logo
Психологическая характеристика основных когнити

Импульсивность - рефлективность

Данный когнитивный стиль (склонность принимать решения быстро либо медленно) наиболее ярко проявляет себя в условиях неопределенности, когда требуется осуществить правильный выбор из некоторого множества альтернатив. Импульсивные испытуемые склонны быстро принимать решения, при этом гипотезы выдвигаются без достаточной их проверки и без учета всех возможных альтернатив. Для рефлективных испытуемых характерен замедленный темп принятия решений, при этом гипотезы многократно уточняются на основе тщательного предварительного изучения свойств альтернативных объектов.

Методики диагностики импульсивности - рефлективности

Методика «Сравнение похожих рисунков» [Kagan, 1966]. Испытуемому предъяв- ляются 2 тренировочных, затем 12 основных листов, на каждом из кото- рых сверху находится изображение знакомого предмета (фигура-эталон), а внизу располагаются в два ряда 8 почти идентичных изображений этого же предмета, среди которых только одно полностью соответствует фигу- ре-эталону. Испытуемый должен найти и указать изображение, полностью идентичное рисунку-эталону. Показатели импульсивности—рефлективности: время первого ответа независимо от того, правильный либо неправильный ответ дал испытуе- мый (в виде суммы времени принятия решений по 12 предъявлениям); об- щее количество ошибок. Рефлективные индивидуумы находятся выше ме- дианы времени ответа и ниже медианы количества ошибок, тогда как импульсивные индивидуумы — ниже медианы времени ответа и выше ме- дианы количества ошибок. В среднем примерно 2/3 выборки приходится на рефлективных и импульсивных испытуемых, 1/3 — на две особые кате- гории испытуемых, получивших название «быстрых/точных» и «медлен- ных/неточных». Во всех исследованиях с использованием этого теста со- общается о значимой отрицательной корреляции между показателями вре- мени первого ответа и количества ошибок.

Обычно в интерпретации импульсивности—рефлективности на первый план выходят индивидуальные различия в когнитивном темпе. Однако в последнее время все чаще высказывается мнение, что именно компонент «ошибки» является критическим в осмыслении природы этого когнитив- ного стиля.

Судя по характеру глазодвигательной активности, рефлективные ис- пытуемые тратят больше времени на принятие решения за счет более тщательного разглядывания фигур, фиксируя взгляд на одинаковых при- знаках фигур и сравнивая их между собой [Messer, 1976]. Это означает, что рефлективные испытуемые не только тратят больше времени, оцени- вая свои гипотезы, но также собирают больше информации до момента своего ответа.

В целом для полюса рефлективности характерны следующие особенности интеллектуальной деятельности (соответственно, противоположные особен- ности характеризуют полюс импульсивности): использование более продук- тивных стратегий решения задач; более высокий уровень метапамяти в виде интроспективного знания об особенностях собственных стратегий запомина- ния; поленезависимость; высокие показатели учебной успеваемости, отсут- ствие трудностей в чтении, большая зрелость речи, большая выраженность вербального контроля за своим поведением (см.: [Холодная, 1990]).