logo
сборник по философии часть 2

Тема 22. Человек и природа Вопросы

  1. Понятие природы в истории философии (природа как предмет философского анализа).

  2. Взаимодействие природы и человека.

  3. Роль географической среды в жизни человека и общества. Критика географического детерминизма.

  4. Глобальные проблемы и пути их решения.

Основные понятия: природа, географическая среда, географический детерминизм, биосфера, экология.

Природа: окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений. Она - объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания, не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени и пространстве, находится в непрестанном движении и изменении.

Географическая среда: совокупность предметов и явлений живой и неживой природы (земная кора, нижняя часть атмосферы, гидросфера, почвенный покров, растительный и животный мир), вовлеченная на данном историческом этапе в процесс общественной жизни и составляющая необходимое условие существования и развития всякого общества.

1. Понятие «природа» употребляется в нескольких значениях. В самом широком смысле слова природа – это весь мир в целом, все сущее, это вся вселенная, вся материя, куда входит и общество.

В более узком смысле под природой понимают совокупность естественных условий существования человека. И, наконец, природа может трактоваться как совокупный объект естествознания.

В античное время первоначально слово «природа» служило для обозначения чего - то произросшего из земли, затем приобрело значение нормального состояния или нормы в области органической жизни. У античных философов понятие «природа» было тесно связано с понятием «космос». Космос противопоставлялся хаосу и трактовался как организованное, закономерное, совершенное. По существу, понятие «космос» охватывало всю доступную человеческому разумению природу. Идеалом грека считалась жизнь в согласии с природой. Эта задача была поставлена античными учеными и решалась в рамках натурфилософии («философия природы». природа истолковывалась преимущественно умозрительно, путем выдвижения умозрительных догадок). В натурфилософии природа отождествляется со стихиями огня, воды, воздуха. Эти стихии воспринимались как нечто одушевленное, активное, исполненное жизни. Отношение к природе строится как к одушевленному существу (Гераклит, к примеру, выражал мысль, что природа любит таиться). Однако, несмотря на многообразие аспектов в определении «природа», она рассматривается греками как единое понятие - в значении подвижное, изменяющееся целое, где человек не противостоит природе, а мыслится как одна из ее частей.

В Средние века на понятие «природа» большое влияние оказывает христианская культура. Окружающая человека природа рассматривается как нечто сотворенное богом и более низкое, чем сам человек. Природа дарована человеку богом изначально, до грехопадения. Христианская теология и, в частности, Августин Блаженный, отвергают гилозоизм, полагая, что душа присуща только людям. Августин разрушает чувство единства всего живого, которым пронизано античное, греческое и индийское мировоззрение. В христианском мировоззрении животные отделены от человека. Зло, когда природа становится выше бога, ее творца. Жизнь человека нередко рассматривалась как борьба между божественным началом – душой и греховным природным началом – телом. Природа неодушевлена, противостоит обществу и человеку – таков основной подход к этой проблеме в средневековой философии.

В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек открывает для себя красоту и великолепие окружающей природы, воспринимает ее как источник радости и наслаждения.

В Новое время, в эпоху естествознания (XVII – XVIII вв.) доминирует рационалистический взгляд на природу. Ф. Бэкон провозгласил целью науки и техники господство над природой. Б. Спиноза рассматривает природу как субстанцию, причину самой себя. Разные модусы, опредмеченные субстанцией, являются реализацией природных процессов.

В эпоху Просвещения под влиянием философии романтизма – природа начинает пониматься как убежище, противостоящее развращенной и порочной цивилизации. Ж.-Ж. Руссо обвинил науку и искусство в развращенном влиянии на общественные устои. Переход человека от природного, естественного состояния к социальному Руссо объявил источником несчастий.

В немецкой классической философии сохраняется механистический взгляд на природу. В трактовке Л.Фейербаха природа есть все то, что чувственно, как основа и предмет жизни. Природа есть свет, электричество, воздух, вода, огонь, земля, человек. В целом под природой понимается простая совокупность вещей, рядоположенных друг с другом.

