logo search
Заочники / СРС - Cистемний анализ

3. Принципы системного анализа

Принцип - это обобщенные опытные данные, это за­кон явлений, найденный из наблюдений. Поэтому их ис­тинность связана только с фактом, а не с какими-либо домыслами. (Слайд 16)

Из принципов путем логико-математического рассуждения получают в применении к конкретным объектам бесчисленные следствия, охватывающие всю область яв­ления и составляющие безукоризненную теорию. В формулировке принципов существует некоторый элемент условности, связанный с общим уровнем развития науки в данную историческую эпоху. Поэтому происходит постепенное уточнение принципов, но не их отмена или пере­смотр.

По своей структуре методы и принципы имеют общие черты и различия. Метод - это не фактическая деятель­ность, а возможные ее альтернативные способы. Прин­цип - это постоянно и последовательно применяемый метод. Следовательно, по мере того как метод теряет свою альтернативность, становится все больше и больше пре­обладающим вариантом или даже единственным вариан­том действий, тем меньше он метод и тем больше он прин­цип. Принцип мы не выбираем, мы ему следуем постоянно.

Какие же основные принципы системного анализа?

Прин­цип оптимальности. Известно, что характерной чертой современного развития (а развитие — это один из прин­ципов диалектики!) является выбор наиболее подходящего варианта развития. В живой природе подобное совершается в виде естественного отбора, хотя имеет место и искусст­венный отбор, например в деятельности селекционеров. В развитии какого-либо объекта мы также должны иметь дело с отбором. В ходе практического освоения научных достижений важ­но выбирать такие творческие решения, которые являют­ся лучшими по комплексу показателей для заданных усло­вий.

Принцип системности выступает как одна из граней диалектической философии, как конкретизация и развитие диалектического метода. «Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и опосредствования. Мы никогда не достигаем этого полностью, но требование всесторонности предостерегают нас от ошибок». Принцип системности предполагает подход к новому объекту как к комплексному объекту, представленно­му совокупностью взаимосвязанных частных элементов (функций), реализация которых обеспечивает достижение нужного эффекта, в минимальные сроки и при ми­нимальных трудовых, финансовых и материальных затратах, с минимальным ущербом окружающей среды. Он предполагает исследование объекта, с одной стороны, как единого целого, а с другой стороны, как части более крупной системы, в которой анализируемый объ­ект находится с остальными системами в определенных отношениях. Таким образом, принцип системности ох­ватывает все стороны объекта и предмета в простран­стве и во времени!

Принцип иерархии [иерархия от гр. священная власть - порядок подчинения составных нижестоящих элемен­тов и свойств вышестоящим по строго определенным сту­пеням (иерархическая лестница) и переход от низше­го уровня к высшему] есть тип структурных отношений в сложных многоуровневых системах, характеризуемых упорядоченностью, организованностью взаимодействий между отдельными уровнями по вертикали. Иерархичес­кие отношения имеют место во многих системах, для ко­торых характерна как структурная, так и функциональ­ная дифференциация, т.е. способность к реализации оп­ределенного круга функций. Причем на более высоких уровнях осуществляются функции интеграции, согласо­вания. Необходимость иерархического построения слож­ных систем обусловлена тем, что управление в них свя­зано с переработкой и использованием больших масси­вов информации, причем на нижележащих уровнях используется более детальная и конкретная информа­ция, охватывающая лишь отдельные аспекты функциони­рования системы, а на более высокие уровни поступа­ет обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей системы, и принимаются реше­ния относительно системы в целом. В реальных системах иерархическая структура никогда не бывает абсолютно жесткой в силу того, что иерархия сочетается с большей или меньшей автономией нижележащих уровней по от­ношению к вышележащим, и в управлении используют­ся присущие каждому уровню возможности самоорга­низации.

Принцип интеграции (интеграция - от лат. целост­ность, объединение в целое каких-либо частей или свойств, восстановление) направлен на изучение интегративных свойств и закономерностей. А интегративные свойства появляются в результате совмещения элементов до це­лого, совмещения функций во времени и в пространстве! Синергетический эффект - эффект совмещения дей­ствий.

Принцип формализации (формальный - относящийся к форме, в противоположность сущности, т.е. несуществен­ный) нацелен на получение количественных и комплекс­ных характеристик.

Эти классические принципы системного анализа, но­сящие, прежде всего, философский характер, постоянно развиваются, причем в разных направлениях.

Рассмотрим применение этих принципов на примере принятия стратегических управленческих решений.

1. Процесс принятия решений (ППР) должен начинать­ся с выявления конечных целей, которые хотят достичь. Эта идея может быть сочтена элементарной, простым пра­вилом здравого смысла, но и весь системный анализ, по мнению амери­канского ученого А.Энтовена, представляет собой просвещенный здравый смысл. Особенно острая потребность в системном анализе возникает тогда, когда хочется многого, а возможно­сти и средства ограничены. В этих условиях важна упоря­доченная процедура определения целей - выяснение их приоритетов и иерархии, соподчиненности, взаимной свя­зи и т. д.

