logo search
сборник по философии часть 2

Вопросы для контрольной работы

  1. Философская и научная картина мира в ХХ в.

  2. Философия и религия.

  3. Функции философии.

  4. Сравните решение проблемы первоосновы Анаксимандром, Демокритом и Анаксагором.

  5. Сравните моральную философию Сократа и Аристотеля.

  6. Сравните учение Платона и Аристотеля об идеях.

  7. Сравните политические идеалы Платона и Аристотеля.

  8. Сравните трактовку стоиками, скептиками и киниками проблемы блага.

  9. Сравните представления раннегреческой философии и философии эпохи эллинизма о человеке.

  10. Сравните учения Платона и Плотина о бытии и небытии.

  11. Сравните этические идеалы буддизма и христианства.

  12. Сравните решение проблемы веры и разума Тертуллианом и Августином.

  13. Сравните решение проблемы общих понятий Пьером Абеляром и Фомой Аквинским.

  14. Сравните решение проблемы соотношения духовной и светской власти Августином и Фомой Аквинским.

  15. Сравните доказательства бытия божия Ансельма Кентерберийского, Фомы Аквинского и И. Канта.

  16. Сравните представления Фомы Аквинского и Никколо Макиавелли о природе социальных законов.

  17. Сравните решение проблемы свободы воли Фомой Аквинским и Мартином Лютером.

  18. Сравните понимание места человека в мире античной, средневековой и возрожденческой философией.

  19. Сравните решение проблемы методов познания средневековой, возрожденческой философией и философией Нового времени.

  20. Сравните решение проблемы единства мира Р.Декартом, Б.Спинозой и Г.Лейбницем.

  21. Сравните понимание Б.Спинозой и Дж.Беркли роли бога в мире.

  22. Сравните позиции рационалистов и сенсуалистов по проблеме критериев истинного знания.

  23. Сравните взгляды Р.Декарта и Д.Юма на проблему познаваемости мира.

  24. Сравните учение Т.Гоббса и Дж.Локка о естественном праве.

  25. Сравните понимание Дж.Локком и К.Гельвецием сущности человека.

  26. Сравните взгляды А.Смита и И.Бентама на экономическую роль государства.

  27. Сравните решение проблемы познаваемости мира Д.Юмом и И.Кантом.

  28. Сравните понимание природы морали утилитаристами и И.Кантом.

  29. Сравните понимание «вещи-в-себе» И.Кантом и И.Фихте.

  30. Сравните понимание Абсолютного Ф.Шеллингом и Г.Гегелем.

  31. Сравните философские принципы Г.Гегеля и К.Маркса.

  32. Сравните диалектику И.Фихте и диалектику Г.Гегеля.

  33. Сравните понимание культуры О.Шпенглером и А.Тойнби.

  34. Сравните понимание роли нравственности С.Кьеркегором и З.Фрейдом.

  35. Сравните понимание бытия Ж.-П.Сартром и Г.Марселем.

  36. Сравните понимание человека А.Камю и М.Шелером.

  37. Сравните решение проблемы понимания Ф.Шлейермахером и Г.Гадамером.

  38. Сравните понимание языка В.Дильтеем и Ф. де Соссюром.

  39. Сравните решение проблемы времени Э.Гуссерлем и М.Хайдеггером.

  40. Сравните взгляды феноменологии и аналитической философии на природу научного знания.

  41. Сравните проблематику русской и европейской философии XX в.

  42. Сравните решение проблемы самобытности России западниками, славянофилами и евразийцами.

  43. Сравните представления о всеединстве В.Соловьева и П.Флоренского.

  44. Сравните представления Н.Данилевского и Н.Бердяева об исторической миссии России.

  45. Сравните отношение к науке философии модерна и постмодерна.

  46. Сравните трактовку проблемы субъекта в философии И. Канта и в философии постмодерна.

  47. Человечество как объект познания.

  48. Структура научной теории и ее основные функции.

  49. Роль философии в научном исследовании.

  50. Критерии научности.

  51. Структура, формы и функции практики в научном познании.

  52. Единство картины мира и мировоззрения.

  53. Разные философские версии человека во Вселенной.

  54. Проблема критерия истины в философии и науке.

  55. Человечество как объект познания.

  56. Системы природы и общества: общее, особенное и особенное.

  57. Идеи космизма в мировой и отечественной философской мысли.

  58. Кризис мировой цивилизации на рубеже ХХ – XXI вв. и пути его преодоления.

  59. Философия культуры.

  60. Элитарная и массовая культура.

  61. Традиционная цивилизация.

  62. Основные черты техногенной цивилизации.

  63. Диалектика свободы и ответственности личности на современном этапе развития мировой цивилизации.

  64. Специфика понимания личности в разных типах культур.

  65. Рациональность в познании и деятельности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА

  1. Мировоззрение, его исторические типы, роль в жизни человека и общества. Основы формирования мировоззрения и их роль в смене одного типа мировоззрения другим.

  2. Основной вопрос домарксистской и марксистской философии, две его стороны. Понятие «материальное» и «идеальное», «первичное» и «вторичное». Материализм и идеализм.

  3. Гносеологические и социальные корни идеализма, характер их взаимодействий.

  4. Объективный идеализм, субъективный идеализм. Их общие черты и различия.

  5. Проблема метода в философии. Диалектика и ее альтернативы.

  6. Агностицизм. Агностицизм Д.Юма и И.Канта, его общие черты и различия.

  7. Философия и мировоззрение (в широком значении понятия). Социальные функции философии и ее роль в обществе.

  8. Философия и наука.

