logo search
сборник по философии часть 2

Isbn 5-85218-194-3

© Коллектив авторов, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 10. Философское понимание мира: бытие, материя

как исходные категории философского осмысления мира………..4

Тема 11. Диалектика и ее альтернативы …………………………….9

Тема 12. Сознание и материя ……………………………………...23

Тема 13. Теория познания ………………………………………….27

Тема 14. Методы и формы научного познания ……………………39

Тема 15. Человек и смысл его существования……………………..50

Тема 16. Общество …………………………………………………56

Тема 17. Гражданское общества и государство……………………62

Тема 18. Человек в системе социальных связей…………………..67

Тема 19. Человек и исторический процесс:

Личность и массы. Свобода и необходимость ………..72

Тема 20. Культура как философская проблема…………………….76

Тема 21. Проблема ценностей. Нравственные и эстетические

Ценности …………………………………………………81

Тема 22. Человек и природа ……………………………………….88

Библиографический список ………………………………………94

Вопросы для контрольной работы ……………………………….99

Вопросы для экзамена ……………………………………………102

ТЕМА 10. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА: БЫТИЕ, МАТЕРИЯ КАК ИСХОДНЫЕ КАТЕГОРИИ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ МИРА

Вопросы

  1. Бытие и небытие.

  2. Материя как философская категория.

  3. Современная наука о структуре и свойствах материи. Материя как естественно-научная категория и формы ее бытия.

Основные понятия: бытие, субстанция, материя, движение, время, пространство, механицизм, дуализм, монизм.

1. Что есть бытие и небытие? Над этим вопросом уже задумывались древние мудрецы: без ответа на него невозможно осмыслить картину мира. Под бытием они правильно понимают всю существующую действительность. А вот вопрос о небытии некоторых приводил в смущение. Так, греческий философ Перманид полагал, что небытие, раз оно ничто, не существует.

Но прежде о бытии. Это базовая философская категория, интегрирующая основные идеи, вычлененные в процессе последовательного осмысления вопроса о существовании, изменении мира и его познании.

Мир есть беспредельная и непреходящая целостность, система преходящих объектов. Его существование – предпосылка его единства; предзаданность (существующая до …) сознанию и действию людей.

О небытии. Это важная философская категория имеет три значения.

Первое. Небытие – это несуществование какого-либо объекта: его еще нет или его уже нет. Это объективное небытие.

Второе. Полное забвение чего-либо, исчезновение из памяти людей. Это субъективное небытие.

Третье. Философское. Это выражение временности существования чего-либо в вечном переходе бытия – небытия.

2. В материалистической философии понятие бытие принято отождествлять с понятием материя, с учетом того, что сознание тоже свойство материи, хотя и обладает признаками, сильно отличающими его от других ее свойств.

В поисках первоосновы всего сущего древние любители мудрости видели ее в каком-либо конкретном веществе (Фалес, например, в воде), другие – в совокупности огня, воздуха, воды, земли, Демокрит и другие атомисты – в атомах, мельчайших неделимых частицах.

Термин материя впервые появился в философии Платона. Им он обозначил чувственно воспринимаемую человеком реальность, которую считал лишь слабой тенью действительного мира, мира идей. Аристотель придал материи собственное вечное существование, но как абсолютно пассивному началу, способному изменяться только под воздействием бога, путем наложения на нее форм, исходящих от бога, изменяющихся в своем стремлении приблизиться к творцу и тем обеспечивающих изменение материи.

В средние века появилось понятие «прах земной», сотворенный богом и служащий земной оболочкой духовных сущностей, тоже творений божьих. В новое время философы и естествоиспытатели понятие «материя» стали отождествлять с физическим понятием «масса».

К. Маркс и Ф. Энгельс широко пользовались понятием «материя», но четкого философского определения его по сущности дать еще не могли. Под материей они понимали то общее, что имеет место в каждом материальном объекте, но, что представляет собой это общее, они установить еще не смогли.

Причина заключалась в недостаточности естественно-научных знаний. Такие знания появились в ходе научной революции конца ХIХ – в начале ХХ вв. В течение десятилетия, начавшегося с 1895 г. были открыты рентгеновские лучи, электрон, созданы теория радиоактивного распада атомов, теория относительности и многое другое.

Эти открытия опрокинули прежние представления ученых о мире, потребовали их переосмысления. В физике наступил кризис. В.И. Ленин в своей книге «Материализм и эмпириокритицизм» эти новые научные открытия подверг философскому анализу с диалектико-материалистических позиций и в ряду важных философских заключений впервые в истории философской мысли предложил философское понятие материи.

Во-первых, он выделил то общее, что характерно для каждого материального объекта. Это их независимое от нашего сознания существование, объективное существование. Во-вторых, это способность, свойство этих материальных объектов воздействовать своей энергией на наши органы чувств. Он пишет: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 131).

