Тема 12. Сознание и материя
Вопросы
Проблема сознания и история философии
Отражение как всеобщее свойство материи
Основные понятия: идеальное, материальное, образ, отражение.
1. Сознание есть сложная совокупность относительно устойчивых, упорядоченных чувственных и логических отражений действительности в головах людей, целенаправленно регулирующая их отношение к внешнему миру, характеризующаяся противопоставлением субъекта объекту и оценкой соответствия отражений объекту.
Сознание характеризуется способностью к фантазированию, к созданию таких мысленных образов, которых нет в действительности, т.е. оно способно выходить за пределы материальной действительности. Эта способность является духовной основой творчества, создания нового.
Животные, даже высшие, например приматы, такой способностью не обладают, их мышление конкретно, они способны воспроизводить образы только тех предметов и их свойств, которые реально существуют и которые имеют для них жизненно важное значение.
Ученых, философов, давно интересовал вопрос о том, что такое сознание, как оно появилось у человека ? Трудность изучения сознания в том, что оно не дано человеку в чувственном восприятии, не наблюдаемо, и потому вплоть до начала XX в. господствовало мнение, сохранившиеся и до наших дней, что сознание есть свойство души, данной человеку богом. Появилось и такое мнение, что сознание вечно, так же, как и природа (гилозоизм). Вульгарные материалисты полагали, что сознание — это поток материальных частиц, которые выделяются мозгом, как, например, желчь выделяется печенью.
Нерешенность вопроса о происхождении сознания порождала и другие вопросы. Мыслит ли человек с помощью мозга? Почему мыслит только человек, а животные не мыслят? Как возникло мышление? Какие предпосылки мышления были у непосредственных и далеких предков человека? Наконец, какие основания для возникновения сознания имеются в неживой материи? И имеются ли они?
Отсутствие ответов на эти вопросы давало возможность идеалистам поставить перед материалистами, утверждающими, что человек мыслит с помощью мозга, такую дилемму: если вы утверждаете, что мыслит только человек, то объясните, почему только человек, который, как и его мозг, представляет собой материальное тело, а другие материальные тела не мыслят ? Если же вы не можете это объяснить, то признайте, что вся материя мыслит.
Наука начала XX в. ответа на этот вопрос еще не имела. Основание для его решения предложил В.И. Ленин. В книге «Материализм и эмпириокритицизм», вышедшей в свет в 1908 г. он пишет: «...логично предположить, что вся материя обладает свойством по существу родственным с ощущением, свойством отражения» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. ).
2. Что такое отражение как свойство всей материи, любого материального объекта, В.И. Ленин в книге не поясняет. Исчерпывающий ответ на этот вопрос дает современная наука: отражение есть свойство всех материальных тел отвечать общими и специфическими адекватными изменениями на внешние материальные воздействия в соответствии с их качеством и интенсивностью.
В неорганической природе формы отражения в общем соответствуют формам движения материи - механической, физической, химической и вечны, как вечна материя. Трудность состоит в понимании процесса перехода неорганических форм отражения в органические, в формы отражения в живой природе: никто не наблюдал этот процесс в действительности, не владеет наука и подобными экспериментами. Восстановить этот процесс можно только мысленно в форме гипотезы на основе диалектического подхода, пользуясь методами сравнения и аналогии. Для начала сравним свойства живого, в его известных науке доклеточной и одноклеточной формах существования, и неживого вещества. Живое вещество обладает следующими свойствами: 1) обменом веществ с природой; 2) подвижностью; 3) раздражимостью, как формой отражения; 4) увеличением в объеме (рост); 5) самовоспроизводством с передачей наследственных признаков; 6) приспособляемостью к условиям существования; 7) единством дискретности и целостности.
