logo
сборник по философии часть 2

Основные понятия: государство, гражданское общество, насилие, ненасилие.

1. Государство есть основной элемент политической организации общества. Государство не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство не есть также «действительность нравственной силы», «образ и действительность разума», как утверждал Гегель. Сложилось два противоположных подхода к пониманию сущности и содержания государства. Согласно первому сущность государства состоит в выражении интересов всех граждан. Государство является продуктом общества на определенной ступени его развития (при переходе от родовых отношений). Государство становится признаком того, что общество вошло в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, необходима сила, которая бы умерила столкновение. Эта сила и есть государство. Второй подход рассматривает государство, как орудие экономически господствующего класса. К ряду философов, поддерживающих эту идею, относится Томас Гоббс (см. работу Гоббса «Левиафан»). Гоббс выступил за абсолютное государство, подчиняющее людей железному порядку. Это необходимо, так как сущность человека заключена в разнузданности и вероломстве. В общественной мысли, в вопросах государства возникла неразрешимая дилемма: либо насилие, царящее в обществе, либо диктат государства, убирающего импульсы насилия из общества и концентрирующего их наверху. Этот подход выбирает ориентацию на государство как фактор стабильности в обществе. Противовес этой идеи выступает Д. Локк. Для него государство не демиург порядка, а лишь ночной сторож, услуги которого общество оплачивает на основе контракта. Эта идея созвучна представлению о государстве, как выразителе интересов всех граждан. В данном случае возникновение института государства обусловлено необходимостью удовлетворения общих потребностей и интересов, на что уже не способны прежние институты. К таким общим потребностям и интересам относятся потребность в безопасности, соблюдение прав и свобод индивидов, сохранение гражданского мира и правопорядка.

С позиции понимания государства как аппарата принуждения людей оно возникает только там и тогда, когда появляется разделение общества на классы. Поэтому государство рассматривается как машина для поддержания господства одного класса над другим. Несмотря на разницу подходов, и в том, и в другом случае сущность государства видится в одном ключе – господство одних над другими. В нем отражается взаимодействие двух сторон. Одна сторона характеризует государство как орган классов господства, другая сторона как орган общесоциального управления. В разные исторические эпохи и в разных странах та или иная сторона может приобрести доминирующее значение.

Государство – это часть общества. Соотношение общества и государства можно определить как соотношение содержания и формы, где содержание – общество, а форма- государство. Государство создается для того, чтобы действовать. Функции государства – это основные направления деятельности, обусловленные его сущностью.

К внешним функциям государства относятся защита государственных интересов на международной арене, защита от угрозы внешнего направления нападения, развитие сотрудничества и партнерства со всеми странами мира.

К внутренним функциям следует отнести регулирование экономики в сфере бюджета, налогов, инвестиций, кредитования, социальную политику, обеспечение правопорядка. Кроме того, любому государству присуща культурно-воспитательная функция. Внешние функции опосредованы внутренними функциями, в свою очередь оказывая на них обратное влияние. К основным признакам государства относят наличие:

Как было отмечено ранее, государство является выразителем интересов экономически господствующего класса. Исторически сложились три основных типа государства, отражающих экономический базис и формы эксплуатации: рабовладельческий, феодальный и буржуазный.

Рабовладельческое государство пришло на смену родовому строю. Основными классами здесь были рабы и рабовладельцы. Первоначально рабовладельческое государство возникло в странах Древнего Востока, утвердившись и оформившись затем в Древней Греции и Древнем Риме. Раб был лишен прав и рассматривался как бездуховная вещь, которую можно купить, продать и безнаказанно убить.

На смену рабовладельческому государству пришло феодальное, в котором установилась абсолютная монополия на собственность землей в руках помещика и полная зависимость крестьян (личная и экономическая). Однако крепостной отличался от раба, т.к. крестьянин не считался полной собственностью феодала, последний мог купить, продать но по закону не мог его убить.

Буржуазный тип государства упраздняет сословные привилегии. При капитализме непосредственные производители-рабочие становятся юридически свободными. Но они лишены средств производства. Поэтому буржуазное государство входит в ряд формаций, имеющих антагонистическую сущность. Вслед за ним идет социалистическое государство, которое предполагает снятие антагонизма, исключение эксплуатации человека человеком, уничтожение противоречия между физическим и умственным трудом, между производством и собственностью.

2. Гражданское общество отражает вторую сторону государства, как органа общесоциального управления. Философский опыт осмысления данной проблемы обширен. В эпоху древнегреческих и средневековых мыслителей гражданское общество, политика и государство были взаимозаменяемыми понятиями. Причинами такого отождествления стали социально-политические и философские традиции. К сфере «политика» относили все то, что касалось семьи, религии, образования, культуры и т.д. Отождествлялись сами понятия человек и гражданин, что значило быть членом государства.

