Лекция 8. Понятие сложности системы
Понятие «сложный» является одним из наиболее употребительных в различных практической и научной деятельности, в том числе в области моделирования СУ. Подобно понятию времени, нам кажется, что мы понимаем, что такое сложность, но это длится до тех пор, пока не возникает необходимость дать строгое определение сложности. Понятие сложности включает такие факторы, как противоинтуитивное поведение СУ, невозможность предсказания ее поведения без специального анализа и вычислений, уникальность и т.д.
По Г.Н.Поварову в зависимости от чисел элементов, входящих в систему, различимы 4 класса систем:
малые (10…103элементов);
сложные (103...107элементов);
ультрасложные (107...1030элементов);
суперсистемы (1030...10200элементов);
Так как понятие элемента возникает относительно задачи и цели исследования системы, то и данное определение является относительным.
По С.Биру деление происходит в зависимости от способа описания – детермированного, вероятного.
По А.И.Бергу сложная система описывается по крайней мере на двух различных языках, например теории ДУ и алгебры логики.
По А.А.Вавилову сложная СУ представляет собой множество взаимосвязанных и взаимодействующих между собой подсистем управления, выполняющих самостоятельные и общесистемные функции и цели управления.
По А. А. Воронину сложной системой можно называть такую, которая содержит по крайней мере два нелинейных элемента, не сводимых к одному.
Четкой границы, отделяющей простые системы от сложных, нет. Деление это условное и возникло из-за появления систем, обладающих функциональной избыточностью. Например, простая система может находиться только в двух состояниях: состоянии работоспособности и состоянии отказа. При отказе какого-либо элемента простая система либо полностью прекращает выполнение своей функции, либо продолжает ее выполнение в полном объеме, если отказавший элемент резервирован. Сложная система при отказе отдельных элементов и даже целых подсистем не всегда теряет работоспособность, зачастую только снижаются характеристики ее эффективности. Это свойство сложных систем обусловлено их функциональной избыточностью и, в свою очередь, затрудняет формулировку понятия “отказ” системы.
Двоякая природа сложности
Сложность– понятие многогранное, поэтому в различных проблемах проявляются разные аспекты сложности.
Одним из важных аспектов понятия сложности является ее двоякая природа. Следует различатьструктурную(статическую) сложность, включающую связность и структуру подсистем, идинамическуюсложность , связанную с поведением системы во времени. Эти свойства, вообще говоря, независимы.
Даже в элементарных системах могут возникать совершенно неожиданные (и неприятные) явления, если сложность взаимосвязей не изучена должным образом. Парадоксальное поведение может быть вызвано вовсе не наличием нелинейности, стохастических эффектов, а порождается исключительно структурой системы, имеющимися связями и ограничениями, присущими компонентам системы.
Структурная сложность
Сущность понятия структурной сложности связана с тем, что компоненты (подсистемы) СУ связаны между собой запутанным, трудным для непосредственного восприятия образом. Это типичный пример структурной сложности. При этом имеем дело только со структурой коммуникационных каналов и схемой взаимодействия компонент СУ, пренебрегая динамическими аспектами. Однако и в этом случае необходимо принять во внимание еще и другие аспекты связанности структуры.
Иерархия
Некоторые специалисты считают, что определяющим фактором при решении вопроса о сложности СУ является ее иерархическая организация. Число уровней иерархии в системе может служить приблизительной мерой ее сложности.
Схема связности
Важным аспектом сложности является способ, которым подсистемы объединяются в единое целое. Структура связности СУ определяет потоки передачи информации в структуре и ограничивает воздействия, которые может оказать одна часть системы на другую.
Например, если имеется система, заданная с помощью линейного ДУ вида
Ů=AU,U(0)=U0
где A– матрица размераnxn, то заполненность матрицыA(ее структура связности) в определенной мере отражает сложность процесса. Данный пример иллюстрирует, что большая размерность и высокая сложность СУ могут быть слабо коррелированы.
Порядок nСУ может быть очень большой, однако еслиAимеет простую структуру (диагональная), то уравнение представляет СУ малой сложности, в том смысле, что ее поведение легко предсказать и понять.Сложность может быть охарактеризована тщательным исследованием схем взаимодействия подсистем (схем связности), а не ее порядком.
- Міністерство освіти і науки україни
- Основи системного аналізу
- Лекция 1. Основные понятия системного анализа
- 1.2. Классификация систем
- 1.3. Сущность системного подхода
- Лекция 2. Задачи системного анализа.
- 2.1. Характеристика задач системного анализа
- Лекция 3 логика и методология системного анализа
- 1. Логические основы системного анализа
- 2. Методы и методология научного познания
- 3. Принципы системного анализа
- 4. Основные этапы и методология системного анализа
- Лекция 4 технология системного подхода к решению проблемы
- 4.1. Сущность системного подхода.
- 4.2. Процесс формулирования проблемной ситуации и проблемы
- 4.3. Уровни принятия решения по проблеме
- 4.4. Интуитивный и системный подход к принятию решения по проблеме
- 4.5. Функционирование системы принятия решения при системном походе
- Резюме (по модулю)
- Лекция 5. Теория систем и системный анализ
- 5.1 Сущность и принципы тсса.
- 5.2 Принцип системности. Три аспекта системности. Системы в окружающем мире. Принцип системности
- Системы в окружающем мире. Примеры.
- 5.3 Основные термины и понятия, используемые в тСиСа. Подходы к определению понятия системы. Элемент.
- Подсистема.
- Структура.
- Состояние.
- Поведение.
- Развитие.
- 5.4 Подходы к определению понятия системы.
- Лекция 6 Классификация систем. Подходы к классификации систем. Примеры классификации систем
- Классификация систем
- Классификация систем по с. Биру
- Лекция 7 Структура и функции системы. Базовые типы структуры систем. Структура и функции системы
- Базовые типы структуры систем.
- 7.1 Структура и связи в системе. Типы связей.
- Разновидности связей. Классификация связей. Понятие обратной связи
- Организация системы.
- Функционирование системы
- 7.2 Закономерности систем
- Лекция 8. Понятие сложности системы
- Многообразие
- Лекция 11.Компьютерное моделирование модели. Разновидности моделирования.
- Компьютерное математическое моделирование
- Этапы и цели компьютерного математического моделирования
- Часть 1. Моделирование и системный анализ
- Часть 2. Виды моделирования. Компьютерное моделирование
- Различные классификации математических моделей
- Лекция 16. Теория массового обслуживания