Глава 2. Транспортная задача
Под термином "транспортные задачи" понимается широкий круг задач не только транспортного характера. Общим для них является, как правило, распределение ресурсов, находящихся у m производителей (поставщиков), по n потребителям этих ресурсов.
На автомобильном транспорте наиболее часто встречаются следующие задачи, относящиеся к транспортным:
-
прикрепление потребителей ресурса к производителям;
-
привязка пунктов отправления к пунктам назначения;
-
взаимная привязка грузопотоков прямого и обратного направлений;
-
отдельные задачи оптимальной загрузки промышленного оборудования;
-
оптимальное распределение объемов выпуска промышленной продукции между заводами-изготовителями и др.
Цели
В данном разделе рассматривается задача транспортировки продукта, который в определенных количествах предлагается различными производителями. Известны потребности нескольких потребителей в этом продукте. Требуется определить, от каких производителей и в каких объемах должны получать продукт потребители. Поставки должны осуществляться таким образом, чтобы совокупные издержки на транспортировку продукта были минимальными.
После ознакомления с данным разделом студент должен уметь составлять и использовать для экономического анализа:
-
замкнутую и открытую транспортные задачи;
-
транспортную задачу с запретами;
-
транспортную задачу с фиксированными перевозками;
-
транспортную задачу с ограничениями на пропускную способность;
-
транспортную задачу с фиксированными доплатами;
Модели
Рассмотрим экономико-математическую модель прикрепления пунктов отправления к пунктам назначения.
Имеются m пунктов отправления груза А1, А2, ..., Аm и объемы отправления по каждому пункту a1, a2, ..., am.
Известна потребность в грузах b1, b2,...,bn по каждому из n пунктов назначения B1, B2,..., Bn.
Задана также матрица стоимостей сij, (i=1,...,m, j=1,...,n) доставки груза из пункта i в пункт j.
Необходимо рассчитать оптимальный план перевозок, то есть определить, сколько груза xij должно быть отправлено из каждого пункта отправления (от поставщика) в каждый пункт назначения (до потребителя) с минимальными суммарными транспортными издержками.
В общем виде исходные данные представлены в табл. 1.
Таблица 1
Исходные данные
Потреби-тели Постав- щики | B1 | B2 | … | Bn | Запасы (объемы отправления) |
A1 | С11 X11 | С12 X12 | … | С1n X1n | a1 |
A2 | С21 X21 | С22 X22 |
| С2n X2n | a2 |
| … | … | … | … | … |
Am | Сm1 Xm1 | Сm2 Xm2 |
| Сmn Xmn | am |
Потребность | b1 | b2 |
| bn |
|
Транспортная задача называется закрытой, если суммарный объем отправляемых грузов равен суммарному объему потребности в этих грузах по пунктам назначения
Если такого равенства нет (потребности выше запасов или наоборот), задачу называют открытой.
Для написания математической модели закрытой транспортной задачи необходимо все условия (ограничения) и целевую функцию представить в виде математических соотношений. Все грузы из i-х пунктов (поставщики) должны быть отправлены, т. е.:
, где i=1,…,m
Все j-е пункты (потребители) должны быть обеспечены грузами в плановом объеме:
, где j=1,…,n
Из экономических соображений должно выполняться также условие неотрицательности переменных:
i=1,…,m; j=1,…,n
Перевозки необходимо осуществить с минимальными транспортными издержками. Следовательно, целевая функция примет вид:
Таким образом, математическая формализация простейшей транспортной задачи закрытого типа имеет следующий вид:
где i=1,2,…,m; j=1,2,…,n
В этой модели вместо матрицы стоимостей перевозок могут задаваться матрицы расстояний. В таком случае в качестве целевой функции рассматривается минимум суммарной транспортной работы. Как видно из выражения (11), уравнение баланса является обязательным условием решения закрытой транспортной задачи, поэтому, когда в исходных условиях дана открытая задача, то ее необходимо привести к закрытой форме. В случае если
-
потребности по пунктам назначения превышают запасы пунктов отправления, то вводится фиктивный поставщик с недостающим объемом отправления;
-
запасы поставщиков превышают потребности потребителей, то вводится фиктивный потребитель с необходимым объемом потребления.
Варианты, связывающие фиктивные пункты с реальными, имеют нулевые оценки. После введения фиктивных пунктов задача решается как закрытая.
-
Общая модель транспортной задачи:
(11)
, где i=1,2,…,m (12)
, где j=1,2,…,n (13)
где i=1,2,…,m; j=1,2,…,n (14)
Здесь (11) – целевая функция (минимум затрат на транспортировку продукта);
(12) – ограничения по величине предложения в каждом пункте производства;
(13) – ограничения по величине спроса в каждом пункте потребления;
(14) – условия неотрицательности объемов перевозок.
-
Замкнутая транспортная задача. Общее предложение равно общему спросу:
Это необходимое и достаточное условие существования допустимого плана значения.
