5.2 Принцип системности. Три аспекта системности. Системы в окружающем мире. Принцип системности
Идея системности формировалась постепенно. Философское ее осмысление предшествовало специально-научным исследованиям. Весомый вклад в ее развитие внесла немецкая идеалистическая философия. Понятие системы применялось в ней главным образом к познанию (гносеологический аспект).
И.Кант разъяснял: наука – не агрегат (т.е. простое множество, группа элементов – типа пассажиров автобуса, стопки кирпичей, вязанки хвороста, кучи камней и т.д.), а система, в которой целое, представляющее собой четкую взаимосвязь соответствующих знаний (компонентов, элементов), гораздо важнее частей.
В науке идеи системности заявили о себе в середине XIX века при исследовании таких сложных, динамичных, развивающихся объектов, как человеческое общество и биологический мир.
Утверждение системных представлений сделало привычным ход исследований от целого к частям.
Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией.
Уже это краткое определение показывает, что понятие системы предполагает такие понятия, как элемент и структура.
Элемент – неразложимый далее (в данной системе, при данном способе рассмотрения) компонент (единица анализа) сложных предметов, явлений, процессов.
В настоящее время в науке под элементами понимают любые объекты, связанные с другими объектами в сложный комплекс. Иначе говоря, понятие “элемент” берется как относительное.
Три аспекта системности
Работы в области теоретических основ системных исследований охватывают три аспекта (направления, проблемные области) исследований:
онтологические основания системных исследований объектов мира - системность каксущностьмира в целом и его объектов;т.е.системностью обладают объекты окружающего мира (в данном случае термин «объект» понимается как обобщенный, нейтральный);Примеры: Солнечная система, Экосистема, Металлургический завод, Популяция животных, Отдельная особь, Организм в целом и его функциональные подсистемы (нервная, кровообращения, пищеварительная), Клетка организма, атом.
гносеологические основания системных исследований - системные принципы и установки теориипознания;Примеры: классификация Карла Линнея. Карл Линней, шведский физиолог, был профессором медицины в университете города Упсала. Он заведовал большим ботаническим садом, который был нужен университету для проведения научных исследований. Люди присылали ему растения и семена со всего света для выращивания в ботаническом саду. Именно благодаря интенсивному изучению этой огромной коллекции растений Карл Линней сумел решить задачу систематизации всех живых существ — сегодня ее назвали бы задачей таксономии (систематики); Геометрия Евклида, Теория колебаний, Экономическая теория и множество других наук и научных направлений.
методологическиеоснования– установлениепроцессов, методов, правилсистемного становления (формирования) и познания.Примеры: система Станиславского, технология обработки материалов, рецепты, алгоритмы работы программ, системы подготовки специалистов и др.
- Міністерство освіти і науки україни
- Основи системного аналізу
- Лекция 1. Основные понятия системного анализа
- 1.2. Классификация систем
- 1.3. Сущность системного подхода
- Лекция 2. Задачи системного анализа.
- 2.1. Характеристика задач системного анализа
- Лекция 3 логика и методология системного анализа
- 1. Логические основы системного анализа
- 2. Методы и методология научного познания
- 3. Принципы системного анализа
- 4. Основные этапы и методология системного анализа
- Лекция 4 технология системного подхода к решению проблемы
- 4.1. Сущность системного подхода.
- 4.2. Процесс формулирования проблемной ситуации и проблемы
- 4.3. Уровни принятия решения по проблеме
- 4.4. Интуитивный и системный подход к принятию решения по проблеме
- 4.5. Функционирование системы принятия решения при системном походе
- Резюме (по модулю)
- Лекция 5. Теория систем и системный анализ
- 5.1 Сущность и принципы тсса.
- 5.2 Принцип системности. Три аспекта системности. Системы в окружающем мире. Принцип системности
- Системы в окружающем мире. Примеры.
- 5.3 Основные термины и понятия, используемые в тСиСа. Подходы к определению понятия системы. Элемент.
- Подсистема.
- Структура.
- Состояние.
- Поведение.
- Развитие.
- 5.4 Подходы к определению понятия системы.
- Лекция 6 Классификация систем. Подходы к классификации систем. Примеры классификации систем
- Классификация систем
- Классификация систем по с. Биру
- Лекция 7 Структура и функции системы. Базовые типы структуры систем. Структура и функции системы
- Базовые типы структуры систем.
- 7.1 Структура и связи в системе. Типы связей.
- Разновидности связей. Классификация связей. Понятие обратной связи
- Организация системы.
- Функционирование системы
- 7.2 Закономерности систем
- Лекция 8. Понятие сложности системы
- Многообразие
- Лекция 11.Компьютерное моделирование модели. Разновидности моделирования.
- Компьютерное математическое моделирование
- Этапы и цели компьютерного математического моделирования
- Часть 1. Моделирование и системный анализ
- Часть 2. Виды моделирования. Компьютерное моделирование
- Различные классификации математических моделей
- Лекция 16. Теория массового обслуживания