2. К каждой крупной задаче необходимо подходить как к сложной системе, т.е. выявляя все взаимосвязи и по­следствия того или иного решения — как по вертикали (по времени), так и по горизонтали (с точки зрения влия­ния на другие отрасли экономики, на политику и т.д.). Идея системы в том и состоит, что изменения в одном ее элементе вызывают цепную реакцию изменений в дру­гих. Надо отметить, что в эволюции управления в начале 1970-х годов произошел существенный сдвиг. Долгое время эта эволюция шла в направлении все более узкой специализации - функции дробились, становились все бо­лее специальными и узкими. Это начинало заводить управленческую деятельность в очевидный тупик. Именно поэтому уже в те годы лозунгом дня стала интеграция, т.е. попытки охватить весь комплекс проблем, заранее предугадать всю систему взаимодействий и взаимозави­симостей и учесть не только прямые, но и косвенные, не только непосредственные, но и отдаленные последствия принимаемых решений.

Расширение масштабов мирового хозяйства и услож­нение взаимосвязей между входящими в него элемен­тами в условиях высоких темпов социального и научно-технического прогресса объективно приводят к тому, что ряд крупных проблем не может быть эффективно решен с помощью изолированных частных мер (предмет­ных знаний!) или систем только отраслевого либо толь­ко территориального управления (тоже предметных зна­ний, только более широких). В первую очередь это относится к проблемам, охватывающим смежные сферы и требующим всесторонней объективной оценки (со­циальной, экономической, технической, политической и т.д.).

3. При подготовке решения обязательно выявление возможных альтернатив, т. е. разных путей к целям, раз­ных методов решения каждой задачи, анализ достоинств и недостатков каждого из них, с тем чтобы можно было выбрать оптимальный, т.е. в данных условиях самый лучший.

Важно, чтобы набор основных альтернатив представ­лялся высшему руководству - тем, кто принимает окон­чательные решения, будучи свободным от ведомствен­ных соображений и имея более широкий взгляд на сово­купность всех существенных в данном случае факторов.

Естественно, что речь идет об обоснованных альтер­нативах, подготовленных таким образом, чтобы были вид­ны плюсы и минусы каждой из них, относительные до­стоинства и недостатки. Это предполагает, в частности, выработку объективных критериев оценки различ­ных вариантов решения, дающих возможность сравнить эти варианты и таким путем выбрать наилучший. Амери­канской наукой определен ряд таких критериев в зависи­мости от сферы применения (стоимость - эффективность, стоимость - выгода и др.).

4. Механизм управления должен быть подчинен цели или задаче, которая реализуется с его помощью, т.е. струк­тура организации приспосабливается к цели, а не наобо­рот. Этот принцип получает в практике управления все большее распространение в противовес традиционной функциональной организации. Все более типичной структу­рой организации в промышленности и сельском хозяй­стве становится программно-целевая, т.е. специально приспособленная для решения поставленной задачи, способная создать надежное организационное обеспечение для реа­лизации решения. Организационные структуры при этом стараются создавать гибкие, легко приспосабливающиеся к специфике программы, способные совершенствоваться, так сказать, на ходу.

5. Принцип «скользящего» планирования и финанси­рования состоит в том, что в рамках долговременной про­граммы, рассчитанной на достижение той или иной ко­нечной цели, устанавливаются среднесрочные планы, которые каждый год сдвигаются на год. Например, в США в ряде областей деятельности на федеральном уровне утвердилась практика составления планов на 5 лет (осо­бенно в области военного строительства). Но эти планы, как правило, рассчитываются на 5 лет вперед каждый год: скажем, план на 1998 - 2002 гг. будет в этом случае выглядеть как план на 1998 г. плюс четыре последующих года и т.д. Такое же планирование развития экономики было в СССР (5 и 7 лет). В России сегодня осуществляют планирование развитие экономики на 3 года.

Такой порядок составления планов и финансирования дает в сравнении с «жестким» сроком планирования, не сдвигающимся от года к году, ряд преимуществ. Одно из них состоит в том, что предприятия и отрасли в каждый момент знают свои перспективы на несколько лет вперед. При жестком же планировании они могут иметь такие перспективы лишь в первом году программы, а в последнем году перспектива будет ясна лишь на один год или несколько месяцев. Другое преимущество заключается в том, что открывается возможность постоянно вносить в планы, без их ломки, необходимые коррективы, связан­ные с новыми открытиями, изменениями в экономике и пр. Открывается широкая возможность как бы для обрат­ной связи - не только от плана к практике, но и от прак­тики к плану. Каждая из перечисленных идей (принципов), даже отдельно взятая, при своем практическом осуществлении может дать определенный эффект. Но эффект возраста­ет, если они применяются в комплексе. Тогда эти идеи превращаются в определенную систему принятия решений и управления, позволяющую более эффективно руково­дить сложными программами.

Таким образом, согласно принципам системного анализа возникающая перед обществом та или иная сложная проблема должна быть рассмотрена в целостном контексте - как система во взаимодействии всех ее компонентов, чаще всего как организация компонентов, имеющая общую цель.