Диалектическое развитие природы привносится марксистской философией. По Марксу, исторический процесс условно делится на историческое развитие природы и историческое развитие общества, но это не изменяет того факта, что ход истории подчиняется внутренним общим законам. В работе «Капитал» Маркс охарактеризовал природу как сферу приложения трудовой деятельности человека, всеобщий предмет человеческого труда, первоначальный арсенал его средств труда и кладовую продуктов питания. Человек в своей деятельности противопоставляет себя природе. Одновременно с этим он является частью и порождением природы. Природа рассматривается как тело человека, с которым он должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть.

Таким образом, физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой, что подчеркивает связь природы с самим собой, ибо человек есть часть природы. Человек и общество одновременно противостоят природе и включены в нее.

2. Как уже было отмечено ранее природа, человек и общество взаимодействуют. Природа выступает предпосылкой и условием развития человека и общества. Общество – это обособившаяся часть природы, человек – вершина эволюции. В процессе трудового освоения природы человек стал человеком. Таким образом понимание процесса взаимодействия общества с природой тесно связано с понятиями труд и производство. Труд – это активное, целенаправленное отношение человека к природе. Труд является главным фактором выделения человека из природы в особую часть природы, противостоящую ей, но находящуюся с ней во взаимосвязи. От простого использования данных природой предметов индивиды постепенно переходили к изготовлению орудий труда. Трудовая деятельность имела два решающих следствия:

  1. организм предков человека приспособлялся не просто к условиям среды, а к трудовой деятельности. Это, в свою очередь, привело к перестройке организма человека (прямой походке, развитию руки, головного мозга).

  2. труд, будучи совместной деятельностью, стимулировал возникновение и развитие речи, языка как средства общения.

Итак, человеческий труд отличает активное воздействие на природу, производство и использование орудий труда, целенаправленность и общественный характер.

Во взаимодействии человека и природы можно выделить три этапа. Для первого этапа характерно единство природы и человека, в котором, подобно животным, человек вынужденно стремится приспособиться к природе. На этом этапе человек овладел огнем, покорил своей воле животный и растительный мир.

Переход ко второму этапу ознаменован тем, что человек приступил к допромышленному производству. Он характеризуется экстенсивным ростом земледелия, использованием сил природы: энергии ветра, воды и т.д., возникновением городов.

Настоящим штурмом природы стал третий этап, когда общество пошло по пути технологического развития. Промышленный этап с одной стороны открыл перспективу абсолютной власти человека над природными процессами, с другой стороны, усилил дисгармонию в отношениях между человеком и природой. Для человека становится актуальным вопрос выбора типа природопользования. Условно можно говорить о двух исторически сложившихся типах природопользования: потребительски – мигрирующем и стабильно – продуцирующем. Для потребительски – мигрирующего характерно простое потребление ресурсов, тогда как стабильно – продуцирующий переходит к их воспроизведению, при условии развития познания и изменении ориентации в способе производства. Русский ученый В.И. Вернадский в стабильно – продуцирующем типе увидел будущее человечества. Этот новый этап развития взаимодействия природы и общества он связал с понятием «ноосфера». Ноосфера (от греческого – ум, разум) - высшая стадия развития биосферы. Это материальная оболочка Земли, возникшая под воздействием человека. Вернадский считал, что под влиянием научной мысли и человеческого труда, биосфера (природная среда, окружающая человека.) переходит в новое состояние – ноосферу. Ноосферу создает энергия человеческой культуры, входящей в антропогенную эру. Эта новая форма энергии превосходит обычную биохимическую энергию живого вещества планеты. Человечество становится мощной геологической силой. Современное человечество стало единым целым, крупнейшей силой, воздействующей на природу, поэтому как никогда должно осознать ту ответственность, которая на него возложена.

