реальное господство в обществе совершенно различных форм собственности, управление обществом со стороны разных, часто противоположных социальных сил, показал на практике функционирование разных политических систем, идеологических концепций.

Прошли своеобразную практическую апробацию совершенно полярные культурологические концепции. В этом смысле опыт ХХ в. знаменует собой определенный качественный итог и имеет огромное значение для будущего, нового витка всемирной истории, который связан с возрастанием субъективного фактора. Глобальные проблемы современности требуют от человечества как субъекта истории сплочения всех мировых сил для защиты общечеловеческих ценностей.

Массовидная и выдающаяся личности и их роль в историческом процессе.

Рядовая или массовая личность всегда входит в систему общественных связей, определенные общности и через деятельность в них приобретает социальные черты, характерные, во-первых, для общности, в которую она входит, во-вторых, характерные только для нее.

В условиях массовой культуры массовый человек принадлежит не только к социальным общностям, в которых трудится (трудовой коллектив), в которых живет (семья) и т.д., он становится частичкой единого информационного пространства, поддается воздействию средств массовой информации и обретает «местечко» в едином виртуальном иллюзорном мире через принятие стереотипов и стандартов. Отсюда вытекает возрастающая возможность манипулирования массами со стороны политической элиты и отдельных личностей.

В этих условиях сознание массового человека раздваивается. С одной стороны, он как представитель объективных общностей, в которых протекает его деятельность, приобретает социальный опыт и практическое здравомыслие, с другой – приобщаясь к иллюзорному восприятию через стереотипы – духовно деградирует.

В этих условиях большая ответственность за судьбы людей и государств ложится на плечи политических деятелей.

Роль личности в качестве движущей силы истории никогда не имела и не имеет абсолютного характера, но в условиях XXI в. в зависимости от того, прогрессивна она или реакционна, стихийна или сознательна, зависит решение глобальных проблем.

4. Под субъективными качествами личности в социальной философии понимаются те результаты деятельности, которые совпадают с прогрессивным развитием общества.

Чем же выдающаяся личность отличается от обычной, рядовой, каковы ее субъективные качества? Почему общество признает приоритетность такой личности?

Выдающаяся личность – это личность, результаты деятельности которой имеют существенное значение для развития человеческого общества.

Откуда появляется такая личность? Исключительность присуща от рождения или общество формирует «заказ» на выдающуюся личность с набором определенных способностей, особенностей характера, воли и мышления? Выдающаяся личность как выдающийся субъект истории не только наиболее адекватно отражает существенные черты эпохального сознания, но и умеет претворить в жизнь передовые идеи, а это значит, что историческая выдающаяся личность харизматична. Массы должны поверить, что только этот человек приведет их к удовлетворению тех желаний, потребностей и интересов, к которым они стремятся. Наконец, в судьбе выдающейся личности немалую роль играют ее волевые способности, необходимые для преодоления препятствий.

Свобода и необходимость.

Свобода – это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании им объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Свобода и ответственность – две стороны одного целого – сознательной деятельности человека.

Свобода связана с необходимостью, которая обусловлена в конечном итоге объективными законами бытия. Абсолютизация необходимости, трактовка всякого действия человека как предопределенного заранее, исключающего всякую возможность выбора, приводит к фатализму (предопределенности).

Пренебрежение же необходимостью, объективными законами исторического процесса, принятие решения, сообразованного лишь с субъективными оценками и желаниями, является основой волюнтаризма и ведет к произволу и вседозволенности.