Алгоритм разложения многочлена на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности:
Назвать три члена многочлена
Выделить среди слагаемых трехчлена квадрат и назвать, какое выражение возводится в квадрат
Выделить среди слагаемых трехчлена квадрат и назвать, какое выражение возводится в квадрат
Выделить удвоенное произведение первого и второго выражения
Определить знак при удвоенном произведении
Записать квадрат суммы или квадрат разности первого и второго выраженияв зависимости от знака при удвоенном произведении.
Слайд (алгоритм в виде когнитивных схем).
У: Как вы думаете, что зашифровано в данной схеме?
О:в данной схеме зашифрован алгоритм разложения многочлена на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности.
Физкультминутка
Третий этап: контрольно- оценочный (до 15 мин)
Цель: вырабатывать самостоятельный перенос сформированного алгоритма разложения многочлена на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности в несильно и сильно измененных условиях.
Третья учебная задача: Для учителя: Создать условия для контроля, коррекции знаний, умений и деятельности учащихся.
Для учащихся: Самостоятельное применение учащимися алгоритма разложения многочлена на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности в несильно и сильно измененных условиях.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание |
Настраивает на выполнение заданий. Комментирует условия заданий, организует применение выведенного алгоритма в несильно и сильно измененных условиях, акцентируя внимание на каждом из шагов алгоритма при выполнении заданий. | Два ученика выходят к доске и по очереди выполнят, комментируют каждый шаг алгоритма при решении задания. Затем еще 2 ученика и т.д. | На интерактивной доске записаны условия заданий. |
Задание1(ориентировано на применение приемов анализа, сравнения, сопоставления на основании применеия алгоритма):
Разложите многочлены на множители (интерактивная доска)
a2 + 6a + 9( перечислить и применить все шаги алгоритма)
x2 + y2 – 2xy ( последовательно применить шаги алгоритма)
16x2 + 9 – 24x( прокомментировать все выполняемые шаги алгоритма)
x6 +2x3+1 ( уточнить первые два шага, из точное применение)
х2 + 3х + 9 (данный трехчлен не является квадратом двучлена, обосновать)
Задание 2:Найдите значение выражения.
У: Для чего мы раскладываем многочлены на множители? Какова практическая цель?
О: Например, для упрощения вычислений.
A = 2,572 - 2·2,57·1,57 +1,572
Запись на доске
Задание 3:Разложите многочлен на множители2n4 + 2n3 + n2 + 2n + 1.
У: Сколько в данном многочлене членов?
О: 5
У: А мы использовали алгоритм разложения для скольких членов многочлена?
О: Для 3- х.
У: А теперь давайте применим одновременно несколько способов разложения многочленов на множители.
У: Сгруппируем первые 2 члена многочлена и оставшиеся 3 члена многочлена. Запишите действие.
О: (2n4 + 2n3) + (n2 +2 n + 1).
У: Какой способ разложения можно применить к первой группе слагаемых?
О: Вынесение общего множителя 2n3за скобки. Что получим?Запишите.
O:2n3(n+1) + (n2 + 2n + 1)
У: Что представляет собой вторая группа слагаемых?
О: трехчлен
У: Мы можем разложить данный трехчлен на множители?
О: Да
У: Чем вы будите пользоваться?
О: Алгоритмом разложения многочлена на множители с помощью формулы квадрата суммы.
У: Что получается в результате разложения трехчлена на множители? Запишите.
О:2n3(n+1) + (n+1)2
У: Как по-другому можно представить квадрат двучлена? Запишите.
О: В виде произведения одинаковых многочленов. 2n3(n+1) +(n+1)(n+1)
У: Какой способ разложения можем применить к данному выражению? Запишите.
О: Вынесение общего множителя за скобки.(n+1)(2n3 +n+1).
У: Что представляет собой данное выражение?
О: Произведение многочленов.
У: А, что является результатом произведения многочленов?
О: Разложение многочлена на множители.
У: Итак, данное выражение 2n4 + 2n3 + n2 + 2n + 1 мы разложили на множители (n+1)(2n3 +n+1).
Дополнительное задание (применение интеграции методов разложения на множители)
n5 – n3 + n2 + 2n +1
Следующие предписания формулируются на основании обобщения предыдущих приемов.
- План-конспект урока
- Ход урока
- 1Этап: Организационно – мотивационный (до 4 мин)
- 1) Подготовить учащихся к включению прежних знаний в систему новых формируемых знаний.
- 2) Сформировать прием разложения на множители по формулам квадрата суммы и квадраты разности.
- Алгоритм разложения многочлена на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности:
- Группы слагаемых заключаем в скобки:
- Из каждого многочлена в скобках выносим общий множитель
- 1 Вариант 2 вариант