3. Необходимым условием развития общества является географическая среда. Географическая среда, в которой осуществляет свою жизнедеятельность человек, - это природа, обработанная трудом, производством. Она качественно отличается от природной среды, в которой обитают животные. У животных по мере роста числа особей меняется среда обитания, увеличивается количество потребляемых веществ, но сами органы животных и способ добывания корма относительно стабильны. В обществе же, где процесс производства и воспроизводства жизни осуществляется через труд и материальное производство, в ходе социального развития растет народонаселение, изменяются орудия труда и производимые материальные блага, а вместе с ними и географическая среда. Отсюда следует, что географическая среда имеет исторический характер.

Географическая среда – та часть природных условий, которые включены в процесс общественного производства на данном этапе развития. Выделяют два класса естественно – природных условий: естественные богатства средств существования для жизни (это, к примеру, природная почва) и естественные богатства средств труда – уголь, торф и т.д. Географическая среда играет большую роль в истории на первых этапах, но не первостепенную в целом. Различного рода натуралистические теории в социологии пытались приписать ей определяющую роль в истории. Так, сторонники географического детерминизма (французский философ И.Л. Монтескье, английский историк Г.Т. Бокль и др.) стремились объяснить различия в общественном строе и истории отдельных народов влиянием тех природных условий, в которых они живут. В работе « О духе законов» Ш. Монтескье опосредует влияние географических условий на природу человека, на его психический склад, в соответствии с чем выделяет три тип: северный – людей наделенных природным здоровьем и прямолинейностью характера, южный – людей расслабленных и ленивых и наконец, умеренный – людей неустойчивых, склонных к переворотам. Однако следует учитывать, что географическая среда меняется медленнее, чем общество, а в одних условиях живут разные типы государств. Влияние географических условий всегда опосредуется общественными условиями.

4. Глобальные проблемы современности - новая область философских размышлений. В середине Х1Х в. Ф.Энгельс писал: «Не стоит слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых». Энгельс тем самым предугадал проблему расплаты человечества за производственный прогресс. Во второй половине ХХ в. глобальными проблемами стали экология, ядерная опасность и нехватка сырья, за которыми стоит человеческий фактор. Как отмечает западный философ Э.Фромм, если западный мир не хочет исчезнуть навсегда из жизни, необходимо на чистой экономической основе создать новую этику, новое отношение к природе, человеческую солидарность и сотрудничество между людьми. Иначе технократический фашизм неминуемо приведет к катастрофе, а дегуманизированный человек в конечном счете окажется не в состоянии поддерживать существование жизнеспособного общества и в скором времени не сможет удержаться от применения ядерного или биологического оружия. (см. работу Э.Фромма «Быть или иметь?»). По сути, само человечество становится глобальной проблемой человечества.

Эти проблемы обсуждаются на разных уровнях, создаются общественные организации и движения, разрабатывающие стратегию действий. Так, представитель «Римского клуба» Аурелио Печчеи выпустил книгу «Человеческие качества», где призывает к осуществлению человеческой революции. Он считает, что новый гуманизм, который включает три аспекта: глобальность, любовь к справедливости, отвращение к насилию, может направить развитие других революций: промышленной, технологической, социально-политической.. Перед человечеством ставится пять задач:

  1. регулирование использования ресурсов;

  2. лучшая реализация физических и психических возможностей человека;

  3. сохранение культурного наследия;

  4. образование мировой общности, межгосударственной коалиции, снижение напряжения по национальному фактору;

  5. обеспечение среды обитания человека; создание эффективной экономической системы.

Решение данных задач зависит от того, насколько общество сможет развиваться в тандеме с человеком, насколько человек сумеет сохранить себя как биосоциальную структуру. Усложняя мир, человек вызывает к жизни такие силы, над которыми он уже не господствует. Чем больше он преобразует мир, тем больше порождает непредвиденных социальных факторов, которые начинают формировать структуры радикально влияющие на человеческую жизнь.