2. Обобщенные приемы познавательной деятельности процесса поиска решения задач: динамизация геометрических объектов на плоскости
Под динамизацией мы понимаем процесс исследования и открытия свойств геометрических объектов с помощью изменения определяющих их параметров.
Типы динамических задач?
Установление области определения.
Установление области изменения при заданной области определения.
Например: Найти геометрическое место центров вписанных окружностей (область значений) при заданном перемещении вершин треугольника (область определения). Найти множество значений, которые принимает площадь треугольника при том же движении.
Установление способа движения по множеству значений, при указанном способе движения по области определения.
Обобщенные приемы познавательной деятельности процесса поиска решения задач
Динамизацию геометрических объектов можно использовать двояко: как цель (при этом формулируются динамические задачи), как средство (при этом любая нединамическая задача проходит через динамику, отвлекаясь потом от последней). Для решения задач обоих классов используются достаточно обобщенные приемы познавательной деятельности учащихся. Эти приемы, носят достаточно обобщенный характер и могут служить ориентировочной основой действий учащихся в ходе решения различных типов задач.
Это задачи на:
Опровержение ложных формул или других ложных утверждений.
На отыскание неизвестных элементов и отношений между ними.
Задачи на доказательство.
Задачи на построение.
Задачи на определенность геометрической фигуры.
Задачи на отыскание геометрического места точек.
Задачи на установление функциональных зависимостей.
Задача:
На плоскости даны координаты точек А, С, D. Точки А,В,С,D лежат на параболе. При каких значениях координат точки В(хо,уо) площадь четырехугольника ABCD будет наибольшей.
Р ешение: Решение задачи начинается с выяснения постоянных и переменных процесса. Постоянные: площадь треугольника ACD и координаты точек А,С,D. Переменные: координаты точки В и площадь CBА. Область определения: очевидно, что положение точки В ограничивается дугой АС. Выполняя непрерывное движение точки В по этой дуге, мы вынуждены будем остановиться в положении, соответствующем наибольшей высоте ∆АВС. Это положение соответствует случаю: касательная в точке В параллельна хорде АС. Дальнейшее решение: следует обосновать высказанное предположение, а затем использовать условие параллельности для определения координат точки В.
- 1. Обобщенные приемы познавательной деятельности процесса поиска решения задач: функциональный подход.
- 2. Обобщенные приемы познавательной деятельности процесса поиска решения задач: динамизация геометрических объектов на плоскости
- 3. Обобщенные приемы познавательной деятельности процесса поиска решения задач: динамизация геометрических объектов в пространстве
- Установление области определения.
- Установление области изменения при заданной области определения.
- Установление способа движения по множеству значений, при указанном способе движения по области определения.
- Обобщенные приемы познавательной деятельности процесса поиска решения задач: аналогия, обобщение, конкретизация.
- 5. Обобщенные приемы познавательной деятельности процесса поиска решения задач: Метод математической индукции
- 6 . Обобщенные приемы познавательной деятельности процесса поиска решения задач: использование классических неравенств.
- 7.Функциональный подход в поиске решений задач: использование монотонности.
- 8.Функциональный подход в поиске решений задач: ограниченность (метод крайнего).
- 9.Функциональный подход в поиске решений задач: четности.
- 10.Функциональный подход в поиске решений задач: решение задач, содержащих целую и дробную часть числа.
- Виды задач
- Методы решения
- 12. Олимпиадные задачи. Основы теории чисел: простые числа, алгоритм Евклида.
- 13.Олимпиадные задачи. Инварианты. Полуинварианты.
- 14. Олимпиадные задачи, решаемые с использованием принципа Дирихле.
- 15. Комбинаторные задачи, приемы и методы их решения
- 16. Задачи на раскраски, укладки, замощения.
- 17. Диофантовы уравнения.
- 18. Логические задачи, решаемые с помощью графов
- 19. Логические задачи, решаемые с помощью составления таблиц истинности.
- 20. Олимпиадные задачи с геометрическим содержанием
- 21. Задачи - игры
- 22. Олимпиадные задачи с параметрами. Методы их решения.
- 23. Применение векторов к решению аффинных задач в пространстве.
- 24.Применение векторов к решению метрических задач в пространстве.
- 25.Векторно-координатный метод определения угла между прямыми.
- Алгоритм векторно-координатного метода:
- 26.Векторно-координатный метод определения угла между прямой и плоскостью.
- 27.Векторно-координатный метод определения угла между двумя плоскостями
- Алгоритм векторно-координатного метода:
- Решение:
- 28.Векторно-координатный метод определения расстояния между фигурами.
- 29. Задачи на отыскание наибольшего и наименьшего значений геометрической величины.
- 30.Цилиндр. Решение задач на нахождение элементов цилиндра.
- 31.Конус. Решение задач на нахождение элементов конуса.
- 32.Усеченный конус. Решение задач на нахождение элементов конуса
- 33.Шар и сфера. Решение задач на нахождение элементов шара и сферы.
- 34. Части сферы и шара. Решение задач на нахождение элементов частей сферы и шара.
- 35.Комбинация шара с цилиндром.
- 36.Комбинация шара с конусом и усеченным конусом.
- 37.Комбинация конуса и усеченного конуса.
- 38.Взаимное расположение двух сфер.
- 43.Описанные многогранники.
- 44.Вписанные многогранники.