Значительный вклад в разработку концепции гражданского общества внесли представители немецкой классической философии Э.Кант и Г.Гегель. Э.Кант связывал гражданское устройство государства с республиканской формой правления, которая означала свободу членов общества, зависимость всех от общего законодательства, законодательное равенство.

Гегель разделяет понятия гражданское общество и государство, рассматривая последнее как действительность нравственной идеи. Основой гражданского общества Гегель считает принцип индивидуальности видя в нем защиту собственности и личной свободы. Тогда как государство по Гегелю обеспечивает принцип всеобщего. В нем индивид в качестве его члена обладает объективностью, нравственностью, свободой. Гражданское общество, по его мнению, это государство нужды и рассудка, а подлинное государство есть шествие бога в мире, его основанием служит власть разума , осуществляющая себя как воля.

Следующим этапом стало не только понимание того, что нельзя смешивать государство с гражданским обществом, но и наполнение категории гражданского общества конкретным содержанием. Возникновение гражданского общества рассматривалось как необходимость разграничения прав человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом (это право на жизнь, свободу, стремление к счастью), а права гражданина - государством (политические права). В общем, можно заключить, что гражданское общество это система социальных связей и отношений, в которой формируются и реализуются неполитические интересы людей.

Можно выделить пять основных положений концепций гражданского общества:

- Гражданское общество - это общность людей, в которой с помощью труда удовлетворяются первичные потребности.

- Это объединение людей неполитического характера.

- Это совокупность негосударственных отношений в обществе (национальных, семейных).

- Это сфера самопроявления индивидов без влияния государства.

- Это социальное пространство, в котором функционирует социальная власть.

Необходимость расширения влияния гражданского общества на государство обуславливается необходимостью и возможностью освобождения человека от тотальной зависимости государства, регулирующего отношения с помощью принуждения. В социальной сфере признаком гражданского общества становится его многоуровневая сложная структура, в политической сфере правовая гарантия прав личности, в экономической сфере - свободный рынок, в духовной сфере - исключение тотального режима идеологии.

3. Традиционно природа насилия и ненасилия рассматривается в рамках морализаторско-религиозного подхода, часто встречаемого в художественной литературе. В широком смысле общеупотребимым понятием насилие охватывается всякое принижение человека, все то, что ведет к ущемлению физических и духовных потенций индивидов, что мешает им овладеть саморазвитием. Насилие прямо отождествляется со злом вообще.

В более узком специальном значении насилие рассматривается как прямое применение силы или угроза такого применения: убийство, пытки, шантаж, ограбление и пр. Данное определение отождествляет насилие с физическим и экономическим ущербом, который люди наносят друг другу.

Отсюда ненасилие выступает либо как этико-религиозное убеждение, либо как эффективная общественная практика.

При широком толковании насилия акцент делается на целях человеческой деятельности, при узком – на средства, что является слабой стороной данного подхода к проблеме насилия. Насилие относится не просто к сфере цели и не просто к технологии деятельности. Это тип отношения между людьми, когда во имя выгоды и желания используется принуждение. Для избежания ограниченности в понимании проблемы насилие и ненасилие необходимо связать насилие со сферой свободной воли, обращаясь к опыту Э.Канта. В его трактовке насилие это такие принуждение и ущерб, которые осуществляются вопреки воле того или тех, против кого они направлены. Это позволяет отличать насилие как определенную форму общественного отношения от инстинктивных природных свойств человека: агрессивности и воинственности, а также от других форм принуждения в обществе, в частности, патерналистского и правового (см. Гусейнов А.А. Ненасилие и перспективы общества // Философские науки. 1990. № 11.).

Ненасилие в отличие от насилия не является взаимоотношением человеческих воль, а представляет перспективу их солидарного слияния. В основе ненасилия лежит концепция, согласно которой человеческая душа - это арена борьбы, добра и зла. Ненасилие выступает как нормативная программа, акцентирующая доброе начало в человеке. Основная установка ненасилия -исправить отношения, преодолеть зло. Его содержание характеризуется тремя особенностями: во-первых, ненасилие предполагает решение личных и общественных споров через сотрудничество, во-вторых, ненасильственные формы борьбы являются массовыми, что требует участия всех индивидов, вовлеченных в конфликт, в-третьих, ненасилие требует познавательных и нравственных усилий человека. Последнее условие наиболее важно, т.к. моральная аргументация и мотивация продолжают играть в деле ненасилия решающую роль. Путь ненасилия - это перспектива развития человеческого общества.