10.Функциональный подход в поиске решений задач: решение задач, содержащих целую и дробную часть числа.
Методы решения уравнений, содержащих целые или дробные части числа
Целой частью действительного числа называется наибольшее целое число, не превосходящее , и это число обозначается через . Очевидно, что . Разность называется дробной частью числа и обозначается через . Из определения следует, что . Кроме того, справедливо равенство (87)
Отметим некоторые свойства введенного выше понятия целой части действительного числа.
Для произвольных действительных чисел имеет место неравенство
Кроме того, для любого действительного числа справедливо
(88)
11. Олимпиадные задачи в математике — термин для обозначения круга задач, для решения которых обязательно требуется неожиданный и оригинальный подход.
Олимпиадные задачи получили своё название от популярных соревнований школьников и студентов, так называемых математических олимпиад. Цель создания задач этой категории — воспитание в будущих математиках таких качеств как творческий подход, нетривиальное мышление и умение изучить проблему с разных сторон.
Внешняя простота олимпиадных задач — их условия и решения должны быть понятны любому школьнику — обманчива. Лучшие олимпиадные задачи затрагивают глубокие проблемы из самых разных областей математики. Иногда этой кажущейся простотой пользовались не по назначению: во времена СССР на приёмных экзаменах в ВУЗы с помощью таких задач отсеивали абитуриентов нежелательных национальностей. Неудивительно, что олимпиадные задачи из арсенала таких приёмных комиссий стали называть «гробами».
Олимпиадные задачи можно найти в Интернете, в периодических изданиях (журналы Квант, Математическое просвещение), а также в виде отдельных сборников. Они широко используются в работе математических кружков, заочных школ и для таких математических соревнований как олимпиады, турниры городов и математические бои.
Большой вклад в популяризацию методов решения олимпиадных задач внесли публикации журнала «Квант», книги серий «Популярные лекции по математике», «Библиотека математического кружка» и другие книги, а также многочисленные веб-сайты, посвящённые олимпиадным задачам.
- 1. Обобщенные приемы познавательной деятельности процесса поиска решения задач: функциональный подход.
- 2. Обобщенные приемы познавательной деятельности процесса поиска решения задач: динамизация геометрических объектов на плоскости
- 3. Обобщенные приемы познавательной деятельности процесса поиска решения задач: динамизация геометрических объектов в пространстве
- Установление области определения.
- Установление области изменения при заданной области определения.
- Установление способа движения по множеству значений, при указанном способе движения по области определения.
- Обобщенные приемы познавательной деятельности процесса поиска решения задач: аналогия, обобщение, конкретизация.
- 5. Обобщенные приемы познавательной деятельности процесса поиска решения задач: Метод математической индукции
- 6 . Обобщенные приемы познавательной деятельности процесса поиска решения задач: использование классических неравенств.
- 7.Функциональный подход в поиске решений задач: использование монотонности.
- 8.Функциональный подход в поиске решений задач: ограниченность (метод крайнего).
- 9.Функциональный подход в поиске решений задач: четности.
- 10.Функциональный подход в поиске решений задач: решение задач, содержащих целую и дробную часть числа.
- Виды задач
- Методы решения
- 12. Олимпиадные задачи. Основы теории чисел: простые числа, алгоритм Евклида.
- 13.Олимпиадные задачи. Инварианты. Полуинварианты.
- 14. Олимпиадные задачи, решаемые с использованием принципа Дирихле.
- 15. Комбинаторные задачи, приемы и методы их решения
- 16. Задачи на раскраски, укладки, замощения.
- 17. Диофантовы уравнения.
- 18. Логические задачи, решаемые с помощью графов
- 19. Логические задачи, решаемые с помощью составления таблиц истинности.
- 20. Олимпиадные задачи с геометрическим содержанием
- 21. Задачи - игры
- 22. Олимпиадные задачи с параметрами. Методы их решения.
- 23. Применение векторов к решению аффинных задач в пространстве.
- 24.Применение векторов к решению метрических задач в пространстве.
- 25.Векторно-координатный метод определения угла между прямыми.
- Алгоритм векторно-координатного метода:
- 26.Векторно-координатный метод определения угла между прямой и плоскостью.
- 27.Векторно-координатный метод определения угла между двумя плоскостями
- Алгоритм векторно-координатного метода:
- Решение:
- 28.Векторно-координатный метод определения расстояния между фигурами.
- 29. Задачи на отыскание наибольшего и наименьшего значений геометрической величины.
- 30.Цилиндр. Решение задач на нахождение элементов цилиндра.
- 31.Конус. Решение задач на нахождение элементов конуса.
- 32.Усеченный конус. Решение задач на нахождение элементов конуса
- 33.Шар и сфера. Решение задач на нахождение элементов шара и сферы.
- 34. Части сферы и шара. Решение задач на нахождение элементов частей сферы и шара.
- 35.Комбинация шара с цилиндром.
- 36.Комбинация шара с конусом и усеченным конусом.
- 37.Комбинация конуса и усеченного конуса.
- 38.Взаимное расположение двух сфер.
- 43.Описанные многогранники.
- 44.Вписанные многогранники.