Способ записи вещественных чисел
Запись вещественных чисел отличается от записи целых. Вещественное число, как известно, состоит из целой и дробной части. Они разделяются не запятой, как в математике, а точкой. Причём десятичная точка должна быть использована в любой вещественной константе, даже если задаётся целое число (так как иначе компьютер не сможет отличить константу целого типа от константы вещественного типа).
Например: 2.2 2.0 0.35 12.84 0.3333
Ещё раз обратите внимание, что запись 2.0 обозначает вещественную константу, а просто 2 – целую.
Вещественные числа можно ещё записывать в стандартном виде с использованием степени числа 10. Эта форма удобна для записи очень больших и очень маленьких чисел. Числа в стандартном виде записываются в таком формате:
<мантисса> ∙ 10<порядок> — в математике
<мантисса>e<порядок> — в информатике
Число состоит из двух частей: мантиссы и порядка. Например:
5,32 ∙ 106 = 5,3 ∙ 1000000 = 5 320 000,0
Здесь 5,32 – мантисса, а 6 – порядок числа.
В Паскале сначала записывается мантисса, потом ставится английская буква e, после которой указывается порядок числа, то есть на какую степень числа 10 надо умножить мантиссу, чтобы получить значение записываемого числа:
5.32e6 – эта запись обозначает число, равное 5,32 ∙ 106
2.12e-5 – эта запись обозначает число, равное 2,12∙10 –5 = = 2,12 ∙ 0,00001 = 0,0000212
Мантисса числа всегда больше либо равна 1, но меньше 10 (за исключением представления числа 0,0 = 0.0e0).
Разберите ещё несколько примеров перевода чисел из обычной формы записи в стандартную. Обратите внимание на запись отрицательных чисел.
45.2 = 4.52e1 | 1235.0 = 1.235e3 |
100.0 = 1.0e2 | 5.0 = 5.0e0 |
0.03 = 3.0e-2 | 0.0012 = 1.2e-3 |
0.0 = 0.0e0 | 25000.0= 2.5e4 |
-28.17 =-2.817e1 | -1.0 =-1.0e0 |
Закройте один из столбиков и поупражняйтесь в переводе чисел из стандартной записи в обычную и наоборот, контроллируя свои результаты.
Запишите следующие числа в стандартном виде:
457.1 , 5.4201 , 45214.0 , 0.00453 , -42000.0 , 0.00005 .
Решите следующие примеры. Для этого переведите числа в обычную форму, сложите их и запишите результат в стандартном виде. В конце пункта 6.3 найдёте ответ.
-
2.2e1 + 3.08e2 = ?
-
5.53e15 + 2.34e14 = ?
-
2.11e-10 + 1.01e-12 = ?
-
1.52e10 + 2.42e-8 = ?
-
Содержание
- Лекции по Turbo Pascal 7.0
- 1 Курс, «Информатика»
- Интегрированная среда Turbo Pascal 7.0
- Первый шаг
- Создание нового файла
- Набор и редактирование текста программы
- Клавиши перемещения курсора
- Клавиши для редактирования текста:
- Сохранение и открытие программ
- Запуск программы
- Завершение работы
- А теперь, когда вы уже знаете, как набирать и запускать программы на компьютере, начнём изучать язык паскаль.
- Первая программа
- Краткая история
- Что такое программа?
- Зарезервированные слова
- Переменные
- Константы
- Стандартные математические операции
- В информатике, как и в математике, на ноль делить нельзя!
- Оператор присваивания
- Пример программы
- Операторы ввода и вывода.
- Оператор ввода Readln
- Оператор вывода Write
- Самостоятельные задания
- Работа с цифрами
- Выделение цифр числа
- Конструирование числа по его цифрам
- Обобщение
- Самостоятельные задания
- Условный оператор
- Что такое условие?
- Укороченный вариант условного оператора
- Составной оператор
- Составные условия
- “Защита от дурака”
- Вложенные условные операторы
- Оператор выбора Case
- Самостоятельные задания
- Стандартные типы переменных
- Общий обзор стандартных типов.
- Целые типы
- Вещественные типы
- Способ записи вещественных чисел
- Вывод на экран вещественных чисел
- Точность и диапазон вещественных чисел различных типов
- Вещественные функции
- Линейная запись математических выражений
- Логический тип
- Символьные типы
- Стандартные функции для работы со строками
- Стандартные функции для типа char
- Подпрограммы
- Зачем нужны подпрограммы?
- Процедуры
- Аргументы процедуры
- Результаты процедуры
- Функции
- Самостоятельные задания
- Цикл For
- Руками не трогать!
- Нахождение суммы
- Нахождение произведения
- Нахождение количества
- Цикл While ... Do
- Цикл Repeat ... Until
- 2.7. Самостоятельные задания
- Цикл в цикле
- Натуральные числа
- Делители чисел
- Самостоятельные задания.
- Простые числа
- Самостоятельные задания.
- Наибольший общий делитель двух чисел.
- Самостоятельные задания.
- Наименьшее общее кратное двух чисел
- Самостоятельные задания.
- Массивы
- Определение и примеры
- Операции с элементами массива
- Анализ информации в массиве
- Рекуррентные соотношения
- Самостоятельное задание
- Последовательность Фибоначчи
- Другие рекуррентные последовательности
- Оптимизация программ
- Задача про интеллигентного студента.
- Самостоятельные задания
- Оформление программ
- Понятие модуля
- Управление цветом
- Управление звуком
- Опрос клавиатуры
- Управление курсором.
- Дополнительные задачи и вопросы
- Теоретические вопросы
- Практические задачи
- Условия
- Ряды и рекуррентные последовательности
- Просмотр всех команд меню
- Команды меню File
- Команды меню Edit
- Команды меню Search
- Команды меню Run
- Команды меню Compile
- Команды меню Debug
- Команды меню Options
- Команды меню Window
- Команды меню Help
- Синтаксические ошибки
- Ошибки выполнения
- Логические ошибки
- Средства отладки
- Пошаговый режим работы программы
- Просмотр/изменение переменных
- Окно Watch
- 1. Теоретическая часть
- 1.1. Понятие алгоритма и его свойства.
- 1.2. Культура программирования
- 1.3. Устройство компьютера и его компоненты.
- 1.4. Информация
- 1.5. Логика
- 1.6. Системы счисления
- 1.7. Арифметические действия с двоичными числами
- 1.8. Информационные взаимодействия – коммуникации
- 1.9. Информационная революция
- 1.10. Компьютеры и информационное общество.
- 1.11. Польза и опасности компьютеризации.
- 1.12. Киберфобия.
- 1.13. Компьютеры и будущее
- 1.14. Понятие информационного моделирования.
- 2. Толковый словарик