  9. Философия и религия. Философская , религиозная и естественно-научные картины мира.

  10. Философия в Древней Греции и Древнем Риме. Характерные черты античной философии и ее значение для становления европейской философии Средних веков и Нового времени.

  11. Характерные черты учения философов милетской (ионийской) школы, Гераклита, атомистов (Учение о первооснове всего сущего, учение о познании, социальные воззрения).

  12. Учение Сократа и учение Платона. Их влияние на европейскую философию Средних веков.

  13. Элементы диалектики в учениях древних мыслителей (Гераклит, Платон, Зенон). Отличие диалектики Платона от диалектики Гераклита.

  14. Философия Аристотеля, ее место в античной философии, влияние на философию Средневековья.

  15. Философия Средних веков. Схоластика. Номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского. Философия Авиценны (Ибн Сины) и Аверроэса (Ибн Ружда).

  16. Характерные черты философии эпохи Возрождения. Гуманизм. Натурфилософия. Деизм и пантеизм. Мировоззренческое значение научных открытий Н.Коперника, Н.Галилея и И.Кеплера.

  17. Наука и философия ХVII в. Борьба против схоластики. Сенсуализм и рационализм. Философия Ф.Бэкона и Р.Декарта.

  18. Философия Б.Спинозы. Особенности его учения о субстанции. Атеизм Б.Спинозы.

  19. Философия английских материалистов Т. Гоббса и Д.Локка.

  20. Философия Г.В.Лейбница. Монадология, учение о познании.

  21. Французский материализм ХVIII в., его достижения и ограниченность. Социальное значение.

  22. Условия возникновения и источники классической немецкой философии. И.Кант, его естественно-научные взгляды и этическое учение. Гносеология И.Канта.

  23. Г.В.Ф.Гегель. Учение об абсолютной идее, система и метод.

  24. Антропологизм Л.Фейербаха. Классическая немецкая философия как источник марксистской философии.

  25. Основные черты русской религиозной философии конца XVIII - начала ХIХ вв.

  26. Исторические условия возникновения марксистской философии и ее коренные отличия от всей предшествующей философии.

  27. Бытие и небытие как исходные философские категории. Становление философского понятия «материя», его гносеологическое значение. Проблема материального единства мира.

  28. Философское учение о формах бытия материи: движении, пространстве, времени. Классификация основных форм движения, ее критерии и методологическое значение.

  29. Сознание и материя. Происхождение сознания. Сущность сознания и его функции. Сознание и язык. Искусственные языки, их функции.

  30. Познание, его сущность и цель. Чувственная и логическая ступени познания. Их содержание и формы.

  31. Эмпирический и теоретический уровни познания, их задачи. Научное понятие метода и методологии. Методы и формы эмпирического, теоретического уровней познания.

  32. Практика, понятие практики (опыта) в материалистической и идеалистической философии. Роль практики в процессе познания.

  33. Учение об истине. Истина и заблуждение, правда и ложь. Диалектика объективной, абсолютной и относительной истины. Конкретность истины. Знание и вера.

  34. Структура диалектики. Принципы диалектики, их методологическое значение. Понятие закона. Законы диалектики, их методологическое значение.

  35. Парные категории диалектики, их методологическое значение.

  36. Общество как подсистема объективной реальности. Природа и общество. Современные экологические проблемы и пути их разрешения.

  37. Общество и общественные отношения как предмет философского осмысления. Формационный и цивилизационный подходы к истории общества. Противоречия современной «индустриальной цивилизации».

  38. Политическая организация общества. Социальная структура общества.

  39. Общественное сознание. Сущность и основные особенности. Сознание и бытие. Формы общественного сознания и роль в жизни общества.

  40. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Будущность человечества.

  41. Философская концепция человека. Проблема антропогоциогенеза. Соотношение биологического и социального в человеке. Проблема жизни и смерти (бессмертия) человека (человечества) в различных типах мировоззрения.

  42. Личность и общество. Проблема свободы и ответственности человека.

  43. Представление о сущности и предназначении человека в различных философских учениях (религиозно-мистических, идеалистических, материалистических). Проблема смысла жизни и счастье.

  44. Культура как способ существования человека. Многообразие видов культуры. Россия в диалоге культур: Россия – Запад – Восток.

  45. Ценности, их роль в жизни человека и общества. Жизнь как ценность. Счастье.

  46. Философия о смысле жизни человека.

  47. Человек в информационном обществе. Глобальные проблемы современности.

Учебное издание

Александр Леонтьевич Жуланов, Лилия Евгеньевна Зиновьева,

Михаил Федорович Калашников (ответственный редактор),

Елена Михайловна Калашникова, Александра Анатольевна Краузе,

Владимир Львович Семенов, Татьяна Анатольевна Сыпачева.

ФИЛОСОФИЯ

Учебное пособие

для студентов педагогических вузов

заочной формы обучения

второе издание

Редакторы – Л.П. Сидорова, Л.Г. Подорова

Технический редактор – Е.Е. Покровская

Компьютерная верстка А.А. Краузе

ИБ № 110

Изд.лиц. ИД № 03857 от 30.01.2001.

Подписано в печать 26.11.2003. Формат 60х84 1/16.

Бумага типографская. Печать ризография.

Усл. печ.л. 12,0. Уч.-изд.л. 11,0.

Тираж 150 экз. Цена договорная.

Заказ №

Редакционно-издательский отдел

Пермского государственного педагогического университета.

614990, г.Пермь, ул.Сибирская, 24, корп. 2, ауд.71, тел.306-112.

Отпечатано на ризографе ПГПУ

84