Тема 14. Методы и формы научного познания
Вопросы
Понятие науки. Структура и формы научного познания.
Понятие метода науки. Классификация методов научного познания.
Рост научного знания.
Основные понятия: наука, эмпирический и теоретический уровни познания, форма научного знания, метод познания, критерий научности, научная рациональность, научная революция.
1. Наука как явление культуры представляет собой сложное, многоуровневое образование. В науковедческой литературе насчитывается около двухсот пятидесяти её определений. Основными измерениями науки выступают следующие. По способу существования это социальный институт. Формы институциональности исторически менялись в соответствии с изменением роли науки в обществе: научные и философско – научные школы в античности (Пифагорейский союз, аристотелевский Ликей, Александрийский мусейон и др.), университеты в Средние века, академии, научные институты и лаборатории (начиная с XVII в.).
Согласно своей общественной роли, наука является средством получения знаний. В отличие от обыденных, художественных и мировоззренческих представлений о мире наука – это система объективно истинного знания. Системность, целостность науки достигается специальными средствами (формулированием оснований: аксиом, постулатов, принципов, начал, установлением междисциплинарных связей и др.). Объективная истинность знания предполагает выполнение трёх условий: наличия объекта познания, соответствия знания объекту, практической проверки знания (см. предыдущий раздел). Паранаука, вводящая иллюзорные связи между явлениями вместо действительных, лишена главного качества науки – объективности.
Третье основное измерение науки – это особый вид общественной профессиональной деятельности с присущими ему методами и инструментарием. Можно указать примеры того, как изобретение нового познавательного средства вело к возникновению новой отрасли науки или к качественной перестройке имеющейся (двояковыпуклая линза А. Левенгука и зарождение микробиологии, электронный микроскоп и современная генетика и др.). С точки зрения интересов развития науки, метод познания в некотором отношении важнее результата, поскольку одно открытие не указывает пути к другому, а правильный метод позволяет целенаправленно добиваться новых открытий.
Итак, науку можно определить как особый вид общественной профессиональной деятельности коллективов учёных по производству объективно истинного знания.
Научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне объектом познания являются предметы, процессы, их свойства и отношения. Задача ученых – исследовать их как можно более точно и полно. Результатом эмпирического познания является факт.
Термин «факт» имеет много значений. Факт как форма научного знания – это высказывание о существовании предмета, о принадлежности признака предмету, об отношении предметов. Знание, содержащееся в факте, представляет собой единство единичного и общего, случайного и необходимого, существенного и несущественного. Факт должен быть выражен в терминах определенного, принятого в науке языка. В науке в качестве фактов признаются те сведения, которые могут быть многократно воспроизводимы различными исследователями в разное время и в различных местах. Значение для науки имеют, как правило, не отдельные факты, а вся совокупность фактов, относящихся к данной проблеме. Субъективизм может выражаться либо в игнорировании некоторых неугодных для ученого фактов, либо в фабрикации недостоверных (измышление несуществующих явлений или преувеличение и преуменьшение значения явлений существующих). Это называется фальсификацией фактов. Подобные явления чаще встречаются в общественных науках, постулаты которых затрагивают интересы людей, но и естественные науки не свободны от таких вещей.
На теоретическом уровне ученый имеет дело с продуктами предыдущего этапа познания – фактами. Они - то и составляют предмет теоретического познания. На их основе создается идеальная модель реального объекта, которая воспроизводит некоторые его существенные признаки (абсолютно твердое тело в механике, идеальный газ, модель атома Резерфорда в физике, фигуры, числа и функции в математике и т.д.). Отсюда следует, что характер научной деятельности на эмпирическом уровне существенно иной, чем на теоретическом, а это означает, что каждый вид научной деятельности требует специфических способностей и умений. Среди выдающихся ученых немногие, среди них И.Ньютон и И.Кеплер, одинаково продуктивно работали на обоих уровнях, чаще они были корифеями в одном научном амплуа ( М. Фарадей, Э.Резерфорд, П.Л.Капица – экспериментаторы, А.Эйнштейн, Н.Бор, Л.Д.Ландау – теоретики). Следует, однако, подчеркнуть, что не все науки одновременно достигают такой степени зрелости, когда возникает четкая дифференциация на два вышеназванных уровня. В большинстве научных дисциплин опытное и теоретическое познание не разделяются и выступают как стороны единого познавательного процесса (таковы многие гуманитарные и общественные науки, почти все прикладные науки: технические, сельскохозяйственные, медицинские и др.).
