logo
Решение задач оптимизации в MS Ecxel

Глава 2. Транспортная задача

Под термином "транспортные задачи" понимается широкий круг задач не только транспортного характера. Общим для них является, как правило, распределение ресурсов, находящихся у m производителей (поставщиков), по n потребителям этих ресурсов.

На автомобильном транспорте наиболее часто встречаются следующие задачи, относящиеся к транспортным:

Цели

В данном разделе рассматривается задача транспортировки продукта, который в определенных количествах предлагается различными производителями. Известны потребности нескольких потребителей в этом продукте. Требуется определить, от каких производителей и в каких объемах должны получать продукт потребители. Поставки должны осуществляться таким образом, чтобы совокупные издержки на транспортировку продукта были минимальными.

После ознакомления с данным разделом студент должен уметь составлять и использовать для экономического анализа:

Модели

Рассмотрим экономико-математическую модель прикрепления пунктов отправления к пунктам назначения.

Имеются m пунктов отправления груза А1, А2, ..., Аm и объемы отправления по каждому пункту a1, a2, ..., am.

Известна потребность в грузах b1, b2,...,bn по каждому из n пунктов назначения B1, B2,..., Bn.

Задана также матрица стоимостей сij, (i=1,...,m, j=1,...,n) доставки груза из пункта i в пункт j.

Необходимо рассчитать оптимальный план перевозок, то есть определить, сколько груза xij должно быть отправлено из каждого пункта отправления (от поставщика) в каждый пункт назначения (до потребителя) с минимальными суммарными транспортными издержками.

В общем виде исходные данные представлены в табл. 1.

Таблица 1

Исходные данные

Потреби-тели

Постав-

щики

B1

B2

Bn

Запасы

(объемы

отправления)

A1

С11

X11

С12

X12

С1n

X1n

a1

A2

С21

X21

С22

X22

С2n

X2n

a2

Am

Сm1

Xm1

Сm2

Xm2

Сmn

Xmn

am

Потребность

b1

b2

bn

Транспортная задача называется закрытой, если суммарный объем отправляемых грузов равен суммарному объему потребности в этих грузах по пунктам назначения

Если такого равенства нет (потребности выше запасов или наоборот), задачу называют открытой.

Для написания математической модели закрытой транспортной задачи необходимо все условия (ограничения) и целевую функцию представить в виде математических соотношений. Все грузы из i-х пунктов (поставщики) должны быть отправлены, т. е.:

, где i=1,…,m

Все j-е пункты (потребители) должны быть обеспечены грузами в плановом объеме:

, где j=1,…,n

Из экономических соображений должно выполняться также условие неотрицательности переменных:

i=1,…,m; j=1,…,n

Перевозки необходимо осуществить с минимальными транспортными издержками. Следовательно, целевая функция примет вид:

Таким образом, математическая формализация простейшей транспортной задачи закрытого типа имеет следующий вид:

где i=1,2,…,m; j=1,2,…,n

В этой модели вместо матрицы стоимостей перевозок могут задаваться матрицы расстояний. В таком случае в качестве целевой функции рассматривается минимум суммарной транспортной работы. Как видно из выражения (11), уравнение баланса является обязательным условием решения закрытой транспортной задачи, поэтому, когда в исходных условиях дана открытая задача, то ее необходимо привести к закрытой форме. В случае если

Варианты, связывающие фиктивные пункты с реальными, имеют нулевые оценки. После введения фиктивных пунктов задача решается как закрытая.

  1. Общая модель транспортной задачи:

(11)

, где i=1,2,…,m (12)

, где j=1,2,…,n (13)

где i=1,2,…,m; j=1,2,…,n (14)

Здесь (11) – целевая функция (минимум затрат на транспортировку продукта);

(12) – ограничения по величине предложения в каждом пункте производства;

(13) – ограничения по величине спроса в каждом пункте потребления;

(14) – условия неотрицательности объемов перевозок.

  1. Замкнутая транспортная задача. Общее предложение равно общему спросу:

Это необходимое и достаточное условие существования допустимого плана значения.

  1. Открытая транспортная задача.

    1. излишек продукта.

Способ сведения к замкнутой задаче. Пусть bn+1 – величина избытка продукции, то есть ; ci,n+1 – штраф за единицу продукта, не реализованного в пункте i; yi – количество продукта, не реализованного в пункте i.

Замкнутая транспортная задача имеет вид:

, где i=1,2,…,m

, где j=1,2,…,n

i=1,2,…,m; j=1,2,…,n

    1. дефицит продукта.

Способ сведения к замкнутой задаче. Пусть am+1 – величина дефицита продукции, то есть ; cm+1,j – штраф за единицу продукта, недопоставленного в пункт j; yj – количество продукта, не реализованного в пункте j.

Замкнутая транспортная задача имеет вид:

, где i=1,…,m

, где j=1,…,n

i=1,…,m; j=1,…,n

  1. Транспортная задача с запретами. Пусть E – Множество пар индексов (i,j), таких, что из пункта i в пункт j допускается транспортировка продукта. Между любыми другими двумя пунктами транспортировка не допускается

Пусть М – большое число, например

М=max(cij ) max , i=1,…,m; j=1,…,n.

Т

, если (i,j)Е,

, если (i,j)E.

огда

В оптимальном плане транспортной задачи при ограничениях (12)–(1

4) xij=0, если (i,j)E.

  1. Транспортная задача с фиксированными перевозками. Если объем перевозок между пунктами i и j задан, то в задаче (11)–(14) вводится дополнительное ограничение: xij=vij, где vij – заданный объем перевозок.

  1. Транспортная задача с ограничениями на пропускную способность. Если объем перевозок из пункта i в пункт j ограничен величиной wij, то в задаче (11)–(14) вводится дополнительное ограничение: xij  wij.

  1. Транспортная задача с фиксированными доплатами. Предположим, что в открытой транспортной задаче имеет место дефицит продукта и для его устранения в пунктах i=m+1, ..., k возможно создание новых мощностей di.

Пусть переменные zi=1, если в пункте (i=m+1, ..., k) вводятся мощности di, и zi=0, если в пункте i мощности не вводятся. Издержки на ввод мощностей di в пункте (i=m+1, ..., k) составляют ui.

С учетом возможности создания новых мощностей транспортная задача может быть записана в следующем виде:

(15)

, где i=1,…,m (16)

, где i=m+1, ..., k (17)

, где j=1,…,n (18)

где i=1,…,k; j=1,…,n (19)

Здесь (15) – целевая функция (минимум затрат на транспортировку и ввод мощностей);

(16) – ограничения по величине предложения в каждом существующем пункте производства;

(17) – ограничения по величине предложения в каждом новом пункте производства;

(18) – ограничения по величине спроса в каждом пункте потребления;

(19) – условия неотрицательности объемов перевозок.

Помимо непрерывных переменных xij  в модель включены булевы переменные zi. Задача (15)–(19) является задачей линейного программирования со «смешанными» переменными.

Транспортным задачам присущи следующие особенности:

Все приведенные модели описывают транспортную задачу в виде задачи линейного программирования. В такой форме она может быть решена стандартными средствами линейного программирования, например симплекс-методом.

Для решения транспортной задачи могут быть использованы также и менее трудоемкие (по объему вычислений) алгоритмы, например метод потенциалов

На практике подобные задачи решаются, конечно же, при помощи различного программного обеспечения, что позволяет значительно упростить работу и сэкономить время.

Рассмотрим, как это можно сделать в среде электронных таблиц Microsoft Excel на примере следующей задачи