logo search
Заочники / СРС - Cистемний анализ

4.1. Сущность системного подхода.

Системный подход - исследование объектов как систем. Он ориентирует на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих его механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. В ходе качественного исследования мало зафиксировать наличие в объекте разнотипных связей, необходимо еще представить это многообразие в операциональном виде, т.е. изобразить различные связи как логически однородные, допускающие непосредственное сравнение и сопоставление. Если объект сложный, то он допускает не одно, а несколько расчленений. При этом критерием обоснованного выбора наиболее адекватного расчленения изучаемого объекта может служить то, насколько в результате удается построить операциональную «единицу» анализа, позволяющую фиксировать целостные свойства объекта, его структуру и динамику. (Слайд 2)

Цель системного подхода, - опираясь на изучение объективных закономерностей развития систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме.

Системный подход основан на общей теории систем (Людвиг фон Берталанфи) и кибернетике – теории управления (Норберт Винер, У. Росс Эшби, Стаффорд Бир). Он сформировался в 40-60-е годы ХХ в. Наиболее полное и захватывающее изложение системного подхода, его истории, принципов и существующих направлений представлено в замечательной книге американского физика Ф. Капра «Паутина жизни».

Итак, под системным подходом понимают направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. Соответственно, суть системного подхода при исследовании проблемы – представление этой проблемы как системы. Кроме этого системный подход представляет любую систему как подсистему, ибо над любой системой есть надсистема, которая находится на более высоком уровне иерархии систем.

Определим черты системного подхода. Системный подход – это:

Форма методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам.

Иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета:

изучение самого предмета - «собственный» уровень;

изучение этого же предмета как элемента более широкой системы - «вышестоящий» уровень;

изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами - «нижестоящий» уровень.

Исходя из этого, системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями.

С учётом сказанного определим понятие системного подхода: Системный подход - это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, и цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта.

В литературе можно встретить двоякое понимание системного подхода: с одной стороны, это рассмотрение, анализ существующих систем, с другой - создание, конструирование, синтез систем для достижения целей. Применительно к проблеме исследования чаще всего под системным подходом понимают комплексное изучение проблемы как единого целого с позиций системного анализа. Таким образом, системный подход шире системного анализа: системный подход - это направление, методология, которая немыслима без системного анализа.

Таким образом, во-первых, на практике системный подход реализуется чаще всего в виде системного анализа. Во-вторых, системный анализ используется как один из важнейших методов в системном подходе, как эффективное средство решения сложных, обычно недостаточно четко сформулированных проблем. В-третьих, системный анализ сводится к уточнению проблемы и ее структуризации в серию задач, решаемых с помощью различных методов, нахождению критериев их решения, детализации целей.