2. Методика обучения доказательству теорем
Различают два основных вида умозаключений – индукцию и дедукцию.
Индукция – это умозаключение, при котором из одного или нескольких единичных или частных суждений получают новое общее суждение. Различают два основных вида индукции – неполную и полную.
МЕТОДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЛОГИЧЕСКИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДЕДУКТИВНЫЕ ИНДУКТИВНЫЕ ПРЯМОЕ КОСВЕННОЕ аналитическое синтетическое доказательство от противного метод математической индукции метод полной индукции метод геометрических преобразований метод симметрии метод поворота метод параллельного переноса алгебраический метод метод площадей координатный метод векторный метод метод равенства и подобия треугольников
метод симметрии метод поворота метод параллельного переноса
Неполная индукция – умозаключение, основанное на рассмотрении одного или нескольких, но не всех, единичных суждений.
В процессе обучения неполная индукция широко применяется в младших классах (например, при изучении переместительного закона сложения из одного или нескольких примеров типа “5 + 2 = 2 + 5” делается общий вывод: “а + в = в + а”).Вывод, основанный на неполной индукции, может быть ошибочным, неполная индукция не является методом логического доказательства.
Полной индукцией называется умозаключение, основанное на рассмотрении всех единичных и частных суждений, относящихся к рассматриваемой ситуации.
Заключение, сделанное на основе полной индукции, является вполне достоверным, полная индукция является методом логического доказательства. Однако используется этот метод редко по следующим причинам: 1) громоздкость, 2) невозможность рассмотрения всех единичных и частных суждений в силу того, что их бесконечно много.
Тем не менее, можно привести примеры использования полной индукции: при изучении вопроса об измерении вписанного угла рассматриваются все возможные случаи: 1) одна из сторон угла – диаметр окружности; 2) диаметр лежит между сторонами вписанного угла; 3) диаметр находится вне угла.
Дедукция – умозаключение, при котором из одного общего суждения и одного частного суждения получают новое, менее общее суждение.
Пример. См. пример умозаключения на с. 19: первое суждение – общее, второе суждение – частное, новое суждение – вывод – новое, менее общее суждение.
Таким образом, сущность дедукции состоит в том, что данный частный случай подводится под общее положение.
Дедукция является основным методом логического доказательства.
Дедуктивное доказательство теорем характеризуется логической последовательностью шагов, обязательностью обоснований и их ссылками на уже признанные достоверными математические факты.
- Математические предложения и их доказательства в курсе геометрии основной школы ростов-на-дону
- I модуль теоретический Материалы к лекционным занятиям
- 1.1. Математические предложения. Теоремы.
- 1.2. Доказательства в курсе геометрии основной школы
- 1.3. Индукция и дедукция как основные приемы обоснования математических предложений
- 2. Методика обучения доказательству теорем
- 2.1. Воспитание потребности в логическом доказательстве
- 2.2. Методика изучения конкретной теоремы
- 2.2.1. Организационные приемы работы по изучению и закреплению теоремы на уроке геометрии. Приемы организации работы по изучению теорем.
- 2.3. Пример работы над теоремой о средней линии трапеции.
- Доказать, что вн – высота трапеции
- Индивидуальные задания
- Контрольные вопросы и задания к теоретическому материалу (модуль 1)
- Диагностико-квалиметрическая шкала оценивания достижений студентов
- II модуль. Практический. Материалы к практическим и