Тому, кто хочет научиться
Если Вы решили с помощью этого пособия познакомиться с технологией использования математического моделирования в среде Microsoft Excel, рекомендуется:
-
расположиться перед включенным компьютером с установленной полной версией Microsoft Excel;
-
выполнять лабораторные работы как можно более точно, поскольку тексты лабораторных работ представляют собой в некотором роде инструкции, соблюдение которых обеспечит Вам успешную и комфортную работу;
-
соблюдать следует следующие правила:
-
текст, который никак не выделен, следует только читать;
-
определения, отмеченные значком , необходимо запомнить;
-
обращать внимание на текст, помеченный значком ;
-
практические задания, отмеченные словом «Задание», следует обязательно и в полном объеме выполнять на компьютере;
-
контрольные задания следует также выполнять самостоятельно; если Вы справитесь с ними без помощи преподавателя, это означает, что Вы усвоили материал;
-
на контрольные вопросы нужно отвечать устно – они подготовят Вас к компьютерным тестовым вопросам;
-
для повторения пройденного материала следует использовать резюме;
-
делать краткий конспект - это поможет Вам ускорить усвоение материала;
-
отвечать на все вопросы, приведенные в конце каждой лабораторной работы;
-
приглашать преподавателя тогда, когда это предлагается сделать в тексте лабораторной работы;
-
если Вы занимаетесь без преподавателя, выполняйте полностью все задания лабораторных работ, отвечайте устно на вопросы.
В книге приняты следующие обозначения:
- этот символ используется для выделения определений;
- так помечаются важные замечания;
- резюме;
- при встрече с таким символом следует пригласить преподавателя (консультанта) и показать ему результаты выполнения заданий. Если Вы работаете самостоятельно, просто пропустите текст, помеченный этим символом;
ЛП– линейное программирование; ЦФ– целевая функция;
РЗ– распределительная задача; ТЗ– транспортная задача.
- Оглавление
- Преподавателю: как использовать это пособие
- Тому, кто хочет научиться
- Введение
- Сводная таблица условий задачи о дневном рационе
- Построение модели
- 1 Этап. Определение переменных, для которых будет составляться математическая модель.
- 2 Этап. Формирование целевой функции.
- 3 Этап. Формирование системы ограничений.
- Нахождение решения задачи о дневном рационе средствами Microsoft Excel
- Формулы, описывающие ограничения модели
- Решение задачи о выпуске продукции
- Постановка задачи
- Сводная таблица
- Построение модели
- 1 Этап. Определение переменных, для которых будет составляться математическая модель.
- 2 Этап. Формирование целевой функции.
- 3 Этап. Формирование системы ограничений.
- Нахождение решения задачи о выпуске продукции средствами Microsoft Excel
- Резюме:
- Контрольные задания
- Контрольное задание №1
- Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Вариант 9
- Вариант 10
- Вариант 11
- Вариант 12
- Вопросы для самоконтроля
- Лабораторная работа 2 Анализ чувствительности задач линейного программирования
- Теоретическая часть
- Анализ оптимального решения на чувствительность в Excel
- Исходные данные
- Резюме:
- Контрольные задания
- Вопросы для самоконтроля
- Лабораторная работа 3 Решение транспортной задачи
- Теоретическая часть
- Общий вид транспортной матрицы
- Решение транспортных задач
- Решение сбалансированной транспортной задачи
- Исходные данные транспортной задачи (транспортная матрица)
- Построение модели
- Нахождение решения транспортной задачи в Microsoft Excel
- Формулы экранной формы задачи
- Решение несбалансированной транспортной задачи
- Транспортные расходы по доставке муки (руб./т)
- Построение модели
- 1 Шаг. Определение переменных
- 2 Шаг. Проверка сбалансированности задачи
- 3 Шаг. Построение сбалансированной транспортной матрицы
- Транспортная матрица задачи
- 4 Шаг. Задание целевой функции
- 5 Шаг. Задание ограничений
- Нахождение решения транспортной задачи в Microsoft Excel
- Формулы экранной формы задачи
- Резюме:
- Контрольное задание
- Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Вариант 9
- Вариант 10
- Вариант 11
- Вариант 12
- Вопросы для самоконтроля
- Лабораторная работа 4 Решение задачи о назначениях
- Теоретическая часть
- Общий вид транспортной матрицы задачи о назначениях
- Решение задачи о назначениях
- Постановка задачи о назначениях
- Компетентность новых сотрудников
- Компетентность прежних сотрудников
- Рекомендации к решению задачи о назначениях
- Построение модели для задачи
- Транспортная матрица задачи о назначениях
- 1 Шаг. Определение переменных
- 2 Шаг. Проверка сбалансированности задачи
- 3 Шаг. Построение сбалансированной транспортной матрицы
- Сбалансированная транспортная матрица задачи о назначениях
- 4 Шаг. Задание целевой функции
- 5 Шаг. Задание ограничений
- Нахождение решение задачи о назначениях средствами Excel
- Контрольное задание
- Номера сотрудников и мест их работы для конкретного варианта
- Компетентность новых сотрудников
- Компетентность прежних сотрудников
- Вопросы для самоконтроля
- Лабораторная работа 5 Организация оптимальной системы снабжения
- Постановка задачи
- Рекомендации к решению задачи
- Построение модели и решение задачи
- Параметры перевозок из оптовых баз к потребителям
- Параметры перевозок от изготовителей к оптовым базам
- Параметры перевозок от изготовителей к потребителям
- Транспортная матрица для способа №1
- Сбалансированная транспортная матрица для способа №1
- Контрольное задание
- Параметры перевозок из оптовых баз к потребителям
- Параметры перевозок от изготовителей к оптовым базам
- Параметры перевозок от изготовителей к потребителям
- Вопросы для самоконтроля
- Литература