4.3. Уровни принятия решения по проблеме
Процесс выработки и принятия решений по проблеме можно представить как совокупность способов и приемов деятельности лица, принимающего решение (ЛПР). При этом ЛПР руководствуется определенными положениями, установками, принципами, стремясь организовать наиболее эффективную систему, которая позволит выработать оптимальное в данной ситуации решение. В этом процессе, исходя из механизма принятия решений, можно выделить отдельные уровни, с элементами которых неизменно сталкивается ЛПР. Основные уровни принятия управленческих решений представлены на Слайде 10.
1. Индивидуально-смысловой уровень. Принятие решений на таком уровне ЛПР осуществляет на основе логического рассуждения. При этом процесс принятия решения зависит от индивидуального опыта ЛПР и тесно связан изменением конкретной ситуации. Исходя из этого, люди на смысловом уровне не могут понять друг друга, а решения принимаются ими часто не только необоснованно, но и лишены организационного смысла. Таким образом, на этом уровне решения принимаются только на основе «здравого смысла».
2. Коммуникативно-смысловой уровень. На данном уровне решения принимаются уже на основе коммуникативного взаимодействия лиц, участвующих в принятии решения. Здесь речь идет не о традиционном общении, а о специально подобранной коммуникации. Организатор коммуникации – ЛПР «запускает» коммуникацию, когда появляется затруднение в деятельности, порождающее проблемную ситуацию. Участники коммуникации в одной и той же ситуации могут видеть различное, исходя из своей субъективной позиции. В итоге ЛПР лично или с помощью арбитра организует обоснованную критику и арбитражную оценку различных точек зрения. Он обеспечивает слияние индивидуальных точек зрения с общезначимыми.
Первый и второй уровень считается допонятийными. Именно на указанных уровнях чаще всего принимают решения руководители организаций.
3. Понятийный уровень. На этом уровне осуществляется уход от индивидуальных мнений и используются строгие понятия. Данный этап предполагает использование специальных средств для профессионального общения ЛПР с заинтересованными специалистами, что способствует повышению качества их профессионального взаимодействия в процессе разработки решения.
4. Проблемный уровень. При данном уровне для решения проблем необходимо перейти от индивидуально-смыслового понимания проблемной ситуации, сложившейся в процессе принятия решений, к пониманию ее через значения. В случае если цель ЛПР состоит в решении определенной задачи, применяются заранее известные алгоритмы и требуется освоение несложных процедур. Когда же ЛПР сталкивается с определенной проблемой и имеет место ситуация неопределенности, принятие решения осуществляется путем построения теоретической модели, формулирования гипотез, разработки вариантов решений с помощью творческого подхода. Затруднения в этой деятельности должны вывести на следующий уровень принятия решений - системный.
5. Системный уровень. Такой уровень требует от ЛПР системного видения всех элементов среды принятия решений, целостности представления объекта управления и взаимодействия его частей. Взаимодействие должно быть преобразовано во взаимосодействие элементов целостности, что обеспечивает системный эффект от деятельности.
6. Универсально-системный уровень. Принятие решения на данном уровне предполагает видение ЛПР целостности в объекте управления и его встроенности в окружающую среду. Эмпирические наблюдения и получаемая аналитическая информация используется здесь для определения тенденций развития объекта. Уровень требует от ЛПР построения целостной картины окружающего мира.
Таким образом, переходить с уровня на уровень ЛПР побуждают затруднения в принятии решения. Это могут быть его субъективные сомнения или объективная необходимость решать задачи и проблемы с учетом требований конкретного уровня. Чем сложнее объект управления, тем более высокий уровень принятия решения требуется. При этом каждому уровню должен соответствовать определенный механизм принятия решения, также необходимо использовать уровневые критерии выбора варианта действий.
- Міністерство освіти і науки україни
- Основи системного аналізу
- Лекция 1. Основные понятия системного анализа
- 1.2. Классификация систем
- 1.3. Сущность системного подхода
- Лекция 2. Задачи системного анализа.
- 2.1. Характеристика задач системного анализа
- Лекция 3 логика и методология системного анализа
- 1. Логические основы системного анализа
- 2. Методы и методология научного познания
- 3. Принципы системного анализа
- 4. Основные этапы и методология системного анализа
- Лекция 4 технология системного подхода к решению проблемы
- 4.1. Сущность системного подхода.
- 4.2. Процесс формулирования проблемной ситуации и проблемы
- 4.3. Уровни принятия решения по проблеме
- 4.4. Интуитивный и системный подход к принятию решения по проблеме
- 4.5. Функционирование системы принятия решения при системном походе
- Резюме (по модулю)
- Лекция 5. Теория систем и системный анализ
- 5.1 Сущность и принципы тсса.
- 5.2 Принцип системности. Три аспекта системности. Системы в окружающем мире. Принцип системности
- Системы в окружающем мире. Примеры.
- 5.3 Основные термины и понятия, используемые в тСиСа. Подходы к определению понятия системы. Элемент.
- Подсистема.
- Структура.
- Состояние.
- Поведение.
- Развитие.
- 5.4 Подходы к определению понятия системы.
- Лекция 6 Классификация систем. Подходы к классификации систем. Примеры классификации систем
- Классификация систем
- Классификация систем по с. Биру
- Лекция 7 Структура и функции системы. Базовые типы структуры систем. Структура и функции системы
- Базовые типы структуры систем.
- 7.1 Структура и связи в системе. Типы связей.
- Разновидности связей. Классификация связей. Понятие обратной связи
- Организация системы.
- Функционирование системы
- 7.2 Закономерности систем
- Лекция 8. Понятие сложности системы
- Многообразие
- Лекция 11.Компьютерное моделирование модели. Разновидности моделирования.
- Компьютерное математическое моделирование
- Этапы и цели компьютерного математического моделирования
- Часть 1. Моделирование и системный анализ
- Часть 2. Виды моделирования. Компьютерное моделирование
- Различные классификации математических моделей
- Лекция 16. Теория массового обслуживания