17. Диофантовы уравнения.
ДИОФАНТОВЫ УРАВНЕНИЯ - алгебраические уравнения или системы алгебраических уравнений, решения которых отыскиваются в целых или рациональных числах. Обычно предполагается, что Д. у. имеют число неизвестных, превосходящее число уравнений, в связи с чем они называются также неопределенными уравнениями.
Диофантовыми уравнениями называются уравнения вида , где - многочлен с целыми коэффициентами.
При исследовании диофантовых уравнений обычно ставятся следующие вопросы:
имеет ли уравнение целочисленные решения;
конечно или бесконечно множество его целочисленных решений;
решить уравнение на мн-ве целых чисел, т. е. найти все его целочисленные решения;
решить уравнение на множестве целых положительных чисел;
решить уравнение на множестве рациональных чисел.
Решить уравнение в целых числах (уравнение с одним неизвестным).
Решение: свободный член уравнения 1. Делители свободного члена уравнения: ±1. Старший коэффициент уравнения 1. Положительные делители старшего коэффициента: 1. Следовательно, все целые корни уравнения находятся среди чисел {-1,1}. Подставляя в уравнение заключаем, что только является корнем этого уравнения.не пральна
Диофантовы уравнения с двумя и более неизвестными подразделяются на уравнения первой степени и уравнения высших степеней.
Д. у. первой степени или так называемые линейные уравнения имеют вид , где .
Простейшим видом уравнений в целых числах являются уравнения вида , где - заданные целые числа, . Для решения уравнения (1) в целых числах потребуются некоторые факты.
Диофантовы уравнения высших степеней
Методы решения:
метод разложения на множители;
выражение одной переменной через другую и выделение целой части дроби;
решение уравнений как квадратных относительно одной из переменных;
использование чётности;
доказательство неразрешимости уравнений с использованием сравнений;
и другие методы решения диофантовых уравнений.
- 1. Обобщенные приемы познавательной деятельности процесса поиска решения задач: функциональный подход.
- 2. Обобщенные приемы познавательной деятельности процесса поиска решения задач: динамизация геометрических объектов на плоскости
- 3. Обобщенные приемы познавательной деятельности процесса поиска решения задач: динамизация геометрических объектов в пространстве
- Установление области определения.
- Установление области изменения при заданной области определения.
- Установление способа движения по множеству значений, при указанном способе движения по области определения.
- Обобщенные приемы познавательной деятельности процесса поиска решения задач: аналогия, обобщение, конкретизация.
- 5. Обобщенные приемы познавательной деятельности процесса поиска решения задач: Метод математической индукции
- 6 . Обобщенные приемы познавательной деятельности процесса поиска решения задач: использование классических неравенств.
- 7.Функциональный подход в поиске решений задач: использование монотонности.
- 8.Функциональный подход в поиске решений задач: ограниченность (метод крайнего).
- 9.Функциональный подход в поиске решений задач: четности.
- 10.Функциональный подход в поиске решений задач: решение задач, содержащих целую и дробную часть числа.
- Виды задач
- Методы решения
- 12. Олимпиадные задачи. Основы теории чисел: простые числа, алгоритм Евклида.
- 13.Олимпиадные задачи. Инварианты. Полуинварианты.
- 14. Олимпиадные задачи, решаемые с использованием принципа Дирихле.
- 15. Комбинаторные задачи, приемы и методы их решения
- 16. Задачи на раскраски, укладки, замощения.
- 17. Диофантовы уравнения.
- 18. Логические задачи, решаемые с помощью графов
- 19. Логические задачи, решаемые с помощью составления таблиц истинности.
- 20. Олимпиадные задачи с геометрическим содержанием
- 21. Задачи - игры
- 22. Олимпиадные задачи с параметрами. Методы их решения.
- 23. Применение векторов к решению аффинных задач в пространстве.
- 24.Применение векторов к решению метрических задач в пространстве.
- 25.Векторно-координатный метод определения угла между прямыми.
- Алгоритм векторно-координатного метода:
- 26.Векторно-координатный метод определения угла между прямой и плоскостью.
- 27.Векторно-координатный метод определения угла между двумя плоскостями
- Алгоритм векторно-координатного метода:
- Решение:
- 28.Векторно-координатный метод определения расстояния между фигурами.
- 29. Задачи на отыскание наибольшего и наименьшего значений геометрической величины.
- 30.Цилиндр. Решение задач на нахождение элементов цилиндра.
- 31.Конус. Решение задач на нахождение элементов конуса.
- 32.Усеченный конус. Решение задач на нахождение элементов конуса
- 33.Шар и сфера. Решение задач на нахождение элементов шара и сферы.
- 34. Части сферы и шара. Решение задач на нахождение элементов частей сферы и шара.
- 35.Комбинация шара с цилиндром.
- 36.Комбинация шара с конусом и усеченным конусом.
- 37.Комбинация конуса и усеченного конуса.
- 38.Взаимное расположение двух сфер.
- 43.Описанные многогранники.
- 44.Вписанные многогранники.