logo search
сборник по философии часть 2

Структурные связи

Этот вид связей выражается категориями часть и целое, содержание и форма, элемент, структура и система.

Всякий предмет характеризуется целостностью, но всякое целое имеет внутреннее членение, состоит из частей. Их отношение таково, что целое только тогда является чем-то действительным, когда существует взаимодействие частей, и прекращает существование в качестве целого, как только нарушается связь частей. Однако и часть существует как нечто устойчивое и определенное только в составе целого (например, органы в составе организма, социальные группы в обществе).

Существуют два вида целостности: аддитивная (механическая) и органическая. В первом случае целое равно сумме его частей, примером чего служат машины. Целое может быть разделено на части и восстановлено в прежнем виде. Во втором случае целое богаче суммы частей, не сводимо к ней, а разделение целого на части ведет, как правило, к гибели того и другого. С эффектом целостности первыми встретились биологи и для его объяснения придумали особый сверхматериальный фактор, назвав его энтелехией (Аристотель), жизненной силой и другими именами. Но дело заключается не в идеальных надприродных факторах, недоступных науке, а в особом системном качестве, обусловленном взаимодействием частей в составе целого.

Категории содержания и формы выражают близкий к предыдущему вид объективной связи, но в несколько ином аспекте, а именно в аспекте внутреннего строения целого. Это можно видеть на примерах вещей, одинаковых по составу, но различающихся по строению. Различный порядок соединения частей порождает качественно иные целостности (одинаковые по составу, но различающиеся по строению молекулы органических соединений образуют химически различные вещества; политические системы демократических государств состоят из одинакового набора элементов, но по-разному связанных).

Содержание – это совокупность элементов, частей целого, а форма – способ их связи, взаимодействия в составе целого. При этом следует иметь в виду внутреннюю форму, обусловленную природой содержания, а не внешнюю, определяемую влиянием окружающей среды, хотя граница того и другого относительна. Например, химическое строение вещества определяется свойствами атомов и их групп (внутренняя форма), а его агрегатное состояние (физическая форма) - внешними условиями (температура, давление). Агрегатное состояние оказывается внешней формой по отношению к химическому строению, но оно является внутренней формой в рамках более сложной физической системы, включающей в себя вещество и внешние условия его существования. Внешней формой газа будет форма сосуда, содержащая это вещество.

Диалектика содержания и формы может быть выражена словами: содержание оформлено, а форма содержательна. Действительно, во всяком явлении имеются обе стороны, и лишь в мысли можно отвлечься от того или другого. Неоформленное содержание – это только сырой материал, а нематериализованная форма – только идея, образ, замысел. В отношениях между содержанием и формой наиболее подвижной стороной выступает содержание, форма же закрепляет изменения в содержании и является более устойчивой, консервативной стороной. Например, достижение совершенной художественной формы произведения делает практически невозможным изменение его содержания, а утрата части содержания произведения оказывается в принципе невосполнимой, чему история искусства дает много примеров.

Категории элемент, структура и система являются конкретизацией категорий содержания и формы, порожденной развитием науки. В XIX в. объектом исследования стали сложные системы, что привело впоследствии к разработке особого метода – системного подхода. Социальные, биологические и технические системы характеризуются некоторыми общими свойствами и закономерностями, и это нашло отражение в создании общей теории систем. Особый интерес представляют сложные динамические системы, находящиеся в неравновесных состояниях. Наука о таких системах – синергетика – возникла в конце ХХ в.

Системным называется объект, имеющий сложный, многокомпонентный состав и относительно устойчивую структуру. Структура – это способ связи элементов в составе целого. Примерами системных объектов являются организмы, биоценозы, биосфера, политические, культурные комплексы, телекоммуникационные, энергообеспечивающие, транспортные отрасли хозяйства.

Таким образом, парные категории диалектики отражают объективные связи бытия, широко используемые в практической и познавательной деятельности людей. Логично предположить, что перечень этих категорий не исчерпан, и человек откроет в мире новые виды связей и введет новые категории для их выражения.

3. Законы диалектики

1) Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

Основные понятия закона: качество, свойство, количество, мера, скачок.

У всякого предмета есть нечто, отличающее его от других, делающее его именно данным предметом, а не другим, нечто, обусловливающее его определённость, устойчивость. Эта определённость вещи выражается категорией качества. Качество вещи при её взаимодействии с другими проявляется в свойствах. Благодаря свойствам предметы могут быть сравниваемы (по протяжённости, длительности, массе, стоимости и т.д.), причем интенсивность одного и того же свойства у различных предметов различна. Для характеристики степени интенсивности свойства используется категория количества ( длиннее, короче, тяжелее, легче и т. д.). Если ввести единицу (эталон) и процедуру измерения, то количественные характеристики можно выразить посредством чисел (величин), хотя это бывает реализуемо далеко не всегда. Этим обстоятельством определяется применение количественных методов в науке.

