logo search
сборник по философии часть 2

Тема 11. Диалектика и ее альтернативы Вопросы

  1. Понятия связи и развития. Виды связей. Понятие закона.

  2. Классификация связей: универсальные связи, связи детерминации, структурные связи.

  3. Основные законы развития:

закон взаимного перехода количественных и качественных изменений,

закон единства и борьбы противоположностей,

закон отрицания отрицания.

Основные понятия: связь, развитие, закон.

1. Категория связи является исходной категорией диалектики. Она обобщает знания людей о многообразных формах зависимости одних явлений от других. Такие зависимости можно наблюдать как в природе, так и в истории общества, как в практической, так и в духовной деятельности людей.

Другой важнейшей категорией диалектики является развитие. Поскольку в мире все явления находятся в связи, то их взаимное влияние порождает изменение свойств, состояний, форм и т.д. Последовательно совершающийся ряд изменений иногда имеет направленный и необратимый характер. Такое явление получило название «развитие». Развитие – это категория для отражения необратимых направленных изменений. Если развитие ведет к усложнению, к повышению уровня организации системы, её устойчивости, то его называют прогрессивным, а если оно направлено в противоположную сторону, то его характеризуют как регрессивное. Развитие, таким образом, оказывается одним из видов связи, имеющей временной характер.

Всё многообразие связей можно разделить на группы. Прежде всего, нужно отличать объективные связи бытия от иллюзорных, вымышленных связей -продукта фантазии человека. Объективными называются связи, существующие вне сознания человека (гравитация, зависимость человека от природной среды, экономические отношения людей). На познании этого вида связей основана наука. Паранаука, напротив, опирается на такие связи, существование которых ею не только не доказано, но она и не пытается это делать (магия, алхимия, астрология).

Связи можно разделить на повторяющиеся, массовидные и неповторяющиеся, уникальные, имеющие место только в отдельных случаях (обмен продуктами труда в обществе с рыночной экономикой и обмен в первобытном обществе).

Правомерно также выделять связи внутренние и внешние, существенные и несущественные, необходимые и случайные, прямые и косвенные.

На основе понятия связи в науке введено понятие закона: законы объективного мира (природы и истории) и научные законы. Закон природы и истории – это объективная, необходимая, существенная, повторяющаяся связь явлений. Однако в реальности необходимое существует в единстве со случайным, существенное ­– с несущественным, общее – с единичным. Поэтому при формулировании законов науки все случайное, несущественное, единичное отбрасывается, и закон науки выступает как суждение, в котором в понятийной форме выражается объективная необходимая существенная связь явлений действительности. Таким образом, всякий научный закон является результатом операции абстрагирования и применим он может быть, строго говоря, только к воображаемым, идеализированным объектам (“идеальный” газ, “абсолютно чёрное тело”, “идеальный“ тип общества и т.п.). Применение этих законов к реальным процессам неизбежно ведет к несоответствию прогнозов реальным результатам (например, действительная траектория летательного аппарата никогда не совпадает с расчетной). Следовательно, о законах природы и истории можно говорить лишь условно - как о тенденциях, приблизительно верно отражаемых законами науки. Как говорил Л.Фейербах, закон, порядок, цель – это слова, с помощью которых мы переводим дела природы на свой язык. Забвение этого факта ведет к фаталистическому мировоззрению, согласно которому в мире царит “голая” необходимость и человек бессилен влиять на ход событий. Напротив, отрицание объективной связи явлений порождает волюнтаристическое мировоззрение, в соответствии с которым человеку (обществу, государству, партии, индивиду) в мире “все позволено”, все зависит от его воли.

Законы можно классифицировать по различным основаниям: по степени общности законы делятся на частные, общие и всеобщие (например, законы механики, закон сохранения вещества и энергии, законы диалектики);

по характеру действия - законы структуры (строения), функционирования и развития (закон постоянства состава в химии, законы высшей нервной деятельности, законы билогической эволюции).