Основными формами теоретического познания являются проблема, гипотеза, теория, принцип (начало) и др.
С логической точки зрения, проблема - это разновидность вопроса как формы мышления, направленной на уточнение или дополнение знаний. Проблема науки – это осознание взаимной противоречивости, несовместимости отдельных научных положений одной теории или различных теорий, теории и фактов, отдельных фактов. Например, наблюдения за траекторией планеты Уран дали результаты (факты), противоречившие расчетным, полученным на основе законов небесной механики, что породило проблему выяснения причины этого.
Гипотеза представляет собой обоснованное предположение о существовании какого-либо явления, его сущности, причинах, а также свойствах или отношениях с другими явлениями. В отличие от предположения научная гипотеза – всегда обоснованное суждение. Знаменитое высказывание Ньютона «гипотез не измышляю» означает не его отказ от гипотезы как формы научного мышления, а отказ от предположений, для которых еще нет оснований (речь шла о сущности всемирного тяготения, закон которого им был установлен).
Высшей формой организации научного знания является теория. Она дает целостное представление о сущности предмета, законах его строения, функционирования и развития. Она должна быть внутренне непротиворечива и практически проверяема. Назначение теории – описание, объяснение и предсказание явлений действительности.
Что значит «объяснить» явление? Эту проблему науки поставил ещё Аристотель, и он же дал ее первое решение. Объяснить – это значит выявить конечные (первые) причины вещей. Выделяя четыре вида таких причин (материальную, формальную, действующую и целевую), Аристотель сформулировал античную модель научного познания – эссенциалистскую (essentia – сущность). Согласно Аристотелю, ответ на четыре «почему» даёт окончательное исчерпывающее знание о сущности предмета, т.е. абсолютную истину. Однако ученые Нового времени отвергли такой подход как схоластический на том основании, что никаких конечных причин явлений, а следовательно, и конечных сущностей не существует. «Учение о конечных причинах так же бесплодно, как дева, посвятившая себя господу» (Ф. Бэкон). В естествознании место причины заняла сила. Благодаря этому понятию Ньютон объяснил движение планет. Такой подход сохранялся в эпоху классического естествознания вплоть до начала ХХ в. Но в квантовой теории пришлось отказаться от такого объяснения, поскольку неизвестна природа сил, действующих в атоме, и их нельзя измерить. Приведенные факты показывают, насколько сложна проблема объяснения в естествознании. В целом в современной, прежде всего, математизированной науке объяснение явления понимают как задачу его логического выведения из законов соответствующей отрасли знания.
Наряду с проблемой объяснения существует проблема понимания, особенно значимая для гуманитарного знания. Суть ее состоит в том, что объектом познания в гуманитарных науках часто выступают тексты и возникает задача раскрытия их смыслов, т.е. того предметного содержания, которое авторы вложили в них. Проблема становится особенно сложной при изучении текстов, относящихся к другим культурам, например, уже умершим. Из этой потребности возникла герменевтика, первоначально частная наука, а затем философское направление. Понимание не сводится к объяснению, хотя и связано с ним. Например, можно знать теорию относительности Эйнштейна и уметь объяснять в её терминах парадокс сокращения длины, но не понимать этого (пример взят из книги В. Гейзенберга «Часть и целое», гл.3).
2. Всякий вид деятельности осуществляется с использованием определенных способов, приемов, правил. Особенно важны они в науке. Бэкон назвал их органоном (орудием) познания, Декарт – методом (работа «Рассуждение о методе»). Роль метода в науке ученые осознали давно. Так, при вычислении площадей криволинейных фигур Архимед (III в. до н.э.) в качестве эвристического приема использовал взвешивание металлических пластинок соответствующих форм и лишь потом давал математическое решение задачи. Выражаясь современным языком, он проводил эксперимент с использованием механических моделей.
Существует множество методов научного познания. Их можно классифицировать по различным основаниям. Например, по степени общности методы делятся на всеобщие (философские), общенаучные и частнонаучные; по объекту познания – на методы естественных, общественных и гуманитарных наук. Можно выделять методы эмпирического и методы теоретического познания и др.