Между качественной и количественной определённостью предмета существует двоякая связь. Во-первых, она выражается в том, что качество предмета характеризуется набором соответствующих ему количественных характеристик (например, химический элемент имеет заряд, атомную массу, валентность и другие; человек как телесное существо имеет физическую конституцию с определенным набором параметров). Зная набор этих характеристик, иногда можно достаточно точно идентифицировать объект (химический анализ вещества, опознание предмета). Второй вид связи более существен. Он проявляется в том, что количественные изменения предмета, вызванные его взаимодействием с другими, не могут быть безграничными. Рано или поздно они сменяются качественными изменениями, в результате которых возникает другой предмет с другим набором признаков. Так, вода при изменении температуры превращается в пар или лёд. Граница существования предмета, отделяющая одно качество от другого, называется мерой. Она может представлять собой четко фиксированное значение (атомный заряд, количественный состав вещества в химии), интервал количественных изменений, внутри которого они не вызывают качественных изменений (интервал температур между точками плавления и парообразования вещества). Качественное изменение предмета, вызванное нарушением его меры, называется скачком. Смена агрегатных состояний вещества – типичный пример скачков в природе. В зависимости от характера явлений и внешних условий скачки могут быть резкими, с чётко выраженными переходами или плавными, постепенными. Второй вид скачков более присущ живой природе, что нашло отражение в суждении о том, что природа не делает скачков. Эволюционная теория Дарвина исходила именно из такого представления об изменчивости видов. Однако генетика с её мутациями, вызываемыми хромосомными перестройками, изменила взгляд на природу эволюции. Скачки можно различать также по длительности, что обычно зависит от условий протекания процесса (испарение воды при кипении и высыхании).

Итак, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений есть закон, согласно которому количественные изменения, накапливаясь, нарушают меру предмета и переводят его в другое качественное состояние. Новое качественное состояние характеризуется новой количественной определенностью, в частности, новой мерой.

Этот закон имеет универсальный характер и проявляется как в объективном мире, так и в сознании и познании. Следует, правда, заметить, что иногда количественные изменения неуловимы для наблюдения и в силу этого качественные изменения кажутся спонтанными (например, расщепление ядер атомов при естественной радиоактивности).

Метафизика в вопросе о соотношении количества и качества сводится либо к отрицанию качественных изменений в природе и сведению развития к количественным изменениям (например, гипотеза Праута в химии, согласно которой все химические элементы есть усложненный атом водорода), либо к идее спонтанных скачков, не предваряемых стадией количественных изменений (теория эмерджентной эволюции в биологии).

2) Закон единства и борьбы противоположностей

Основные категории закона: тождество, различие, противоположность, противоречие.

Что является источником, движущей силой развития – вот вопрос, на который дает ответ этот закон диалектики.

Механистический метод мышления, преобладавший в науке XVII – XVIII вв., причину изменений в природе видел во внешних импульсах. Однако такое объяснение стало непригодным уже в химии, а тем более было неэффективно в биологии и социологии. Ответ дает Гегель: источником самодвижения является внутреннее противоречие предмета.

Приведем примеры. Чем обусловлена стабильность Солнечной системы, в которой более четырех миллиардов лет по определенным орбитам движутся планеты? В каждой точке орбиты планета находится под действием гравитационной силы и центробежной силы инерции, причина которой до сих пор однозначно не установлена. Под действием одной силы планета падает на Солнце, под действием другой - устремляется в противоположном направлении, результирующая сила переводит планету в соседнюю точку орбиты. В каждой точке планетной орбиты возникает и разрешается противоречие двух разнонаправленных сил, следствием чего является эллиптическая орбита. Или пример из биологии. Любой организм – это устойчивая система, в норме поддерживающая постоянство внутренней среды благодаря обмену веществ с окружающей средой. Чем достигается это равновесие? Сбалансированностью противоположно направленных процессов ассимиляции и диссимиляции. Аналогично, существование общества как системы обусловлено определенной согласованностью процессов производства средств жизни и потребления.

В рассмотренных примерах обнаруживается общий признак: любое явление выступает как единство противоположностей, в котором противоположности находятся в двоякой связи, порождая друг друга (без производства не было бы потребления и, напротив, без потребления продуктов производства оно бы остановилось) и в то же время друг друга уничтожая. Такое отношение между стронами, частями, тенденциями целого, при котором они взаимно обусловливают и в то же время взаимно отрицают друг друга, называется противоречием. Стороны противоречия называются противоположностями.

