Вывод на экран вещественных чисел
Нет ничего удивительного в том, что вещественные числа можно выводить на экран оператором writeln. Наберите и запустите следующую простую программку, которая выводит на экран вещественное число.
program Real_Writing_Demo;
var d : real;
begin
d := 575.22;
writeln (d);
end.
И вот тут начнутся неожиданности. Вместо ожидаемого «575.22» на экране появится «абракадабра»:
5.75219999999739E+0002
Однако, если внимательней присмотреться, то можно заметить, что это и в самом деле наше число, но «округленное» и записанное в стандартном виде. «Округление» происходит из-за особенности представления числа в памяти, более подробно об этом будет рассказано в следующем пункте.
Для того чтобы компьютер печатал число в более привычном для нас виде, надо сообщить ему об этом следующим образом:
writeln (d : <всего символов> : <дробная часть>);
Параметр <всего символов> показывает, сколько надо выделить символов (знакомест, позиций) экрана для вывода числа, а параметр <дробная часть> – сколько знаков после десятичной точки необходимо отобразить. Этот способ вывода называет форматированным выводом.
Если в предыдущем примере оператор вывода сделать форматированным:
writeln (d : 6 : 2);
то компьютер напечатает долгожданное
575.22
Можно ещё поэкспериментировать с этими параметрами вывода на экран вещественного числа. Только надо знать, что если вы зададите слишком маленькое значение параметра <всего символов> и число не влезет в ваше прокрустово ложе, то оно займёт больше места на экране. Если же вы выделите для числа места больше, чем ему необходимо, то слева к этому числу будет добавлены пробелы: столько, сколько не хватает длине числа до выделенного вами места. Параметр <дробная часть> можно менять как угодно, компьютер в каждом случае будет соответствующим образом округлять число. Если этот параметр будет слишком большим, то к дробной части числа компьютер добавит необходимое количество нулей. Можно также задать значение 0 – на экране напечатается только целая часть числа.
Вот несколько примеров, иллюстрирующих всё сказанное (для наглядности символ пробела здесь обозначается квадратиком □):
Таблица 6. Форматированный вывод
Оператор | Результат выполнения |
Write(48024.32:10:3); | □48024.320 |
Write(405.39:10:3); | □□□□□405.4 |
Write(1024.0:10:7); | 1024.0000000 |
Write(-869.91:5:0); | □-870 |
Write(0:10:1); | □□□□□□□0.0 |
Write(67222.4445:10:3); | □67222.445 |
Примечание. Форматированный вывод можно употреблять и для целых чисел. Но для них задаётся только один параметр – <всего символов>.
- Лекции по Turbo Pascal 7.0
- 1 Курс, «Информатика»
- Интегрированная среда Turbo Pascal 7.0
- Первый шаг
- Создание нового файла
- Набор и редактирование текста программы
- Клавиши перемещения курсора
- Клавиши для редактирования текста:
- Сохранение и открытие программ
- Запуск программы
- Завершение работы
- А теперь, когда вы уже знаете, как набирать и запускать программы на компьютере, начнём изучать язык паскаль.
- Первая программа
- Краткая история
- Что такое программа?
- Зарезервированные слова
- Переменные
- Константы
- Стандартные математические операции
- В информатике, как и в математике, на ноль делить нельзя!
- Оператор присваивания
- Пример программы
- Операторы ввода и вывода.
- Оператор ввода Readln
- Оператор вывода Write
- Самостоятельные задания
- Работа с цифрами
- Выделение цифр числа
- Конструирование числа по его цифрам
- Обобщение
- Самостоятельные задания
- Условный оператор
- Что такое условие?
- Укороченный вариант условного оператора
- Составной оператор
- Составные условия
- “Защита от дурака”
- Вложенные условные операторы
- Оператор выбора Case
- Самостоятельные задания
- Стандартные типы переменных
- Общий обзор стандартных типов.
- Целые типы
- Вещественные типы
- Способ записи вещественных чисел
- Вывод на экран вещественных чисел
- Точность и диапазон вещественных чисел различных типов
- Вещественные функции
- Линейная запись математических выражений
- Логический тип
- Символьные типы
- Стандартные функции для работы со строками
- Стандартные функции для типа char
- Подпрограммы
- Зачем нужны подпрограммы?
- Процедуры
- Аргументы процедуры
- Результаты процедуры
- Функции
- Самостоятельные задания
- Цикл For
- Руками не трогать!
- Нахождение суммы
- Нахождение произведения
- Нахождение количества
- Цикл While ... Do
- Цикл Repeat ... Until
- 2.7. Самостоятельные задания
- Цикл в цикле
- Натуральные числа
- Делители чисел
- Самостоятельные задания.
- Простые числа
- Самостоятельные задания.
- Наибольший общий делитель двух чисел.
- Самостоятельные задания.
- Наименьшее общее кратное двух чисел
- Самостоятельные задания.
- Массивы
- Определение и примеры
- Операции с элементами массива
- Анализ информации в массиве
- Рекуррентные соотношения
- Самостоятельное задание
- Последовательность Фибоначчи
- Другие рекуррентные последовательности
- Оптимизация программ
- Задача про интеллигентного студента.
- Самостоятельные задания
- Оформление программ
- Понятие модуля
- Управление цветом
- Управление звуком
- Опрос клавиатуры
- Управление курсором.
- Дополнительные задачи и вопросы
- Теоретические вопросы
- Практические задачи
- Условия
- Ряды и рекуррентные последовательности
- Просмотр всех команд меню
- Команды меню File
- Команды меню Edit
- Команды меню Search
- Команды меню Run
- Команды меню Compile
- Команды меню Debug
- Команды меню Options
- Команды меню Window
- Команды меню Help
- Синтаксические ошибки
- Ошибки выполнения
- Логические ошибки
- Средства отладки
- Пошаговый режим работы программы
- Просмотр/изменение переменных
- Окно Watch
- 1. Теоретическая часть
- 1.1. Понятие алгоритма и его свойства.
- 1.2. Культура программирования
- 1.3. Устройство компьютера и его компоненты.
- 1.4. Информация
- 1.5. Логика
- 1.6. Системы счисления
- 1.7. Арифметические действия с двоичными числами
- 1.8. Информационные взаимодействия – коммуникации
- 1.9. Информационная революция
- 1.10. Компьютеры и информационное общество.
- 1.11. Польза и опасности компьютеризации.
- 1.12. Киберфобия.
- 1.13. Компьютеры и будущее
- 1.14. Понятие информационного моделирования.
- 2. Толковый словарик