Методологическое значение философского понятия материи в том, что, во-первых, оно отвергает идеалистический взгляд на мир, утверждая объективное существование мира, и, во-вторых, оно утверждает возможность правильного познания мира человеком, отвергает агностицизм. Конечно, данное В.И. Лениным философское понятие материи не является абсолютной истиной: углубление знаний о мире может потребовать его уточнения, а, возможно, и изменения, но оно соответствует современному уровню научных знаний о мире.

Понятие «материя» кроме философского употребляется и в другом, естественно-научном, значении. В этом значении его содержанием являются все известные науке свойства и связи материальных объектов, законы их взаимодействия и изменения. Это знания о веществе и поле, их различиях и единстве.

3. Современная наука располагает знаниями о структурности (дискретности) вещества, о его различных состояниях (твердом, жидком, газообразном, плазменном). Известны гравитационное (поле тяготения) и множество электромагнитных полей. Поле в отличие от вещества непрерывно, но дискретность вещества и непрерывность поля неразрывно связаны и постоянно переходят одно в другое.

Формы бытия материи

Материя существует в движении, пространстве и времени. Они взаимосвязаны, но для лучшего понимания их сущности целесообразнее рассмотреть их в отдельности.

О движении

С движением, как явлением действительности, каждый человек связан повседневно, но этот опыт еще недостаточен для философского осмысления движения. Необходимо знание диалектики.

Под движением философия понимает всякое, любое изменение. Причины его заключаются в самих вещах. Это такие внутренне присущие вещам тенденции, которые не существуют одна без другой, а только вместе, но в то же время отрицают одна другую, образуют внутренние противоречия, которые и вызывают изменение вещи, движение.

Изменений существует большое разнообразие, по определенным признакам их классифицировали на 5 основных форм: механическую (перемещение одних объектов относительно других), физическую (электричество, свет, теплота, движение жидкостей, вязких масс и др.), химическую, биологическую и социальную, включающую и процессы мышления. Все эти формы взаимосвязаны, способны непосредственно или опосредованно переходить одна в другую. Поэтому движение прерывно (каждое конкретное изменение имеет начало и конец) и непрерывно. По этим же причинам оно конечно и бесконечно. Движение абсолютно, поскольку все, везде и всегда находится в состоянии изменений. Есть и покой. Он относителен. Это состояние объекта, находящегося в равновесии, в относительно устойчивом состоянии, но одновременно претерпевающего изменения. Принимая во внимание внутренние противоречия движения – конечность и бесконечность, прерывность и непрерывность, устойчивость и изменчивость, его следует характеризовать как самовоспроизводящееся противоречие.

О пространстве

Подобно движению, пространство - особое свойство, форма бытия самих материальных объектов. Оно выражено в существовании одних подле других (ближе – дальше, выше – ниже, справа – слева, спереди – сзади) и наличии у любого материального объекта протяженности, выраженной в его длине, ширине и высоте. Пространство трехмерно и схематически может быть выражено системой координат. Центром это системы может быть избрана любая точка во Вселенной, так как пространство конечно и бесконечно. Оно также прерывно и непрерывно. Пространственное существование материальных объектов изменчиво: они меняют свою протяженность, как и свое положение, относительно других объектов, причинами служат изменения условий их существования. На любой материальный объект влияет изменение скорости движения, тяготения; избирательно на различные материальные объекты влияют изменения температуры, влажности и пр.

Пространственные связи и отношения имеют место во всей Вселенной, но различны на микро-, макро- и мегауровнях. Они объективны, как объективны материальные объекты – их носители.

О времени.

Время, подобно движению и пространству, также является особым свойством, формой бытия материальных объектов. В отличие от пространства, характеризующегося существованием объектов друг подле друга, время характеризуется их существованием друг после друга, т.е. последовательностью существования. Оно одномерно, течет от прошлого к будущему и необратимо. В сложных материальных объектах, например, в живых организмах, оно выражается еще и в их внутренних последовательных изменениях.

Таким образом, каждый материальный объект имеет свое время: оно начинается с возникновения объекта и заканчивается уходом в небытие. По человеческим меркам существуют объекты и вне времени – это природа, мир, он вечен, все начала, чего мы не знаем, и конец, если он возможен, неведом.

Время каждого человека начинается с появления на свет и завершается смертью. Оно дано природой только один раз и у каждого разное по продолжительности и содержанию. Каким оно будет, зависит, прежде всего, от эпохи, в какой человек живет, т.е. в каком историческом пространстве, от конкретных условий его бытия, но очень многое зависит и от самого человека. Его время – это его выбор сферы деятельности, последовательность, разумность и эффективность действий. Для человека очень важно понимать, уметь беречь и ценить свое время.

Таким образом, мы видим, что движение, пространство и время существуют объективно, являются свойствами материи, самих материальных объектов и взаимосвязаны, взаимозависимы.