12.1. Хроматическое число
Способ явного выражения хроматического числа через другие инварианты графа неизвестен. Известны только некоторые оценки, часть из которых приведена в данном разделе.
Раскраской графа называется такое приписывание цветов (натуральных чисел) его вершинам, что никакие две смежные вершины не получают одинаковый цвет. Наименьшее возможное число цветов в раскраске называется хроматическим числом и обозначается \(G). Очевидно, что существует та-раскраска графа G для любого m в диапазоне \(G) < т ^ р. Множество вершин, покрашенных в один цвет, называется одноцветным классом. Одноцветные классы образуют независимые множества вершин, то есть никакие две вершины в одноцветном классе не смежны.
Пример
Х(КР} = 1, х(Кр)=р, х(Кт,п)=2, = 3, Х(Т) = 2, где Т — свободное дерево.
ТЕОРЕМА X(G) ^ 1 + Д(С).
один цвет в A(G) + 1 раскраске графа G - v свободен для и. Покрасив v в этот цвет, имеем A(G) + 1 раскраску G. n
ТЕОРЕМА
x(G) <р- Po(G] + 1.
доказательство
1. Пусть x(G) = п и V = Vi U • • • UVn, где Vi — одноцветные классы. независимое множество вершин, значит, |Vj| < /?o(G). Имеем:
2. Пусть 5 С V — наибольшее независимое множество, |5| = /3Q(G). Тогда x(G-S) ^ |V — 5| = р - /?o(G). Из n-раскраски G - 5 можно получить (п + 1)-раскраску G, так как все вершины из 5 можно покрасить в один новый цвет. Следовательно,
ТЕОРЕМА Пусть x-=x(G),X- = x(G). Тогда
- Иркутский государственный технический университет
- 1. Определения графов
- 7.4.5. Массив дуг
- 8.4.2. Трансверсаль
- 8.5.4. Алгоритм нахождения максимального потока
- 8.6.3. Выделение компонент сильной связности
- 8.7.1. Длина дуг
- 8.7.2. Алгоритм Флойда
- 8.7.3. Алгоритм Дейкстры
- Глава 9 Деревья
- 9.1. Свободные деревья
- 9.1.1. Определения
- 9.1 .2. Основные свойства деревьев
- 9.2. Ориентированные, упорядоченные и бинарные деревья
- 9.2.1. Ориентированные деревья
- 9.2.2. Эквивалентное определение ордерева
- 9.2.3. Упорядоченные деревья
- 9.2.4. Бинарные деревья
- 9.3. Представление деревьев в эвм
- 9.3.1. Представление свободных, ориентированных и упорядоченных деревьев
- 9.3.2. Представление бинарных деревьев
- 9.3.3. Обходы бинарных деревьев
- 9.3.4. Алгоритм симметричного обхода бинарного дерева
- 9.4. Деревья сортировки
- 9.4.1. Ассоциативная память
- 9.4.2. Способы реализации ассоциативной памяти
- 9.4.3. Алгоритм бинарного (двоичного) поиска
- 9.4.4. Алгоритм поиска в дереве сортировки
- 9.4.5. Алгоритм вставки в дерево сортировки
- 9.4.6. Алгоритм удаления из дерева сортировки
- 9.4.7. Вспомогательные алгоритмы для дерева сортировки
- 9.4.8. Сравнение представлений ассоциативной памяти
- 9.4.9. Выровненные деревья
- 9.4.10. Сбалансированные деревья
- 9.5. Кратчайший остов
- 9.5.1. Определения
- 9.5.2. Схема алгоритма построения кратчайшего остова
- 9.5.3. Алгоритм Краскала
- Глава 10 Циклы
- 10.1. Фундаментальные циклы и разрезы
- 10.1.1. Циклы и коциклы
- 10.1.2. Независимые множества циклов и коциклов
- 10.1.3. Циклический и коциклический ранг
- 10.2. Эйлеровы циклы
- 10.2.1. Эйлеровы графы
- 10.2.2. Алгоритм построения эйлерова цикла в эйлеровом графе
- 10.2.3. Оценка числа эйлеровых графов
- 10.3. Гамильтоновы циклы
- 10.3.1. Гамильтоновы графы
- 10.3.2. Задача коммивояжера
- Глава 11 Независимость и покрытия
- 11.1. Независимые и покрывающие множества
- 11.1.1. Покрывающие множества вершин и ребер
- 11.1.2. Независимые множества вершин и ребер
- 11.1.3. Связь чисел независимости и покрытий
- 11.2. Построение независимых множеств вершин
- 11.2.1. Постановка задачи отыскания наибольшего независимого множества вершин
- 11.2.2. Поиск с возвратами
- 11.2.3. Улучшенный перебор
- 11.2.4. Алгоритм построения максимальных независимых множеств вершин
- 11.3. Доминирующие множества
- 11.3.1. Определения
- 11.3.2. Доминирование и независимость
- 11.3.3. Задача о наименьшем покрытии
- 11.3.4. Эквивалентные формулировки знп
- 11.3.5. Связь знп с другими задачами
- Глава 12 Раскраска графов
- 12.1. Хроматическое число
- Ух, . . . ,Vn одноцветные классы,доказательство
- 12.2. Планарность
- 12.2.2. Эйлерова характеристика
- 12.2.3. Теорема о пяти красках
- 12.3. Алгоритмы раскрашивания
- 12.3.1. Точный алгоритм раскрашивания
- 12.3.2. Приближенный алгоритм последовательного раскрашивания
- 12.3.3. Улучшенный алгоритм последовательного раскрашивания