Рассмотрим общенаучные методы. Их целесообразно разбить на три группы: методы, используемые на эмпирическом и теоретическом уровнях научного познания, методы эмпирического познания, методы теоретического познания. К первой группе методов относятся абстрагирование, обобщение, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, гипотетико-дедуктивный и др.
Абстрагирование – выделение признака предмета и рассмотрение его в отвлечении от других признаков, т.е. как бы в «чистом виде». На эмпирическом уровне это достигается путем изоляции от всех побочных воздействий или путем их нейтрализации, а на теоретическом – путем мысленного выделения и отвлечения признаков. Существуют различные виды абстрагирования. Абстракция отождествления позволяет объединять предметы в классы и давать им имена (например, растение, животное, человек). Напротив, изолирующая абстракция, состоящая в отвлечении признака от предмета, служит средством получения абстрактных предметов (число, стоимость, доброта).
Обобщение – перенесение признака, присущего группе предметов, на более широкий класс. Например, эмпирическое перенесение понятия «лебедь» с популяции известных в Европе белых лебедей на популяцию сходных с ними по биологическим признакам черных австралийских птиц. В основе этого действия лежит абстракция отождествления. Обобщению подлежат не только свойства и отношения, но и методы, и теории. Это, кстати, один из продуктивных путей развития науки.
Анализ – расчленение целого на части, а синтез – противоположный процесс воссоздания целого из частей. В химии анализ – установление состава сложного вещества или разложение его на элементы, а синтез - образование сложного вещества из более простых ингредиентов. В математике анализ и синтез – это мыслительные процедуры (например, дифференцирование и интегрирование функции).
Индукция – метод познания, заключающийся в переходе от знаний об отдельных предметах класса к знаниям о всем классе. Первоначально индукция была разработана Бэконом как метод эмпирического познания, как метод построения гипотез и их проверки на основе результатов наблюдений и экспериментов. Однако после индукция стала общенаучным методом (например, полная математическая индукция). Дедукция – метод познания, в котором мысль идет от знания большей степени общности к знанию меньшей общности или частному. С античности и до XIX в. дедукция понималась только как теоретический метод познания (например, у Декарта) и использовалась преимущественно в математике. В философии науки даже было предложено деление наук на индуктивные и дедуктивные. В настоящее время такое противопоставление преодолено. Дедуктивный метод в эмпирическом познании применяется там, где на основе общности свойств совокупности предметов делается вывод о принадлежности свойства отдельному предмету (например, при постановке диагноза больному).
(Примечание: не следует смешивать индукцию и дедукцию как методы познания с аналогичными формами абстрактного мышления).
Моделирование – исследование объекта с помощью другого объекта, сходного с оригиналом по ряду существенных признаков. В основе метода лежит умозаключение по аналогии, согласно которому из сходства предметов по ряду существенных признаков делается вывод о принадлежности некоторого признака одному из предметов, если им обладает другой. Этот метод стал широко применяться в науке ХХ в., и его значение особенно возросло благодаря ЭВМ. Модели бывают вещественные и знаковые, статические и динамические, искусственные и естественные и др. Так, система алгебраических или дифференциальных уравнений может быть знаковой динамической моделью метеорологических, биологических или экономических процессов.
Гипотетико-дедуктивный метод заключается в выдвижении гипотезы, выведении из нее следствий и их опытной проверке. Например, Н. Бор ввел в теорию атома Э. Резерфорда два квантовых постулата, противоречивших классической электродинамике, и создал новую теорию атома. Полученные на ее основе следствия совпали с результатами экспериментов, что было признано физиками как доказательство истинности теории Бора.
К методам эмпирического познания относятся наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент и др.
Наблюдение – целенаправленное восприятие объекта познания (предмета, процесса, свойства или отношения предметов), как правило, опосредованное применением приборов, усиливающих возможности органов чувств. Результаты наблюдения фиксируются средствами научного языка. Так, с явлением шаровой молнии встречались многие люди, но до сих пор оно не стало объектом научного наблюдения, его свойства не зафиксированы однозначным образом с помощью приборов на физическом языке. В отличие от житейских наблюдений, имеющих случайный характер, научное наблюдение предваряется формулированием рабочей гипотезы, планируется и организовывается (создаются условия, подбираются средства, обучаются или инструктируются исполнители и т.д.).