У каждого конкретного противоречия можно выделить стадии его существования: зарождение, динамическое равновесие, нарушение равновесия, разрешение противоречия. Рассмотрим это на примере возникновения социальной структуры общества. Родоплеменная общность людей характеризовалась социальным равенством, отсутствием привилегий отдельных групп, что не исключало индивидуальных различий между членами общины. Это состояние можно охарактеризовать как тождество вещи самой себе. В отличие от абстрактного тождества (например, в математике: 5=5) конкретное тождество всегда содержит несущественное различие. С появлением разделения труда различия между членами общины становятся существенными, появляются группы ремесленников, каста жрецов, племенная знать и т.д. Различие перерастает в противоречие с появлением господства и подчинения (свободные и рабы, патриции и плебеи, власть имущие и подданные). Возникнув, противоречие начинает само себя воспроизводить, усиливая поляризацию общества, что рано или поздно приводит к конфликтам (восстания рабов, гражданские войны, государственные перевороты). Дело кончается тем, что противоречие охватывает все стороны жизни рабовладельческого общества и приводит его к гибели и возникновению нового общества. Таким образом, развертывание противоречия ведет к качественному изменению предмета и выступает движущей силой его развития.

Формы противоречий зависят от характера систем: в природе, истории общества, в духовной культуре они проявляются существенно по-разному. Противоречия, далее, можно разделить на внутренние и внешние, главные и второстепенные, конструктивные и деструктивные и др.

3) Закон отрицания отрицания

Следующей проблемой теории развития является проблема его направленности. Она выражается категориями отрицания, старого и нового.

Развитие как необратимое изменение предмета предполагает его переход от одного состояния к другому, что означает уничтожение одних свойств, сторон, элементов и возникновение других. Такой переход называется отрицанием. Как происходит отрицание в действительном мире? С одной стороны, в процессе отрицания предмет никогда не уничтожается полностью, а исчезают те его элементы, которые изжили себя, утратили способность к росту, развитию. Эти элементы выражаются категорией старого. С другой стороны, на месте старого формируется нечто новое, которое возникает не на пустом месте, а на материале, оставшемся от предыдущего состояния. Таким образом, отрицание выступает как противоречивый процесс уничтожения и сохранения, как единство прерывности и непрерывности развития. Гегель назвал это снятием. Можно указать множество примеров такого отрицания в самых разных областях природы и истории человечества. Биологическая эволюция производит селекцию наиболее приспособленных форм жизни и элиминацию неприспособленных. Социальные революции, устраняя отжившие политические и экономические формы старого общества, сохраняют те культурные достижения (производительные силы, достижения науки и искусства и т.д.), на которых строится новое общество.

В отличие от диалектического понимания отрицания метафизика рассматривает его как полное уничтожение предшествующего явления. В истории культуры такое «голое, зряшное» отрицание бывало нередко (движение «пролеткульта» в 20-е гг. прошлого века в России, фашистский погром в культуре в Германии в 30-е гг., «культурная революция» в Китае в 60-е годы).

Однако развитие не ограничивается одним актом отрицания, напротив, они сменяют друг друга, образуя последовательную цепь отрицаний. Какая картина развития складывается из этой последовательности? С формально-логической точки зрения отрицание отрицания возвращает в начальное состояние. Например, воду превращаем в пар, а затем его конденсируем, получая опять воду. Возникает как бы движение по кругу. С другой стороны, в действительности полного возврата в исходное состояние никогда не происходит, так как в процессе отрицаний изменяется содержание предмета, что-то исчезает, а что-то возникает. В этом и состоит развитие: старое отмирает, новое нарождается, совершается поступательное движение, траекторию которого можно мысленно представить как отрезок прямой линии. Если объединить оба представления: движение по кругу и поступательное движение, то напрашивается образ спирали. Это значит, что в процессе последовательно сменяющихся отрицаний предмет как бы повторяет некоторые свои черты, свойства, т.е. возвращается к ним, но на более высокой основе, с новым, более богатым содержанием. Например, эмбриология установила, что зародыш высшего животного в начальный период развития повторяет в сокращенном виде основные ступени становления данного вида. Общинная собственность была вытеснена индивидуальной частной собственностью, а последняя – снова общественной (в форме акционерного капитала, кооперативной собственности и др.).

Итак, закон отрицания отрицания есть закон поступательного циклического развития, при котором на высших стадиях происходит повторение некоторых свойств низших стадий. Гегель, впервые сформулировавший этот закон как закон развития мышления, выразил его в следующей форме: тезис, антитезис, синтез. В истории науки смена гипотез часто происходит по этой схеме. Например, в оптике корпускулярная гипотеза света была вытеснена волновой, а в начале ХХ в. возник квантово-волновой дуализм (синтез противоположных концепций).

Рассмотренная в данном разделе система категорий и законов диалектики выполняет в человеческом сознании ряд важных функций: логическую, гносеологическую, методологическую. Другими словами, эти категории и законы наряду с другими понятиями являются частью логического аппарата человека, как бы «подсказывают», какие вопросы задавать природе, в каком направлении вести исследование.