В естествознании, особенно в физике, большое значение имеет деление законов на динамические и статистические, причём дискуссионным остается вопрос о том, которые из них имеют более фундаментальный характер. Динамические законы были характерны для классического естествознания и механики Ньютона, в частности. Они выражают однозначную связь явлений, что позволяет предвычислять точные значения физических величин (координаты тела, моменты времени, величины сил и т.д.). На их основе производятся расчёты машин, траекторий движения тел (например, космических объектов, ракет) и т.п. Однако следует заметить, что математическая точность расчётов наталкивается на погрешности при их практической реализации, так что результат лишь приблизительно соответствует расчётному (например, ракета выводит спутник на орбиту, лишь только близкую к расчётной ).

В молекулярной, квантовой физике описание систем микрообъектов ведётся на языке теории вероятностей, а соответствующие законы имеют статистический характер. Эти законы ещё раньше появились в демографии (расчёты рождаемости, смертности и т.д.), экономической и социальной статистике. В этих областях, как сказал Маркс, «закон осуществляется через своё неосуществление». Статистический закон может дать знание не о поведении отдельного объекта, а о вероятности его поведения. Однако в рамках статистической теории статистические прогнозы обладают той степенью точности, какую пожелает учёный (путём задания величины допустимой погрешности). Таким образом, абсолютная точность – это идеал, достижимый в теории, но не на практике.

В отличие от частных наук, изучающих частные и общие виды связей и законов, диалектика изучает всеобщие виды связей и всеобщие законы развития как внешнего мира, так и человеческого познания.

Диалектике противостоит метафизика как альтернативный метод познания. В философии и естествознании Нового времени она отрицала идеи всеобщей связи и развития. Например, в биологии господствовал взгляд на виды организмов как неизменные, а на животное и растительное царства - как не связанные между собой и с условиями существования. Вселенная представлялась неизменной с момента её творения. В XIX - ХХ вв. метафизика изменяется, выступая то в виде софистики, то в виде эклектики, то как формально-хронологический подход к историческим процессам. Софистика проявляется в том, что из множества связей произвольно берется одна или несколько несущественных связей и ими подменяются главные, существенные. Например, при объяснении исторических событий принижается или игнорируется роль социальных и экономических факторов и преувеличивается роль природных или личностных факторов. Эклектицизм – это метод мышления, основанный на смешении существенных и несущественных связей, вследствие чего главное растворяется в неглавном, маскируется им, что ведет к искажению картины действительного процесса, делает невозможным истинное понимание. Например, западные историки Второй мировой войны сводят её к десятку решающих сражений, отводя на долю Советского Союза только три победоносных сражения (под Москвой, Сталинградом и Курском) и ставя в один ряд с ними такие сражения, которые не только не влияли на исход войны, но мало влияли на её ход. О других проявлениях современной метафизики будет сказано далее.

2.Универсальные связи бытия.

Для обозначения этих видов связей в диалектике существуют категории: единичное и общее, сущность и явление.

Общими называются те признаки, в отношении которых отдельные предметы тождественны, а единичными – признаки, по которым предметы различны. Это означает, что всякий предмет является единством единичного и общего и только в мысли можно абстрагироваться от той или другой его стороны. Как общее не существует в действительности в чистом виде (например, человек вообще, дом вообще), так и единичное не существует вне связи с общим. Диалектику единичного и общего нужно учитывать во всякой деятельности, будь то управление государством или обучение и воспитание детей. В частности, учитель должен соразмерить общие законы дидактики, возрастные особенности детей с индивидуальными чертами конкретного ученика. Это и будет диалектический подход в обучении.

Сущностью называют внутренюю, устойчивую сторону предмета, определяющую его существование, а явлением – её внешнее выражение, обусловленное взаимодействием предмета с другими предметами. Например, разряд атмосферного электричества (сущность) проявляется вспышкой молнии и раскатами грома, причем свойства последних зависят от состояния атмосферы. Связь сущности и явления можно выразить суждением: сущность является, а явление существенно. Это значит, что самые глубинные внутренние связи так или иначе обнаруживаются (“шила в мешке не утаишь”) и, напротив, во всяком, даже мимолетном, явлении просвечивает сущность. Из этого следует важный вывод: познание явлений ведет к познанию сущностей, причем этот процесс углубления познания практически бесконечен, о чем свидетельствует история любой науки. Между сущностью и явлением имеют место противоречия. Познание сущности возможно только через их разрешение.