-
Открытая транспортная задача.
-
– излишек продукта.
-
Способ сведения к замкнутой задаче. Пусть bn+1 – величина избытка продукции, то есть ; ci,n+1 – штраф за единицу продукта, не реализованного в пункте i; yi – количество продукта, не реализованного в пункте i.
Замкнутая транспортная задача имеет вид:
, где i=1,2,…,m
, где j=1,2,…,n
i=1,2,…,m; j=1,2,…,n
-
– дефицит продукта.
Способ сведения к замкнутой задаче. Пусть am+1 – величина дефицита продукции, то есть ; cm+1,j – штраф за единицу продукта, недопоставленного в пункт j; yj – количество продукта, не реализованного в пункте j.
Замкнутая транспортная задача имеет вид:
, где i=1,…,m
, где j=1,…,n
i=1,…,m; j=1,…,n
-
Транспортная задача с запретами. Пусть E – Множество пар индексов (i,j), таких, что из пункта i в пункт j допускается транспортировка продукта. Между любыми другими двумя пунктами транспортировка не допускается
Пусть М – большое число, например
М=max(cij ) max , i=1,…,m; j=1,…,n.
Т , если (i,j) Е, , если (i,j) E.
В оптимальном плане транспортной задачи при ограничениях (12)–(1
4) xij=0, если (i,j) E.
-
Транспортная задача с фиксированными перевозками. Если объем перевозок между пунктами i и j задан, то в задаче (11)–(14) вводится дополнительное ограничение: xij=vij, где vij – заданный объем перевозок.
-
Транспортная задача с ограничениями на пропускную способность. Если объем перевозок из пункта i в пункт j ограничен величиной wij, то в задаче (11)–(14) вводится дополнительное ограничение: xij wij.
-
Транспортная задача с фиксированными доплатами. Предположим, что в открытой транспортной задаче имеет место дефицит продукта и для его устранения в пунктах i=m+1, ..., k возможно создание новых мощностей di.
Пусть переменные zi=1, если в пункте i (i=m+1, ..., k) вводятся мощности di, и zi=0, если в пункте i мощности не вводятся. Издержки на ввод мощностей di в пункте i (i=m+1, ..., k) составляют ui.
С учетом возможности создания новых мощностей транспортная задача может быть записана в следующем виде:
(15)
, где i=1,…,m (16)
, где i=m+1, ..., k (17)
, где j=1,…,n (18)
где i=1,…,k; j=1,…,n (19)
Здесь (15) – целевая функция (минимум затрат на транспортировку и ввод мощностей);
(16) – ограничения по величине предложения в каждом существующем пункте производства;
(17) – ограничения по величине предложения в каждом новом пункте производства;
(18) – ограничения по величине спроса в каждом пункте потребления;
(19) – условия неотрицательности объемов перевозок.
Помимо непрерывных переменных xij в модель включены булевы переменные zi. Задача (15)–(19) является задачей линейного программирования со «смешанными» переменными.
Транспортным задачам присущи следующие особенности:
-
распределению подлежат однородные ресурсы;
-
условия задачи описываются только уравнениями;
-
все переменные выражаются в одинаковых единицах измерения;
-
во всех уравнениях коэффициенты при неизвестных равны единице;
-
каждая неизвестная встречается только в двух уравнениях системы ограничений.
Все приведенные модели описывают транспортную задачу в виде задачи линейного программирования. В такой форме она может быть решена стандартными средствами линейного программирования, например симплекс-методом.
Для решения транспортной задачи могут быть использованы также и менее трудоемкие (по объему вычислений) алгоритмы, например метод потенциалов
На практике подобные задачи решаются, конечно же, при помощи различного программного обеспечения, что позволяет значительно упростить работу и сэкономить время.
Рассмотрим, как это можно сделать в среде электронных таблиц Microsoft Excel на примере следующей задачи
- Содержание
- Введение
- Глава 1. Оптимизация плана производства Цели
- Пример №1 решения задачи оптимизации плана производства Исходная постановка задачи
- Формальная математическая постановка задачи
- Методика выполнения в Microsoft Excel
- Пример №2 решения задачи оптимизации плана производства Исходная постановка задачи
- Формальная математическая постановки задачи
- Методика выполнения в Microsoft Excel
- Глава 2. Транспортная задача
- Пример решения транспортной задачи Исходная постановка задачи
- Формальная математическая постановка задачи
- Методика выполнения в Microsoft Excel
- Глава 3. Оптимальный раскрой Цели
- 1. Определение рациональных способов раскроя материала.
- 2. Определение интенсивности использования рациональных способов раскроя.
- Пример решения задачи оптимального раскроя Исходная постановка задачи
- Формальная математическая постановки задачи
- Методика выполнения в Microsoft Excel
- Требования к выполнению лабораторной работы
- "Решение задач оптимизации средствами Microsoft Excel"