Сравнение – метод познания, направленный на выявление сходства и различия объектов познания, принадлежащих к одному классу. Это могут быть предметы, имеющие ряд общих существенных признаков, фазы развития одного и того же предмета, свойства и отношения предметов в разные моменты времени и т.д.
Измерение – один из важнейших методов, поскольку он позволяет переходить от качественного описания объекта к его количественному описанию, что создает возможность применения математических методов. Измерение – это сравнение с объектом, принятым за эталон. Оно предполагает выполнение ряда условий: практическое выделение измеряемого свойства, создание эталонного объекта (эквивалента), установление единицы измерения, разработка процедуры измерения. Как показывает история культуры, даже измерение длин, площадей, объемов наталкивалось на большие трудности. Проблемой часто становится выбор объекта измерения: что, собственно, следует измерять. Возьмем, например, стоимость продукта труда. Сколько бы ни рассматривать товар, стоимости в нем увидеть нельзя. Но при обмене разнокачественные товары приравниваются в определенной пропорции (например, пара сапог и два мешка пшеницы). То, что люди интуитивно чувствовали с момента возникновения обмена в античном обществе, ученые -экономисты поняли лишь в XVIII - XIX вв.: субстанцией стоимости является труд (причем труд вообще, абстрактный труд как простая трата человеческих физических и умственных сил), а мерой стоимости – общественно необходимое рабочее время, потраченное на производство данной вещи.
Эксперимент – это целенаправленное наблюдение и измерение объекта в специально созданных и сознательно изменяемых условиях. Он объединяет все другие методы эмпирического познания. В эксперименте достигается абстрагирование измеряемого признака, т.е. выделение и изолирование от всех побочных признаков, что позволяет наблюдать его в относительно чистом виде. Научный эксперимент должен быть многократно воспроизводим в различных географических и временных условиях, в частности, разными учеными в разных лабораториях. Только при этих условиях результаты эксперимента считаются достоверными.
В теоретическом познании используются методы формализации, идеализации, восхождения от абстрактного к конкретному, аксиоматический и др.
Формализация – метод познания, заключающийся в представлении какого-либо знания средствами искусственного формализованного языка. Наиболее распространены математическая и логическая формализации. В первом случае содержание знания будет представлено математической формулой (уравнением, неравенством) или графическим образом (номограммой, диаграммой, графиком), во втором – логической формулой. Достоинство метода состоит в том, что знание, представленное в формализованном виде, может обладать большей наглядностью и быть подвергнуто различным преобразованиям, в частности, упрощениям по строгим однозначным правилам, исключающим различные субъективные моменты. Эта работа иногда может быть выполнена ЭВМ. Итоговое формализованное выражение интерпретируется (истолковывается) в содержательных терминах, и полученное знание может использоваться в соответствии с потребностями субъекта. Например, П. Дирак, исследуя уравнение квантовой физики для электрона, интерпретировал одно из его решений, которое казалось лишенным физического смысла, как указание на новую неизвестную частицу – позитрон. Два года спустя, в 1934 г., эксперимент подтвердил это предположение. Примеров подобного рода открытий «на кончике пера» история науки знает немало.
Идеализация – вид абстрагирования, в результате которого конструируется идеальный (т.е. существующий посредством сознания) объект, воспроизводящий только некоторые существенные признаки реального предмета при отвлечении от всех несущественных признаков. Только благодаря введению идеализированных, абстрактных объектов (идеальный газ, абсолютно черное тело и др. в физике, число, фигура, функция в математике, общественно-экономическая формация, тип цивилизации в обществознании) стало возможным формулирование законов науки как суждений о необходимых существенных общих связях действительности, т.е. стало возможным теоретическое познание.
Восхождение от абстрактного к конкретному является методом целостного воспроизведения сложного объекта (мысленно конкретного) посредством синтеза его односторонних определений (абстракций). От выше -рассмотренного метода анализа и синтеза он отличается тем, что применяется при исследовании изменяющихся объектов, проходящих определенные стадии становления и развития.
Аксиоматический метод – это способ организации разрозненных знаний в виде логически последовательной дедуктивной системы, основанной на некоторых исходных суждениях. Эти суждения называются аксиомами (постулатами, началами). Поскольку аксиомы нельзя вывести из других суждений, их истинность приходится принять без доказательства. Правомерность выбора аксиом подтверждается косвенно, через применение аксиоматической теории для решения других задач. Доказательство истинности теории свидетельствует об истинности положенных в ее основу аксиом. Исторически первым примером аксиоматической теории была геометрия Евклида.