1-й, 2-й и 4-й признаки имеют место и у неживого вещества; 5-й, 6-й, 7-й появляются только у живого вещества, но выяснять, как они появляются, в данном случае в нашу задачу не входит. Наша задача в том, чтобы представить, как, каким образом формы отражения в неживой природе превратились в его новое качество - раздражимость. Представить это можно, только допустив, что при возникновении живого из неживого комплексно, одновременно изменяется ряд свойств вещества путем скачка, путем перехода в новое качество. Так, обмен веществ меняет направленность: из процесса превращения сложного вещества в более простые и устойчивые он становится важнейшим свойством живого, обеспечивающим его существование и развитие. В свою очередь химическая форма отражения, по-видимому, превращается в раздражимость и становится непременным условием, обеспечивающим организму полезный обмен веществ с природной средой.
Раздражимость - способность организма на основе своего телесного строения, потребности и видового опыта приходить в состояние деятельности.
Субстратом-носителем этого свойства являются живые организмы доклеточной и одноклеточной организации.
Следующая ступень эволюции организмов - появление многоклеточных. На этом уровне реализуется возможность специализации определенных групп (системы) клеток на осуществлении различных жизненных функций. Одна из групп специализируется на взаимодействии организма со средой обитания в виде новой формы отражения - чувствительности.
Чувствительность - способность организма воспроизводить раздражения, отвечая на них каким-либо образом. Способность органов чувств - анализаторов реагировать на появление раздражения и на его изменения.
Дальнейшая эволюция организмов приводит к появлению позвоночных, возникают спинной и головной мозг - субстрат нового вида отражения психики.
Психика - деятельность животных, основывающаяся на их биологических потребностях, видовом и прижизненном опыте поведения, сущность которой заключается, во-первых, в чувственно-образном отражении необходимых для них явлений среды; во-вторых, в преобразовании и использовании этого отражения (образов) для выработки приспособительных действий.
Отражением является и весь представленный здесь развертывающийся во времени процесс эволюции организмов, в ходе которого организмы адекватно приспосабливаются к изменяющимся условиям внешней среды. Чем выше форма отражения у организма, тем совершеннее его возможности индивидуального приспособления к среде обитания и к возможным ее изменениям.
Становление у человека способности к абстрактному мышлению, отличающей его от конкретного мышления высших животных, явилось высшей формой отражения как свойства всей материи. Данное качественное изменение отражения было необходимым следствием включения человека в деятельность по преобразованию естественных предметов природы с целью придания им таких свойств, которые полнее удовлетворяли бы его потребности. Это было началом трудовой целенаправленной деятельности, коллективной и кооперативной по своей сущности.
Кооперативная деятельность людей не могла осуществляться без тесного общения и обмена информацией. Так возникла потребность в речи, которая стала материальной оболочкой мысли, второй сигнальной системой. Речь, как материальная оболочка мысли, необходима для ее передачи от человека к человеку. Вне материальной оболочки мысль не передается и существовать не может, мысль и речь неразрывны, язык - материальное бытие мысли.
- Isbn 5-85218-194-3
- Isbn 5-85218-194-3
- Тема 11. Диалектика и ее альтернативы Вопросы
- Связи детерминации
- Структурные связи
- Тема 12. Сознание и материя
- Тема 13. Теория познания
- Тема 14. Методы и формы научного познания
- Тема 15. Человек и смысл его существования
- Духовные отношения – формы общественного сознания.
- Тема 17. Гражданское общество и государство
- Основные понятия: государство, гражданское общество, насилие, ненасилие.
- Тема 18. Человек в системе социальных связей
- Тема 19. Человек и исторический процесс: личность и массы.
- Тема 20. Культура как философская проблема
- Тема 21. Проблема ценностей, нравственные и эстетические ценности
- Тема 22. Человек и природа Вопросы
- Библиографический список Основной
- Дополнительный по всем темам
- Смит а. Теория нравственных чувств. М.: Республика, 1996. Соколов в.В. Европейская философия XVII-XVIII вв. М., 1984.
- Вопросы для контрольной работы