Часть 1. Моделирование и системный анализ
Исторически случилось так, что первые работы по компьютерному моделированию были связаны с физикой, где с помощью моделирования решался целый ряд задач гидравлики, фильтрации, теплопереноса и теплообмена, механики твердого тела и т. д. [1, 2, 4]. Моделирование в основном представляло собой решение сложных нелинейных задач математической физики с помощью итерационных схем (за исключением разве тех задач, где использовался метод Монте-Карло), и по существу было оно, конечно, моделированием математическим. Успехи математического моделирования в физике способствовали распространению его на задачи химии, электроэнергетики, биологии и некоторых других дисциплин, причем схемы моделирования не слишком отличались друг от друга. Сложность решаемых с помощью моделирования задач всегда ограничивалась лишь мощностью имеющихся ЭВМ.
Надо заметить, что подобный вид моделирования весьма широко распространен и в настоящее время. Более того, за время развития методов моделирования на ЭВМ при решении задач фундаментальных и смежных предметных областей накоплены целые библиотеки подпрограмм и функций, облегчающих применение и расширяющих возможности моделирования. И все же в настоящее время понятие «компьютерное моделирование» обычно связывают не с фундаментальными дисциплинами, а в первую очередь с системным анализом — направлением кибернетики, впервые заявившим о себе в начале 50-х годов при исследовании сложных систем в биологии, макроэкономике, при создании автоматизированных экономико-организационных систем управления [3].
Системный анализ стремительно сформировался сначала в весьма модное направление науки об управлении сложными системами, а затем по мере развития — в методологию, а точнее, в нечто безбрежное, таинственное, доступное только самым могучим умам. Они с гордостью называли себя системными аналитиками и, как и положено после канонизации, возвышались над тысячами инженеров и программистов, работая в таинственных Институтах Системного Анализа Сложных, Очень Сложных и Совсем Сложных Систем, публикуя работы с названиями типа «Теория декомпозиции сингулярных, квазилинейных, иерархических макросистем рефлексивного типа». Однако по истечении некоторого времени обнаружилась странная особенность подобных работ: они существовали сами по себе, а многочисленные практические работы по системному анализу и управлению реальными объектами выполнялись сами по себе, без какой-либо связи с этими теоретическими изысканиями. Более того, обнаружилась странная особенность системного анализа: в чистом виде весь предмет может быть сведен к нескольким, интуитивно довольно прозрачным «принципам системного анализа», выглядящим как библейские заповеди, — принцип иерархичности, принцип единства целей, принцип эмерджентности и др.
Общая теория систем, концепция которой впервые была сформулирована в 50-е годы Л. Берталанфи и которая, казалось бы, должна составлять теоретический фундамент системного анализа, сегодня так же далека от завершения, как и в 60-е годы, если не считать некоторых результатов, имеющих исключительно абстрактный, математический характер. Основные же методы и процедуры, используемые обычно при системном анализе, заимствованы из других дисциплин, в большой степени – из исследования операций, появившейся раньше, чем системный анализ. Заимствованы и другие методы, которые обычно связывают с системным анализом – теория игр, теория принятия решений, математическое программирование, теория динамических систем и др. Более того, при тщательном рассмотрении истории возникновения и перспектив развития системного анализа нельзя обнаружить даже тенденций зарождения в его недрах единого подхода к анализу сложных систем. Не говоря уже об оформлении его в строгую и законченную теорию, напоминающую по стройности хотя бы теорию систем массового обслуживания.
В чем же тут дело? Как было впервые замечено профессором Б.Г.Юдиным и впоследствии уточнено академиком Н. Н. Моисеевым, крупнейшим советским специалистом в области системного анализа, центральной процедурой в системном анализе является построение обобщенной модели, отображающей все факторы и взаимосвязи реальной ситуации, которые могут проявиться в процессе решения [3, 4, 5]. Иными словами, построение математических моделей является основой всего системного анализа, центральным этапом исследования или проектирования любой системы [5].
Конечно же, по сравнению с гордым и звучным термином «системный анализ», «моделирование» звучит куда более скромно, тем более что каждому понятно — любое моделирование сопряжено с приземленными вещами: сбором, сортировкой и обработкой данных. К тому же эти экспериментальные данные и факты подчас обладают целым рядом неприятных особенностей: то их слишком много, и не ясно, как их учесть или сократить; то их слишком мало, и не ясно, где взять недостающие. Наконец, факты/данные просто противоречат друг другу или того хуже — данным вашего коллеги или оппонента. А если добавить сюда проблемы воспроизводимости, проблемы пропущенных данных, проблемы размерностей, трудности с организацией поиска, накопления и систематизации, то станет очевидным: в таких условиях не до высоких сияющих вершин системного анализа и общих теорий сложных систем. И, тем не менее, именно моделирование является сутью системного анализа. Разберемся с этим более подробно.
- Міністерство освіти і науки україни
- Основи системного аналізу
- Лекция 1. Основные понятия системного анализа
- 1.2. Классификация систем
- 1.3. Сущность системного подхода
- Лекция 2. Задачи системного анализа.
- 2.1. Характеристика задач системного анализа
- Лекция 3 логика и методология системного анализа
- 1. Логические основы системного анализа
- 2. Методы и методология научного познания
- 3. Принципы системного анализа
- 4. Основные этапы и методология системного анализа
- Лекция 4 технология системного подхода к решению проблемы
- 4.1. Сущность системного подхода.
- 4.2. Процесс формулирования проблемной ситуации и проблемы
- 4.3. Уровни принятия решения по проблеме
- 4.4. Интуитивный и системный подход к принятию решения по проблеме
- 4.5. Функционирование системы принятия решения при системном походе
- Резюме (по модулю)
- Лекция 5. Теория систем и системный анализ
- 5.1 Сущность и принципы тсса.
- 5.2 Принцип системности. Три аспекта системности. Системы в окружающем мире. Принцип системности
- Системы в окружающем мире. Примеры.
- 5.3 Основные термины и понятия, используемые в тСиСа. Подходы к определению понятия системы. Элемент.
- Подсистема.
- Структура.
- Состояние.
- Поведение.
- Развитие.
- 5.4 Подходы к определению понятия системы.
- Лекция 6 Классификация систем. Подходы к классификации систем. Примеры классификации систем
- Классификация систем
- Классификация систем по с. Биру
- Лекция 7 Структура и функции системы. Базовые типы структуры систем. Структура и функции системы
- Базовые типы структуры систем.
- 7.1 Структура и связи в системе. Типы связей.
- Разновидности связей. Классификация связей. Понятие обратной связи
- Организация системы.
- Функционирование системы
- 7.2 Закономерности систем
- Лекция 8. Понятие сложности системы
- Многообразие
- Лекция 11.Компьютерное моделирование модели. Разновидности моделирования.
- Компьютерное математическое моделирование
- Этапы и цели компьютерного математического моделирования
- Часть 1. Моделирование и системный анализ
- Часть 2. Виды моделирования. Компьютерное моделирование
- Различные классификации математических моделей
- Лекция 16. Теория массового обслуживания