2) Сформировать прием разложения на множители по формулам квадрата суммы и квадраты разности.
Первая учебная задача:
Для учителя:
Обеспечение подвижности знаний, которые учащиеся должны применять в любых условиях и на основании которых формируются новые знания.
Для учащихся: Применять понятие разложение на множители и алгоритм определения правильности разложения на множители многочлена
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание |
Учитель задает учащимся вопросы (о способах разложения многочленов на множители) с целью повторения знаний, для того чтобы включить учащихся в познавательную деятельность на уроке.
|
Отвечают на вопросы учителя, обобщают, применяют алгоритм проверки разложения многочлена на множители. |
Сопровождение на слайдах компьютерной презентации. |
Содержание эвристической беседы:
У: Какие понятия в названии темы вам известны?
О: Понятие разложения многочленов на множители.
У: Что значит разложить многочлен на множители?
О: Разложить многочлен на множители – это значит, представить его в виде произведения двух или более многочленов.
У: Проверьте, правильно ли разложен на множители данный многочлен: x4+2x2+x = x(x3+2x)+1.
О: Неправильно.
У: Почему? Что является результатом разложения многочлена на множители?
О: Так как результатом разложения многочлена на множители является произведение одночлена на многочлен или многочлена на многочлен.
У: Задание: Проверьте, верно ли разложены данные многочлены на множители (если правильно, то укажите способ разложения).
Запись на доске:
x3+4x2+x= x(x2+4x) +x( почему?)( результат - последнее действие должно быть произведением)
a2-3a = a(a-3)( почему?)( результат - последнее действие должно быть произведением. А что еще нужно проверить?)
x2+ 2x +x +2 = x(x+2)+ (x+2)( почему?)( результат - последнее действие должно быть произведением)
49b2 – a2 = (7b – a)(7b + a)( почему?)( результат - последнее действие должно быть произведением. Что еще нужно проверить?)
4a2 – 9b2 = (2a – 9b)(2a +9b)( почему?)( результат - последнее действие должно быть произведением…..)
У: А теперь давайте составим алгоритм проверки разложения многочлена на множители.(слайд)
Результат разложения должно быть произведением одночлена на многочлен или многочлена на многочлен.
Если результат-произведение, то можно: раскрыть скобки в правой части:
После раскрытия скобок должен быть получен данный многочлен;
Еще раз применить известный способ разложения на множители.
Вторая учебная задача:
Для учителя: организация познавательной деятельности через постановку проблемного вопроса, реализацию аналитико- синтетической деятельности учащихся.
Для учащихся: осуществляют операции сравнения, сопоставления, аналогии, синтеза, обобщения через осознание нового способа разложения многочлена на множители.
Индуктивно - исследовательская составляющая диалога( до7 мин)
У:Итак, какие способы разложения многочленов на множители вы знаете?
О: Вынесение общего множителя за скобки, способ группировки, с помощью формулы разности квадратов (слайд).
У:Являетсяли следующее действие разложением многочлена на множители?
x2+ 8x + 16 = (x+4)2
О: Нет( да).
У: Почему?
У: Проверим выполнение первого пункта алгоритма: Является ли правая часть равенства произведением многочленов?
О: Да, является.
У: Запишите квадрат двучлена в виде произведения двух одинаковых многочленов.
О: (x+4)2 = (x+4)(x+4)
У: Получили:x2+ 8x + 16 = (x+4)2 = (x+4)(x+4)
У: Проверим выполнение второго пункта алгоритма (назовите его).
О: Раскрыть скобки в правой части: (x+4)(x+4)=x2 +4x +4x +16 = x2 +8x +16
(У: А можно было применить формулу квадрата суммы: (x+4)2= x2+ 8x + 16)
У: Итак, разложен ли этот трехчлен на множители? Почему?
О: Да, потому что многочлен равен произведению двух многочленов.
У:Является ли следующее действие разложением многочлена на множители?
x2- 2x + 1 = (x-1)2
У: Является ли квадрат двучлена правая часть произведением многочленов?
О: Да, является.
У: Запишите квадрат выражения в виде произведения двух одинаковых многочленов.
О: (x-1)2 = (x-1)(x-1).
У: Получили:x2- 2x + 1 = (x-1)2= (x-1)(x-1).
Итак, верно ли данное разложение трехчлена в виде квадрата двучлена? Почему?
О: Да, потому что квадрат двучлена равен произведению двух одинаковых многочленов.
У: Таким образом, и в первом, и во втором случае многочлен разложили на множители с помощью формул квадрата двучлена.
У: Любой ли многочлен, который состоит из трех членов можно разложить на 2 одинаковых множителя, т.е . по формуле квадрата двучлена?
О: Нет, если он состоит из трех членов.
У: Любые ли эти три члена?
У: Рассмотрим выражение: 4x2 – 12x +9. Назовите первый член трехчлена
О: 4x2
У: Квадратом какого выражения является 4x2
О: 2х
У: Есть ли среди слагаемых трехчлена квадрат некоторого выражения?
О: Есть, 9.
У: Квадратом какого выражения является 9?
О: 3
У: Что представляет собой третье слагаемое?
О: Удвоенное произведение первого и второго выражений: 8х = 2·х·4
У: Вывод- значит этот многочлен является квадратом двучлена и его можно записать в виде произведения двух одинаковых множителей или в виде квадрата двучлена.4x2 – 12x +9 = (3-2x)2.
У.Для применения этого способа нужно правильно выполнять два действия, мы их сейчас выполним, а вы скажите, почему они так важны?
Подготовительные задания (на доске)
1.Найдите квадраты выражений: (4y)2 , (-x)2 , (0,5y)2 , (-3y)2 , (2x3)2
2.Установите соответствие между выражениями и их квадратами:
5х 64х2
-2х 0,04х6
8х 25х2
0,2х3 4х2
Вывод: ( синтез)эти упражнения необходимы для выделения квадрата выражения в трехчлене
У: А теперь, давайте составим алгоритм разложения многочлена на множители с помощью формулы квадрата суммы и квадрата разности.
Дедуктивно-эвристическая составляющая диалога.
(Построение алгоритма сопровождается примером)
У: Итак, если есть некоторый многочлен (например, 25x2 +20x+4), то чтобы разложить его на множители, что первым шагом выполним? Что вторым? И т.д.
- План-конспект урока
- Ход урока
- 1Этап: Организационно – мотивационный (до 4 мин)
- 1) Подготовить учащихся к включению прежних знаний в систему новых формируемых знаний.
- 2) Сформировать прием разложения на множители по формулам квадрата суммы и квадраты разности.
- Алгоритм разложения многочлена на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности:
- Группы слагаемых заключаем в скобки:
- Из каждого многочлена в скобках выносим общий множитель
- 1 Вариант 2 вариант