logo
сборник по философии часть 2

Тема 18. Человек в системе социальных связей

Вопросы

  1. Социальная структура.

  2. Исторические формы общности людей.

  3. Классовая структура.

Основные понятия: социальная структура общества, общность, историческая общность, класс, сословие, род, каста, нация, народность.

1. Социальная структура общества. Это - единство различных социальных общностей людей с определенной системой взаимодействия. В современном обществе взаимосвязаны и взаимодействуют социальные группы, слои населения и национальные общности. Они вступают в экономические, политические, социальные, духовные отношения, что в свою очередь и образует социальную структуру общества. Основой существования общества является материальное производство, отношения в котором в значительной степени строятся на собственности. Социальные отношения отражают удовлетворение потребностей и реализацию интересов, что делает социальную структуру динамичной. К примеру, в социальной сфере потребностями выступают соответствующие условия труда, потребление материальных благ, образование, быт, отдых, духовная культура, самовыражение в ней человека.

Социальная структура означает дифференциацию по самым различным признакам: классовым, национальным, профессиональным, возрастным, половым, территориальным. В широком смысле к элементам социальной структуры относят классы, слои внутри классов, группы, нации, народности, роды, семьи, различные возрастные группы.

2. Исторические формы общности людей. Первой исторической формой общности людей является род. Термин «род» уже указывает на то, что речь идет о коллективе, состоящем из кровных родственников. Род являлся организацией, объединяющей группу людей, скрепленных узами единокровного происхождения, сплоченных коллективным трудом, связанных общностью интересов, языка, обычаев, традиций, элементов первобытной культуры. Основой родовой организации было совместное владение всеми членами рода средствами производства. Внутри родового строя не существовало различий между правами и обязанностями. Разделение труда происходило естественным образом между полами.

Более широкой формой этнической общности и общественной организации, свойственной первобытно - общинному строю, является племя. Племя возникло в период развитого родового общества из рода как из основной общественной ячейки. Принадлежность человека к племени делала его совладельцом общей собственности и обеспечивала участие в общественной жизни. Племя обладало теми же признаками, что и род, поэтому правомерном употребление общего понятия: «родоплеменная общность людей». Каждое племя имело собственное имя, территорию, общность экономической жизни, языка, обычаев, нравов, религиозных представлений и культовых обрядов. Территория, принадлежащая ему, была, как правило, уже постоянной (в отличие от часто меняющейся территории рода). Она состояла из места поселения и значительного участка для охоты и рыбной ловли. Все соплеменники имели общие интересы. Потребности развития производительных сил вызывают укрупнение первобытных коллективов. Появляются союзы племен, образование которых означало уже начало разрушения родоплеменной организации. Союз племен, по словам Маркса, уже является подобием народа. Процессом, подготовившим формирование народности, является разложение родов и племен на семьи, обладающие уже индивидуальными интересами. В основе такой семьи лежали уже не естественные, а экономические условия. Таким образом, народность как общность людей формируется с возникновением частнособственнических отношений и характерна для рабовладельческого строя и феодализма. Кровно - родственный принцип объединения людей уступил место территориальному принципу.

Народности при всех различиях между собой являются определенной формой исторически сложившейся общности людей, характеризующейся общностью территории, территориальных экономических связей, единым языком, проявляющимся в его диалектах, и выросшим на основе этих общностей осознанием своей этнической принадлежности.

Термин «нация» возник задолго до образования нации как особой формы общности людей. Он происходит от латинского «natio», что означает племя, народ. «Чистых» наций нет. Все нации возникли из различных элементов. Нация – новая этническая общность. Нельзя отождествлять понятия нация и национальность. Элементы нации: язык, территория и, самое главное, устойчивая экономическая общность. Это решающее условие. Нация является особой общностью людей, отличающейся большей четкостью расстановки классовых сил, большей полярностью социально – политических и духовных областей классов. В нации присутствуют классовый и национальный моменты.

3. Разделение общества на классы – это результат действия экономических причин. Образование классов шло двумя путями: через выделение по имущественному признаку либо посредством обращения в рабство пленных. Эволюция классовой структуры начиналась в рабовладельческом и феодальном обществах, где классы существовали в форме каст и сословий.

Каста – это замкнутая эндогамная группа людей, которые связаны между собой наследственностью, профессией, традиционным занятием. Между членами различных каст не допускались смешанные браки, судьба индивида раз и навсегда определялась рождением в соответствующей касте. Границы между кастами устанавливались государством и церковью. Кастовое деление отчетливо проявилось на Востоке, особенно в Индии, где это деление превратилось во всеобщую иерархическую систему.

Сословиепредставляет собой социальную общность людей, определенную законодательно. По сравнению с кастой в сословии принцип наследования соблюдался не столь строго. Право пребывания в том или ином сословии могло быть приобретено или получено от государственной власти. В рабовладельческом и феодальном обществах существовали классы сословия. Сословное деление по которому различались классы устанавливало особое юридическое место в государстве для каждого класса. В капиталистическом обществе граждане юридически равноправны, следовательно, в сословном делении необходимость отпадает. Классы перестают быть сословными.

Классаминазываются большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Признаки класса: его место в исторически определенной системе общественного производства, отношение к средствам производства. Роль класса в общественной организации труда, размеры и способы получения доли общественного богатства. В маркистской философии выделяется одно измерение общественных отношений – экономический класс, при этом решающим признаком является отношение к средствам производства. Западные философы выделяют понятие социальная группа, страта. В качестве критерия берутся различия в роде занятий, образовании, доходе, месте жительства. К примеру, М. Вебер выделяет три измерения: класс (отражающий экономическое положение индивидов: определяется богатством и доходом), статус (престиж: определяется авторитетом, влиянием, уважением), партия (власть).

Классы социально мобильная система. Современные социологи выделяют три класса. Высший – влиятельные богатые династии. Низший – рабочие, наемные работники, занятые физическим трудом в добывающих и производственных секторах экономики. Средний класс – наемные работники, чиновники среднего уровня, инженеры, преподаватели, мелкие собственники.

Социальная структура современного общества такова, что превалирующее по численности положение в ней занимает так называемый «средний класс», который играет все более значительную экономическую роль. Как показывают многочисленные исследования, происходит новый виток наращивания «среднего класса». Это связано со снижением темпов экономического роста и возникновением новых неэкономических типов деятельности. Новая фаза развития общества называется постиндустриальной волной. Она характеризуется снижением интереса к промышленной и сельскохозяйственной деятельности и вызывает постоянные изменения в условиях жизни человека. Такое общество, по мнению социолога Д. Белла, ориентировано на теоретическое знание, где доминируют интеллектуальные технологии, где большой слой составляют технические специалисты, профессиональные носители знания. В самой социальной структуре постиндустриального общества доминирует вертикальная стратификация. Отсюда отличительной чертой современности становится конфликт между двумя классами: старым средним классом (занятым производством и распределением товаров и материальных услуг) и новым средним классом (занятым производством и распределением символических знаний). Новый средний класс включает не только интеллектуалов, но и всех основных производителей символических знаний – практикующих врачей, медицинских сестер, воспитателей и т.д. «Класс знаний» предъявляет претензии к распределительному механизму, осуществляемому правительством, выступает с позиций общего блага, что выявляет его левую направленность, особенно в Западной Европе.