Толерантность к нереалистическому опыту
Данный когнитивный стиль обнаруживает себя в ситуациях, для которых характерна неопределенность, противоречивость, двусмысленность. Толерантность к нереалистическому опыту предполагает возможность принятия впечатлений, не соответствующих или даже противоречащих имеющимся у человека знаниям, которые он оценивает как правильные и очевидные.
Методики диагностики толерантности к нереалистическому опыту
Методика «Кажущееся движение» [Klein, Gardner, Schlesinger, 1962]. На эта- пе инструктирования испытуемому показывают два отдельных кадра с изображением лошади и объясняют, что, хотя в эксперименте он, возмож- но, и будет воспринимать данный объект движущимся, на самом деле дви- жения не будет (т.е. испытуемый изначально знал, что восприятие движе- ния — это особого рода иллюзия). В условиях основного эксперимента по мере роста скорости чередования двух кадров на первом этапе испытуемый
должен был видеть две чередующиеся фигуры лошади, на втором — одну движущуюся фигуру и на третьем — две одновременно мелькающие фигу- ры. Показатель толерантности—нетолерантности: величина временного диапазона (в секундах), в котором данный испытуемый видел одну движу- щуюся лошадь.
Таким образом, в данном эксперименте создавался конфликт между за- данным в инструкции знанием и объективными характеристиками акту- альной ситуации. Чем в большей мере испытуемый способен освободить- ся от заданного в инструкции знания, тем быстрее он допускает в свое со- знание имеющий место эффект движения на втором этапе и тем в мень- шей мере торопится отказаться от факта движения на третьем, т.е. можно говорить о толерантности к нереалистическому опыту (показатель времен- ного диапазона при этом стремится к максимуму). Напротив, чем в боль- шей мере испытуемый придерживается заданного в инструкции знания, тем медленнее он склонен согласиться с фактом наличия движения и тем быстрее он от него отказывается. Следовательно, можно говорить о нето- лерантности к нереалистическому опыту (показатель временного диапазо- на в этом случае минимален).
Методика Роршаха [Klein, Gardner, Schlesinger, 1962]. Пятна Роршаха — открытые ситуации, в которых отсутствуют правила их интерпретации. Показатель нетолерантности: количество очевидных ответов, построенных на ясных, прямых деталях пятна и его легко выделяемой форме; минималь- ное наличие ассоциативно разработанных ответов.
Методика с использованием анизейконическихлинз. Сразу же, как только ис- пытуемый надевает специальные линзы-очки, объективно имеет место ис- кажение пространственных отношений. Однако существуют индивидуаль- ные различия в скорости, с которой испытуемые обнаруживают эти иска- жения. Так, одни испытуемые фиксируют искажения непосредственно после наложения линз, демонстрируя готовность открыто воспринимать «невозможные» аспекты происходящего (толерантность к нереалистичес- кому опыту). Другие сообщают об искажениях спустя несколько минут, обнаруживая тенденцию избегать противоречий вплоть до проявлений пер- цептивной защиты (нетолерантность к нереалистическому опыту).
Показатели толерантности—нетолерантности: время опознания иска- жений; величина фиксируемых субъективных искажений.
Факты свидетельствуют о том, что нетолерантные к нереалистическо- му опыту испытуемые в заданиях на сортировку отличаются тенденцией формировать группы объектов по стандартным, легко предсказываемым основаниям. Кроме того, нетолерантные испытуемые склонны задавать много уточняющих вопросов в условиях анализа неопределенных интер- персональных ситуаций [цит. по: Gardner et al., 1959].
Высказывается мнение о том, что нетолерантность к нереалистическо- му опыту представляет собой характеристику «закрытого» разума и явля- ется симптомом высокого уровня тревоги.
- Узость - широта категории
- Ригидный - гибкий познавательный контроль
- Толерантность к нереалистическому опыту
- Узость - широта сканирования
- Методики диагностики узости - широты сканирования
- Сглаживание - заострение
- Импульсивность - рефлективность
- Конкретная - абстрактная концептуализация
- Когнитивная простота - сложность
- Методики диагностики когнитивной простоты - сложности