3. Одной из проблем теории научного познания является проблема его роста. В частности, как соотносятся старая и новые теории, описывающие одну и ту же область явлений?
В философии науки выделяют две модели роста науки: кумулятивистскую и антикумулятивистскую. Согласно первой, развитие науки происходит путем накопления знания, т.е. присоединения к имеющемуся знанию все новых фактов, идей, теорий. Такой образ науки дал Аристотель, и он сохранялся до ХХ в. Однако революция в физике, происшедшая в конце XIX в., привела к отрицанию кумулятивистской модели, поскольку новые физические факты противоречили классической физике: либо надо было сохранить классическую физику и пожертвовать новыми открытиями, либо признать новые факты и отказаться от классических теорий. Оба пути вели в тупик, так как никаких новых теорий еще не было создано. В середине ХХ в. Т. Кун предложил антикумулятивистскую модель, согласно которой развитие науки идет скачкообразно, проходя последовательно три стадии: нормальная наука, научная революция, нормальная наука с новой парадигмой.
Центральным в концепции Куна является понятие парадигмы. Парадигма науки – это теория, признанная научным сообществом, правила и стандарты научной практики и стандартная система методов познания. Примеры парадигм: аристотелевская динамика, механика Ньютона, релятивистская динамика Эйнштейна. Нормальной наукой называется этап, на котором ученые решают «головоломки» по установленным данной парадигмой образцам. Когда же эта парадигма приходит в противоречие с фактами, не дает способа их объяснения, не указывает новых путей поиска, наступает эпоха научной революции, т.е. поиска новой парадигмы. Создание новой парадигмы и ее принятие научным сообществом означают переход науки на более высокий уровень новой нормальной науки. Вместо термина «парадигма» были предложены другие – дисциплинарная матрица, научно-исследовательская программа, научная рациональность.
Важнейшим для теории науки стал вопрос о критериях научности знания. Он является главным в позитивистской философии. К. Поппер сформулировал его как проблему демаркации (разграничения) науки и метафизики. В качестве такого критерия в ХХ в. принимались принцип верификации (подтверждения) и принцип фальсификации (опровержения). Согласно первому, научным признается то положение, которое подтверждается наблюдением или экспериментом. Этот метод проверки был ведущим в XVII – ХХ вв. Однако иногда подтверждаются предположения, сделанные на основе явно ненаучных предпосылок (гороскопы, гадания и т.п.). Правда, в отличие от научных предсказаний их вероятность довольно низка. Но ведь и прогнозы погоды очень часто не подтверждаются. Поппер предложил принцип фальсификации, в соответствии с которым ученый должен стремиться не подтвердить, а, напротив, опровергнуть теорию путем постановки все более строгих экспериментов. И до тех пор, пока теория не опровергнута, она может использоваться как правильная.
В отдельных науках вырабатываются свои, специфические для них критерии истинности. Так, в математике особо значим принцип непротиворечивости. Если, например, система аксиом содержит противоречие, то для нее не существует предметной области (чисел, фигур, функций и т.д.), к которой она была бы применима. Однако проблема критериев научности пока не имеет однозначного решения. Самым надежным остается общегносеологический критерий практики, о котором речь шла в предыдущем разделе.
- Isbn 5-85218-194-3
- Isbn 5-85218-194-3
- Тема 11. Диалектика и ее альтернативы Вопросы
- Связи детерминации
- Структурные связи
- Тема 12. Сознание и материя
- Тема 13. Теория познания
- Тема 14. Методы и формы научного познания
- Тема 15. Человек и смысл его существования
- Духовные отношения – формы общественного сознания.
- Тема 17. Гражданское общество и государство
- Основные понятия: государство, гражданское общество, насилие, ненасилие.
- Тема 18. Человек в системе социальных связей
- Тема 19. Человек и исторический процесс: личность и массы.
- Тема 20. Культура как философская проблема
- Тема 21. Проблема ценностей, нравственные и эстетические ценности
- Тема 22. Человек и природа Вопросы
- Библиографический список Основной
- Дополнительный по всем темам
- Смит а. Теория нравственных чувств. М.: Республика, 1996. Соколов в.В. Европейская философия XVII-XVIII вв. М., 1984.
- Вопросы для контрольной работы