Что такое программа?
С помощью любого языка программирования создаются программы. Программа – это последовательность действий, которые должен выполнить компьютер в строго указанной очерёдности.
Любая программа на языке Паскаль состоит из трёх частей: заголовка, секции описания и операторной части.
Ознакомимся с форматом записи программы:
Program <Имя программы>; | Заголовок программы | |
| Секция описаний: | |
uses ... ; | подключение модулей2 | |
const ... ; | описание констант | |
type ... ; | описание типов | |
var ... ; | описание переменных | |
procedure ... ; | описание процедур | |
function ... ; | описание функций | |
Begin | Операторная часть | |
<оператор1> ; | тело программы | |
<оператор2> ; |
| |
... |
| |
<операторN> |
| |
End. |
|
Любая часть программы, кроме операторной части, может отсутствовать.
Операторная часть состоит из операторов – команд, которые выполняет компьютер. Операторы отделяются друг от друга точкой с запятой.
-
Имена
Текст программы записывается при помощи арабских цифр, 26 латинских букв и специальных символов (например: +, –, *, /, ^, (, ), #, &).
В программе для обозначения переменных, названия программы, названия процедур, функций и других объектов существуют имена. Имя может состоять из любой последовательности букв и цифр, которая начинается с буквы. Большие и маленькие буквы Паскалем не различаются, поэтому все следующие имена идентичны: kolobok, Kolobok, kOlObOk, KoloboK. Этим фактом не надо злоупотреблять, лучше стараться писать имена наглядно и читабельно. В имени также можно использовать знак подчёркивания «_» для разделения слов в одном имени, например: it_is_example (кстати, имя может начинаться с этого знака: _max_). Имя может быть любой длины, но Turbo Pascal считает значимыми только первые 63 символа. В качестве имени нельзя использовать зарезервированные слова (см. дальше).
В таблице приведены примеры правильно и неправильно записанных имён.
Таблица 1. Примеры имён
Пример правильных имен: | Неправильные имена и пояснения | |
A1 | a24mt_9 | 1a Начинается с цифры. |
Jevgesha | end_end | Begin Это зарезервированное слово. |
End_of_work | _zx_ | сумма Использованы русские буквы. |
integer | write | Dima&Masha Символ & не цифра и не буква. |
- Лекции по Turbo Pascal 7.0
- 1 Курс, «Информатика»
- Интегрированная среда Turbo Pascal 7.0
- Первый шаг
- Создание нового файла
- Набор и редактирование текста программы
- Клавиши перемещения курсора
- Клавиши для редактирования текста:
- Сохранение и открытие программ
- Запуск программы
- Завершение работы
- А теперь, когда вы уже знаете, как набирать и запускать программы на компьютере, начнём изучать язык паскаль.
- Первая программа
- Краткая история
- Что такое программа?
- Зарезервированные слова
- Переменные
- Константы
- Стандартные математические операции
- В информатике, как и в математике, на ноль делить нельзя!
- Оператор присваивания
- Пример программы
- Операторы ввода и вывода.
- Оператор ввода Readln
- Оператор вывода Write
- Самостоятельные задания
- Работа с цифрами
- Выделение цифр числа
- Конструирование числа по его цифрам
- Обобщение
- Самостоятельные задания
- Условный оператор
- Что такое условие?
- Укороченный вариант условного оператора
- Составной оператор
- Составные условия
- “Защита от дурака”
- Вложенные условные операторы
- Оператор выбора Case
- Самостоятельные задания
- Стандартные типы переменных
- Общий обзор стандартных типов.
- Целые типы
- Вещественные типы
- Способ записи вещественных чисел
- Вывод на экран вещественных чисел
- Точность и диапазон вещественных чисел различных типов
- Вещественные функции
- Линейная запись математических выражений
- Логический тип
- Символьные типы
- Стандартные функции для работы со строками
- Стандартные функции для типа char
- Подпрограммы
- Зачем нужны подпрограммы?
- Процедуры
- Аргументы процедуры
- Результаты процедуры
- Функции
- Самостоятельные задания
- Цикл For
- Руками не трогать!
- Нахождение суммы
- Нахождение произведения
- Нахождение количества
- Цикл While ... Do
- Цикл Repeat ... Until
- 2.7. Самостоятельные задания
- Цикл в цикле
- Натуральные числа
- Делители чисел
- Самостоятельные задания.
- Простые числа
- Самостоятельные задания.
- Наибольший общий делитель двух чисел.
- Самостоятельные задания.
- Наименьшее общее кратное двух чисел
- Самостоятельные задания.
- Массивы
- Определение и примеры
- Операции с элементами массива
- Анализ информации в массиве
- Рекуррентные соотношения
- Самостоятельное задание
- Последовательность Фибоначчи
- Другие рекуррентные последовательности
- Оптимизация программ
- Задача про интеллигентного студента.
- Самостоятельные задания
- Оформление программ
- Понятие модуля
- Управление цветом
- Управление звуком
- Опрос клавиатуры
- Управление курсором.
- Дополнительные задачи и вопросы
- Теоретические вопросы
- Практические задачи
- Условия
- Ряды и рекуррентные последовательности
- Просмотр всех команд меню
- Команды меню File
- Команды меню Edit
- Команды меню Search
- Команды меню Run
- Команды меню Compile
- Команды меню Debug
- Команды меню Options
- Команды меню Window
- Команды меню Help
- Синтаксические ошибки
- Ошибки выполнения
- Логические ошибки
- Средства отладки
- Пошаговый режим работы программы
- Просмотр/изменение переменных
- Окно Watch
- 1. Теоретическая часть
- 1.1. Понятие алгоритма и его свойства.
- 1.2. Культура программирования
- 1.3. Устройство компьютера и его компоненты.
- 1.4. Информация
- 1.5. Логика
- 1.6. Системы счисления
- 1.7. Арифметические действия с двоичными числами
- 1.8. Информационные взаимодействия – коммуникации
- 1.9. Информационная революция
- 1.10. Компьютеры и информационное общество.
- 1.11. Польза и опасности компьютеризации.
- 1.12. Киберфобия.
- 1.13. Компьютеры и будущее
- 1.14. Понятие информационного моделирования.
- 2. Толковый словарик